Возвращение мировой юстиции в Республику Хакасия

  После полного упразднения института мировых судей в 1917 г. в судебной системе советской России не было аналогов мирового суда. До конца 80-х г.г., малозначительные дела не выделялись в особую группу и рассматривались в районных судах в общем порядке.

  В конце 1991 г. Президент России Б.Н. Ельцин представил на обсуждение в Верховный Совет РСФСР концепцию судебной реформы в РСФСР, в которой упоминалось о мировых судьях. Верховный Совет одобрил указанную концепцию в Постановлении от 24 октября 1991 г. № 1801-152.

  На разработку концепции мировой юстиции в современной России повлияли три основных фактора:

-необходимость усиления гарантий доступности правосудия и приближения его к населению;

-развитие федерализма в России: необходимость предоставить возможность субъектам Федерации создавать собственные судебные органы;

-стремление увеличить количество судей, освободив районные суды от «малозначительных» дел.

  Анализ предложений разработчиков Концепции указывает, что они, безусловно, изучали дореволюционной опыт мирового судопроизводства и брали его за основу. Однако претворить эти идеи в жизнь оказалось очень непросто. Прежде всего, надо было разработать и принять ряд законодательных актов, но правотворческий процесс шел медленно и в больших спорах. Главным следует считать то, что основы судоустройства в законодательстве о мировых судьях субъектов Российской Федерации были включены в Конституцию Российской Федерации 1993 г., (ст.10, ч.2. ст. 11, 72 Конституции РФ).

  В марте 1994 г. III Всероссийский съезд судей принимает постановление «О концепции судебной системы Российской Федерации», где введение института мировых судей получает полную поддержку.

С принятием на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва 25.05.1995) (ред. от 8.04.2015 N 19-ЗРХ),   Конституции Республики Хакасия,  законодательство о мировых судьях Российской Федерации, следует применять на территории Хакассии в совместном ведении Российской Федерации и Республики Хакасия, являющейся субъектом Российской Федерации (ст. 7, 119, 121 Конституции РХ).

Далее следует, -Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 4, ст. 28, данными статьями закона  определены общие положения, и порядок деятельности мировых судей которые устанавливаются федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

  Федеральный закон от 17.12.1998N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» был принят спустя два года после Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Судья Верховного Суда В. Демидов в одной из публикаций, посвященных принятию данного нормативного акта, указывал, что по предварительным данным, судебной системе потребуется примерно 7 тыс. мировых судей. Однако очевидно, что в ближайшие годы вряд ли удастся изыскать средства на финансирование такого числа судей.

   Федеральный закон от 29.12. 1999 г №218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», вступил силу 6 января 2000 г. Следует заметить, что в первой редакции Закона «Об общем числе мировых судей…» определялось количество судебных участков лишь в 64 (из 89) субъектах РФ. Причинами такого положения являлись нерасторопность самих субъектов Российской Федерации, а также рассогласованность действий органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Так как общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 ФЗ №188-ФЗ). Впоследствии в указанный нормативный акт неоднократно вносили дополнения, устанавливающие количество мировых судей и судебных участков в оставшихся субъектах Федерации.

  Федеральным законом от 29.12. 1999 г №218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в ст. 1. сказано: «…определить число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Республике Хакасия числом -35».

  Исследуя документы в хронологическом порядке, следует обратиться к закону Республики Хакасия «О мировых судьях в Республике Хакасия» № 73 принятому 22 февраля 2000 г.

  Федеральным законом от 17.12.1998N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» субъектам РФ было дано право, самостоятельно устанавливать правила в определенных федеральным законом пределах, а именно урегулировать следующие вопросы: избираются или назначаются мировые судьи и каким образом происходят выборы (назначение) (ст. 6 закона N 188-ФЗ); срок полномочий мирового судьи (ст.7 закона N 188-ФЗ).

   Следует подробно остановиться на ст. 6 «Порядок назначения на должность мирового судьи» (в ред. Закона Республики Хакасия от 30.06.2008 N 27-ЗРХ). Процедура назначения мирового судьи, на должность четко выверенная и достаточно длительная:

  Первое - мировой судья назначается на должность Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Председателя Верховного суда Республики Хакасия на основании положительного заключения квалификационной коллегии судей Республики Хакасия.

  Второе – по срокам подачи представления в Верховный Совет Республики Хакасия, оно подается не позднее, чем за 30 дней до дня созыва очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия

   Третье - на кандидата для назначения на должность мирового судьи в Верховный Совет Р.Х. вносятся представление Председателя Верховного суда Р.Х. с указанием анкетных данных и замещаемой должности кандидата, а также заключение квалификационной коллегии судей Р.Х..

  Четвертое - поступившие документы, направляются в комитет Верховного Совета Р.Х., в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.

  Пятое - комитет рассматривает представленные документы на кандидата в мировые судьи. В случае если в ходе обсуждения кандидатуры будут установлены ранее неизвестные обстоятельства, характеризующие кандидата с отрицательной стороны, рассмотрение кандидатуры может быть отложено. Материалы направляются Председателю Верховного суда Р.Х. для обращения в квалификационную коллегию судей Р.Х. для проверки поступивших на кандидата дополнительных сведений и пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

  Шестое - Председатель Верховного суда Республики Хакасия и все кандидаты, рекомендованные к назначению на должность мирового судьи, приглашаются на заседание комитета, на котором рассматриваются кандидатуры для назначения на должность мирового судьи. По результатам рассмотрения комитет принимает решение по каждой кандидатуре для назначения на должность мирового судьи, которое вносится на рассмотрение Верховного Совета Р.Х.. В случае, если представленные документы не отвечают требованиям настоящей статьи или установлена недостоверность документов, комитет своим решением отклоняет кандидатуру для назначения на должность мирового судьи.

  Седьмое - Верховный Совет Р.Х. при наличии решения комитета рассматривает представление и принимает постановление о назначении на должность мирового судьи или об отклонении кандидатуры. Кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Верховным Советом Р.Х., может быть представлена на рассмотрение Верховного Совета Р.Х. повторно не ранее чем через год после отклонения. Вот такую процедуру назначения проходят кандидаты на должность мировых судей Республики Хакасия.

  В соответствии со ст. 7. закона Республики Хакасия «О мировых судьях в Республике Хакасия» Мировой судья назначается на должность сроком на три года. А при повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается сроком на десять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

   Таким образом, был законодательно решен вопрос о назначении на должность мирового судьи и срок полномочий мирового судьи. Далее необходимо было решить вопрос о судебных участках и должностях мировых судей в городах и районах Республики Хакасия, в соответствии с темой выпускной квалификационной работы рассмотрен вопрос по городу Черногорску.

  Закон Республики Хакасия от 21.03.2001 N 5 «О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 06.03.2001) (вместе с «Перечнем судебных участков в Республике Хакасия»). Из ст. 1 Закона №5: «…установить число судебных участков и создать соответствующее ему количество должностей мировых судей в административно-территориальных образованиях Республики Хакасия:

город Черногорск – 2».

  С этого закона и начинается образование судебных участков мировых судей г. Черногорска». В мае 2001 г. первым в Хакасии в городе Черногорске начал работать институт мировых судей. Первыми прошли назначение и работают по сей день мировые судьи А.И. Фирсов и М.Е. Калиновская.54

54 Журнал судов общей юрисдикции Правосудие в Хакасии. Абакан, 2013, стр. 31-32

  В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона РХ «О мировых судьях в Республики Хакасия» (в ред. закона №48-ЗРХ от 31.05.2011 г.), «мирового судью и его аппарат обеспечивает служебным помещением Управление по обеспечению деятельности мировых судей РХ по согласованию с органами местного самоуправления».

  Раньше было не так, участки установили, судей мировых назначили, а вот разместить их было негде.  В мае 2001 года 2 судебных участка мировых судей разместились в Черногорском городском суде. В отдельном крыле здания были выделены кабинеты судьям, общая на два судебных участка канцелярия. Мировым судьям была оказана всесторонняя помощь, главное, возможность обучаться профессии на рабочем месте и что немало важно помощь в материально-техническом обеспечении.

  В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона РХ «О мировых судьях в Республики Хакасия» (в ред. закона №48-ЗРХ от 31.05.2011 г.), «мирового судью и его аппарат обеспечивает служебным помещением Управление по обеспечению деятельности мировых судей РХ по согласованию с органами местного самоуправления».

  Город Черногорск является промышленным центром Хакасии с населением более 80 000 тыс. человек, на двух мировых судейобрушился вал гражданских и уголовных дел, уровень нагрузки не соответствовал ни каким нормам. Этот острый вопрос частично решен Законом РХ №26 от 06.05.2004 г., которым внесены изменения в ст. 1 Закона Республики Хакасия от 01.01.01 года № 5 «О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Хакасия» в городе Черногорске стало 3 судебных участка.

  Отдельных помещений под размещение уже 3-х судебных участков мировых судей так и не было. Решением проблемы занялась Администрация города и нашла возможность разместить судебные участки мировых судей (в помещении ранее занятым прокуратурой города) на первом этаже стандартного пятиэтажного жилого дома. Таким образом, мировой суд трех судебных участков (в настоящее время их пяти), размещен в одном здании в центре города. 

  Далее, учитывая, что «…судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от пятнадцати до двадцати трех тысяч человек» Законом от 25.12.2009 N 149-ЗРХ было увеличено число судебных участков до 5.

  В настоящее время в городе 5 судебных участков мировых судей, где трудятся профессионалы своего дела, об этом говорит то, что бывшие мировые судьи г. Черногорска назначены Указом Президента Российской Федерации – Н.Н. Сунчугашева председателем Абаканского городского суда, И. А. Кожина председателем Сорского районного суда.

  Судебные участки мировых судей г. Черногорска оснащены средствами телекоммуникаций, рабочие места судей и работников аппарата оборудованы персональными компьютерами.. На каждом судебном участке установлен программный модуль «АМИРС», который предназначен для автоматизации процессов судебного делопроизводства, полнофункциональной информационной поддержки всех стадий прохождения и рассмотрения дел, включая подготовку сведений о делах и текстов судебных актов к публикации на сайте участка мирового судьи. В настоящее время мировые судьи в Республики Хакасия являются частью единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

  Таким образом, институт мировых судей образованный в г. Черногорске - это важный инструмент судебной защиты правопорядка, прав и законных интересов граждан, который в силу своей приближенности к населению, в полной мере гарантирует гражданам судебную защиту их прав и свобод.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Содержание и смысл выпускной квалификационной работы предполагает, что история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важна сама возможность извлекать из прошедшего уроки для будущего.

  История Черногорского суда, его образование и дальнейшее развитие начиналось по установлениям Судебной реформы 1922 года, ее историческое значение трудно переоценить. Следует учесть, что Судебная реформа 1922 г. была связана не только с изменением системы судоустройства, но и с модернизацией судебного процесса. Суть идеи модернизации судебного процесса заключалась в том, что удалось объединить активность суда и сторон в сборе доказательств. Идея является уникальной и не характерной для других основных правовых систем.

  Анализируя исторические документы, мнения правоведов историков, юристов о революционном преобразовании судоустройственного законодательства советский России можно сказать, что именно в Судебной реформе 1922 г. был заложен базис и основы, которые во многом предопределили дальнейшее развитие как советской судебной системы, так, впоследствии, и российской.

  Предпосылкой судебной реформы в постсоветский период развития судебной системы в России, было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей.     Была разработана Концепция судебной реформы, в ней анализировались причины кризиса судебной системы и предлагались законодательные и организационные меры по преобразованию судопроизводства на демократических основах.

   Подводя итог судебной реформы в постсоветский период развития судебной системы в России, можно сказать, что были получены позитивные изменениям в деятельности судебной системы. Возрожден суд присяжных, создана мировая юстиция, принят закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», преобразованы органы государственных арбитражей в арбитражные суды, приняты федеральные законы: «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве».

Определен статус судей как представителей третьей власти государства, существенно увеличена численность судейского корпуса, увеличена численность аппарата судов, построены и отремонтированы здания и помещения судов.

Информатизация судебной системы позволила обеспечить открытости и прозрачности правосудия, значительного сократить сроки рассмотрения дел, обеспечить удобный и быстрый доступ к информации.

   Черногорский суд, а вернее первый участок народного судьи, был образован в 1936 году с образованием города Черногорска из рабочего поселка Черногорские копии. Становление Черногорского суда, проходило в период политических репрессий. Не обошла беда и Черногорский народный суд. Первый народный судья Васильев М.Ф., избранный в 1936 г., в 1937 г., был исключенного из членов ВКП(б) и арестован за политические ошибки в судебной практике, за покровительство врагов народа.

  До 1960 года в городе было два участка народных судей. В 1961 г. участковые народные суды города объединены в Черногорский городской народный суд. Судебный состав состоял исключительно из людей с высшим юридическим образованием, были созданы условия отправления правосудия, суд занимал кирпичное двухэтажное здание в центре города.

  Следует отметить, что роль судей и правосудия в России не однозначна. Сама наша история, ожидания, надежды граждан, их стремление к справедливости теснейшим образом связаны с судейским служением. Эта деятельность никогда не была и, очевидно, не будет простой. Но с другой стороны, люди вправе рассчитывать, чтобы суд работал без волокиты, без поверхностной спешки, суд всегда должен стоять на страже закона.

   В настоящее время, в Черногорском городском суде решаются задачи дальнейшего совершенствования информатизации судебной системы. Возможно, данные задачи были бы уже решены, так же, досрочно как введение в действие ГАС «Правосудие». Причина одна, в недостаточном финансировании Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013–2020 годы, а значит не хватает высокотехнологичного оборудования, то, что есть, устарело, постоянно выходит из строя. Необходимо наличие в штате суда специалистов-инженеров способных сопровождать информационные программы, следует отметить, что в суде есть замечательный специалист, но он один. До завершения Программы достаточно времени, что позволяет надеяться на успешное решение поставленных задач.

  Вернемся к истории мировых судей в России. На момент октябрьской революции в России было 12 755 мировых и волостных судов. Такое значительное число судов позволяло практически решить задачу приближения местного суда к населению, обеспечивая тем самым все слои общества равными правами на удобную защиту. В 1917 г. после революции мировые суды вновь прекратили свое существование. Декрет № 1 «О суде» от 24.11.1917 г. принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР, «приостановил» деятельность миро­вых судей на весь период существования советской власти. Так, 24 ноября 1917 г. Система мировых судов была разрушена полностью.

  Далее, следует обратиться к образованию судебных участков мировых судей в г. Черногорске. В настоящее время в городе образовано 5 судебных участков мировых судей. Судебные участки мировых судей г. Черногорска оснащены современными средствами телекоммуникаций, рабочие места судей и работников аппарата оборудованы персональными компьютерами. На каждом судебном участке установлен программный модуль «АМИРС», который предназначен для автоматизации процессов судебного делопроизводства, полнофункциональной информационной поддержки всех стадий прохождения и рассмотрения дел, включая подготовку сведений о делах и текстов судебных актов к публикации на сайте участка мирового судьи. Судебные приставы охраняют порядок в здании мирового суда.

  Таким образом, институт мировых судей образованный в г. Черногорске это важный инструмент судебной защиты правопорядка, прав и законных интересов граждан, который в силу своей приближенности к населению, в полной мере гарантирует гражданам судебную защиту их прав и свобод.

  В заключение следует сказать, что уже ушли в прошлое многие государственные институты, другие с новыми функциями и общим наполнением возрождаются вновь (мировые судьи, присяжные заседатели, судебные приставы) Не это ли является лучшим подтверждением того, что исторический опыт всегда полезен? Это, несомненно! Именно опираясь на него, сейчас в России строится правовое государство. И за советом в этом строительстве мы не раз обратимся, в первую очередь, к нашей истории.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: