Реформы в постсоветский период развития судебной системы в России

Предпосылкой судебной реформы в постсоветский период развития России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года).

  Концепция судебной реформы в РСФСР, подготовленная группой независимых экспертов была внесена в Верховный Совет РСФСР Президентом Российской Федерации и 24 октября 1991 года и  одобрена Постановлением Верховного Совета РСФСР. В Концепции анализировались причины кризисного состояния правоохранительных органов и судебной системы и предлагались законодательные и организационные меры по преодолению затруднений и преобразованию судопроизводства на демократических основах. В частности, провозглашалась необходимость возрождения суда присяжных, института мировых судей, введения судебного контроля над правомерностью заключения под стражу, несменяемости судей, пересмотра ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов13

13 С.А. Пашин «Краткий очерк судебных реформ и революций в России» (Электронная версия).

 

  Одним из первых Законодательных актов реализации судебной реформы 1991 г. в России стал Закон о статусе судей в Российской Федерации принятый 26 июня 1992 года за N 3132-1. Впервые законодательно определялся статус судей как представителей третьей власти государства наряду с исполнительной и законодательной властью. Для осуществления судьями объективного и беспристрастного правосудия были декларированы правовые, организационные, материальные и социальные гарантии их независимости.

Принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года Конституция  Российской Федерации стала первой в истории страны конституцией признающей неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия регламентирована в Конституции Российской Федерации главой 7 «Судебная власть и прокуратура». В этой главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти (ст.10 Конституции РФ). В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст.11 Конституции РФ).

  Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.

     С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. стало формироваться новое постсоветское законодательство. Следует рассмотреть ряд важнейших законов принятых в период судебной реформы 1991-1999 г.г.

Сохраняя преемственность с прежним законодательным регулированием, был принят новый Федеральный Конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Ранее советские суды никогда не имели полномочий по проверке законодательных актов на соответствие их Конституции;

В целях преобразования административных органов -государственных арбитражей в арбитражные суды, 28 апреля 1995 года был принят Федеральный Конституционный закон N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

Основной системообразующий документ, который установил единое правовое пространство для законодательства о судоустройстве, приняла Государственная Дума второго созыва. Этим документом стал Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ. Данным законом, предусмотрено, создание в субъектах РФ института мировых судей Тем самым принято решение о возрождении и включении в судебную систему России нового звена - мировых судей.

     Конституцией Российской Федерации 1993 года ч.4 ст. 123 право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне. Закон РФ от 16 июля 1993 года дополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Первый процесс с участием присяжных заседателей в современной России проходил с 15 по 17 декабря 1993 года в Саратовском областном суде.

  На VIII съезде российских судей, произошедшем в Москве 16-го февраля 2016 г., в своем выступлении Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил распространить суд присяжных до уровня районных судов, чтобы «предоставить, как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия»14

14 Стенограмма выступления Президента В.В. Путина на www.vedomosti.ru. Проверено 17 февраля 2016. На VIII Всероссийском съезде судей.

  В то же время, он поставил под вопрос установленное количество присяжных заседателей в 12 человек.

Кроме того, в феврале 2016 года Конституционный суд РФ вернул женщинам право выбирать суд присяжных при рассмотрении дел об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ), обязав внести соответствующую поправку в законы.

Появление в России частного нотариата стало возможным с утверждением 11.02.1993 г «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

Создание судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, (Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»), обусловлено выполнением мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленными на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Были приняты и другие федеральные законы: «О военных судах Российской Федерации»; «О судебных приставах»; «Об исполнительном производстве»; «О мировых судьях в Российской Федерации»; «О финансировании судов Российской Федерации); «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»; «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:

Важным документом стал Указ Президента РФ от 06.07.1995 N 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». Указа Президента регламентировал реализацию положений Конституции Российской Федерации и укреплению на ее основе российской государственности, правовых основ российского общества, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства РФ были утверждены: 

- 20 ноября 2001 года концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы15;

15 Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы

- 21 сентября 2006 г концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы;16

16 Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы

- 27.12.2012 N 1406 (ред. от 25.12.2015) О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы».17

17 Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы

В рамках ч. 1.2 гл. 1 выпускной квалификационной работы, исследованы цели и решение задач поставленных Концепцией судебной реформы РСФСР от 24 октября 1991 года и федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы; 2007-2012 годы, 2013-2020 годы. 

  Исследования были проведены методом сравнительного анализа.

На V Всероссийском съезде судей, который состоялся в ноябре 2000 года, Президент РФ Владимир Путин охарактеризовал существующую на тот момент времени судебную систему следующим образом: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована»18.

[1] 8 Стенограмма речи Президента В.В. Путина на V Всероссийском съезде судей 27 - 28 ноября 2000

 

Новый этап судебной реформы начался с принятием Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы. Одной из ее задач было обеспечение информатизации судов общей юрисдикции.

В Программе на 2002-2006 годы, четко обозначены причины отставания Российской судебной системы от ее зарубежных аналогов. Основная причина, была и есть, а заключается в том, что надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это в свою очередь отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Суды вынуждены переносить сроки рассмотрения дел и сокращать количество принимаемых заявлений. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд.

Кроме того, штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству.

 Следует отметить то, что размещение судов и состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что компрометируют правосудие. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.

С вступлением России в Совет Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.

Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.19

19Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы

Основной задачей Федеральной целевой программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы было обеспечение информатизации судов общей юрисдикции. Совет судей РФ 30 ноября 2006 года постановил данную задачу выполненной - в российских судах была внедрена Государственная автоматизированная система «Правосудие».

Далее, обратимся к анализу федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы.

Основными задачами Программы были обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение доверия к правосудию, обеспечение независимости судей, а также повышение уровня исполнения судебных актов.

  Учитывая, что Программа на 2002 – 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы и повышением доверия к правосудию. Однако, осталось много не решенных задач.

Дальнейшее развитие судебной системы не может быть простым наращиванием количества судей вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых дел. В этой связи необходимы меры для интенсификации ее деятельности.

  Программа на 2007-2012 годы практически решила проблему информатизации судебной системы. Суды получили автоматизированные рабочие места для судей и работников аппарата суда. Кроме того, были смонтированы локально вычислительные сети, установлены мощные серверы, поступила копировально-множительная техника, диктофоны для записи судебных заседаний, возможность пользоваться базой судебных решений судов Российской Федерации. В судах осуществлено введение всех подпрограмм информационной системы судов общей юрисдикции Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС – «Правосудие»).20

20 Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы

 

Это стало возможным за счет увеличения объема финансирования позиции по информатизации судебной системы в три раза.

А информатизация судебной системы позволила обеспечить открытость и прозрачность правосудия, значительно сократить сроки рассмотрения дел, исключить случаи потери документации, обеспечить удобный и быстрый доступ к информации, повысить качество и эффективность работы судебного аппарата за счет системы «электронного обеспечения правосудия».

  В целях обеспечения самостоятельности судебной власти и с учетом финансирования ее потребностей только за счет средств федерального бюджета Программой предусматривалось выделение средств обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

  Кроме того, в целях обеспечения доступности правосудия, создания надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, были построены и реконструированы здания судов. В судах созданы условия для инвалидов и несовершеннолетних, создана зона свободного доступа в здания судов, для обеспечения открытости судебного разбирательства предусмотрено достаточно залов судебных заседаний, залов ожидания для граждан, открыты санитарные комнаты.

  Кроме того, для обеспечения надлежащих условий осуществления правосудия приняты меры, направленные на усиление охраны зданий судов.

В настоящее время в России принята Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы, которая предусматривает множество интересных нововведений. Так, в рамках ее реализации предполагается создание мобильных подвижных офисов судей в удаленных районах страны. Выглядеть такой «кабинет судьи» будет как микроавтобус с оборудованием для видео-конференц-связи.

Федеральные суды общей юрисдикции к моменту окончания программы будут оснащены оборудованием для допроса без возможности визуального наблюдения. Кроме того, планируется провести целый комплекс мероприятий по переходу на электронный документооборот. Все поступающие и хранящиеся в архивах суда документы будут сканироваться и формироваться в электронные дела. Это даст возможность подавать в суд общей юрисдикции заявления и ознакомиться с материалами дела через Интернет - правда, до этого необходимо будет внести соответствующие изменения в ГПК РФ.21

21Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013–2020 годы

      Следует отметить, что у федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» еще достаточно времени для решения всех поставленных в ней задач.

  Таким образом, подводя итог судебной реформы в постсоветский период развития судебной системы в России, можно сказать, что были получены позитивные результаты в деятельности судебной системы. Возрожден суд присяжных, создана мировая юстиция, принят Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»,преобразованы административные органы государственных арбитражей в арбитражные суды, создан Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, были приняты федеральные законы: «О военных судах Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве». Определен статус судей как представителей третьей власти государства наряду с исполнительной и законодательной властью, существенно увеличена численность судейского корпуса, увеличена численность аппарата судов, в штат судов введена единица помощника судьи, построены и отремонтированы здания и помещения судов.

   Информатизация судебной системы позволила обеспечить открытости и прозрачности правосудия, значительного сократить сроки рассмотрения дел, исключить случаи потери документации, обеспечить удобный и быстрый доступ к информации, повысить качество и эффективность работы судебного аппарата за счет системы «электронного обеспечения правосудия».


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: