Органов прокуратуры, адвокатуры и в судебной системе РФ

§ 1. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина

в системе органов прокуратуры РФ

Сущность, предмет и цели прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Функция надзора за исполнением законов вызвана объективной необходимостью и поэтому присуща всем современным государствам, заинтересованным в нормальном развитии. Исторически сложилось так, что в России с 12 января 1722 г. специфическая функция надзора за исполнением законов возложена на прокуратуру. За 288 лет своего существования прокуратура России прошла большой путь, познала взлеты и падения, но доказала, что Российское государство, все народы многонациональной страны, ее граждане и жители нуждаются в сильной, независимой и эффективно работающей прокуратуре. Доказывать это в последние годы приходится постоянно, ежедневно нелегким трудом, так как попытки ликвидировать или свести полномочия прокуратуры к минимуму продолжаются. Цели и задачи прокурорского надзора, несмотря на огромные исторические перемены, остаются неизменными, хотя смещаются акценты, меняются формы и методы работы. В условиях современной России эффективно действующий государственный надзор является важным средством обеспечения в первую очередь защиты прав и свобод человека и гражданина.

С учетом международных обязательств Российской Федерации, принципиальных положений Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, деятельность всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - должна быть направлена на соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Но это возможно лишь в условиях эффективно работающей системы надзора и контроля.

Особой и наиболее эффективной формой надзора и контроля является прокурорский надзор, поскольку органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, а прокурорские работники не могут принимать участие в деятельности общественных объединений, преследующих политические цели, и сама деятельность таких объединений в органах и учреждениях прокуратуры не допускается. Судебная защита прав и свобод вовсе не означает, что должна ограничиваться прокурорская форма защиты этих прав и свобод. Прокурорский надзор за счет таких преимуществ, как оперативность разрешения обращений граждан, инициативность, доступность для населения и бесплатность юридической помощи, компенсирует ряд уязвимых мест правосудия.

Целями деятельности прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций является в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" самостоятельным и одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является предметом и других направлений прокурорского надзора и уголовного преследования, участия в рассмотрении дел судами. Можно утверждать, что защита прав и свобод человека пронизывает всю многогранную деятельность прокуратуры. Какие бы действия ни совершали прокурор или следователь прокуратуры, реализуя предоставленные им законом полномочия, вопрос о соблюдении прав человека является первоочередным. Поэтому гл. 2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", непосредственно посвященная рассматриваемому направлению надзора, предполагает обеспечение только тех прав и свобод, которые не связаны с уголовным преследованием, а также надзором за оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и следствием, исполнением наказаний.

Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с федеральных министерств. Закон не содержит каких-либо ограничений на этот счет.

Таким образом, при сообщении о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор имеет право и обязан провести проверку в любом органе, учреждении, организации, на любом предприятии, так как обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией РФ на все без исключения органы и организации.

Главной целью прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является реальное их обеспечение в деятельности всех органов и должностных лиц, достижение уверенности людей в том, что их права и свободы надежно защищены, а в случае их нарушения они могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и прокуратуры.

О том, что надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является приоритетным, говорится и в Приказе Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина". Особое внимание, как отмечается в Приказе, должно уделяться трудовым, имущественным, жилищным, экологическим, избирательным и иным политическим правам и свободам. Деятельность прокуроров по надзору за соблюдением прав и свобод оценивается Генеральным прокурором исходя из своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности. Предметом особого внимания прокуроров является соблюдение прав и свобод слабо защищенных категорий населения - детей, инвалидов, престарелых.

В настоящее время Генеральным прокурором Российской Федерации правозащитная деятельность прокуратуры выделена на первое место. "Есть серьезные проблемы с доступностью юридической помощи. В этих условиях органы прокуратуры должны стать тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права", - подчеркнул Ю.Я. Чайка в выступлении на Совете Федерации при утверждении его на пост Генерального прокурора. Следует отметить, что и другие приоритетные направления деятельности прокуратуры, такие как сопровождение реализации национальных проектов, повышение координации правоохранительных органов, борьба с коррупцией, углубление "прозрачности" и открытости самой прокуратуры, также имеют непосредственное отношение к реальному обеспечению прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время работа органов прокуратуры перестраивается с учетом указанных приоритетов.

Необходимо отметить, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Но их деятельность требует надзора прокуратуры, так как от нее во многом зависит реальное обеспечение этих прав и свобод. При этом прокуроры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и лиц. Говоря о надзоре за соблюдением прав и свобод, следует обратить внимание и на то, что проводимая работа касается как отдельного человека, так и защиты общественных и публичных интересов, за которыми стоят права и свободы всех или отдельных групп граждан.

Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены ст. ст. 22, 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". К ним относятся:

- рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод;

- принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Прокурор вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выявления возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" гласит, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Порядок и сроки рассмотрения обращений определены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение прокурором должен быть мотивирован. В случае отказа в удовлетворении заявления или жалобы обратившемуся лицу должно быть разъяснено право обжалования принятого решения. Закон категорически запрещает передачу жалобы в орган или лицу, решения либо действия которых обжалуются. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры утверждена Приказом Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007 г. N 200. В Приказе, в частности, отмечается, что работа по рассмотрению и разрешению обращений и заявлений граждан подчинена решению задачи по охране прав и свобод человека и гражданина и что любое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в соответствующей прокуратуре. Не реже одного раза в полугодие должен проводиться комплексный анализ обращений граждан, практики их разрешения, а итоги анализа используются для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.

Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы гражданами России, лицами без гражданства, должностными и другими лицами о нарушении их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации. Подлежат рассмотрению как письменные, так и устные обращения.

Заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 141 УПК РФ).

Обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей, дознавателей или других лиц к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ. Об этом заявители уведомляются начальником структурного подразделения (прокурором) с разъяснением права и порядка обжалования. В части рассмотрения доводов о несогласии с принятыми решениями такие обращения передаются на разрешение в соответствующее подразделение (прокуратуру).

Жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета при Прокуратуре РФ и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

В связи с тем что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, прокуроры при личном приеме граждан, во время встреч с людьми, через средства массовой информации разъясняют им, какими правами и свободами они обладают, как их можно защищать в случае нарушения, в том числе в судебном порядке. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если последний по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам этого сделать. Существенно, что при этом прокурор и, естественно, гражданин освобождаются от обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту и неопределенного круга лиц, если нарушены права и законные интересы.

По основаниям, установленным законом, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении (ст. 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), приносит протест на противоречащий закону акт (ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), вносит в орган или должностному лицу представление об устранении нарушений закона (ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Таким образом, прокуроры наделены полномочиями, позволяющими эффективно отстаивать права и свободы человека и гражданина. Особенностью прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является наиболее полное воплощение в жизнь принципа гласности, поскольку он, как правило, не связан с охраняемыми законом тайнами.

Более того, деятельность прокуратуры в этом направлении более всего заинтересована в широкой огласке за счет общего профилактического эффекта проверок. Нельзя не отметить и то, что сведения средств массовой информации служат основанием для производства прокурорских проверок.

Приоритетными направлениями прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются соблюдение прав и свобод граждан, не способных самостоятельно в полной мере защищать свои права. Это больные, недееспособные и ограниченно дееспособные лица, инвалиды, престарелые, дети, оставшиеся без попечения родителей, беженцы и вынужденные переселенцы, жертвы катастроф и преступлений. Для военных прокуроров актуальным является соблюдение прав и свобод военнослужащих срочной службы и военнослужащих, участвующих в боевых операциях.

Особой работой прокуроров является соблюдение прав лиц, отбывающих наказание по приговору суда, а также задержанных и заключенных под стражу. В центре внимания прокуроров находятся также вопросы соблюдения законодательства о материнстве и детстве, о ветеранах, о занятости населения, о труде, об охране окружающей среды, о медицине, о борьбе с наркоманией.

Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является составной частью организации работы прокуратуры в целом и предполагает меры по подбору, расстановке кадров, регулированию их деятельности, обеспечению необходимыми средствами, сбору и анализу информации, планированию и оценке работы.

Непосредственно надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в районных и специализированных прокуратурах закреплен за конкретными работниками приказом прокурора. В республиканских, краевых, областных прокуратурах эта работа осуществляется управлениями и отделами.

Независимо от того, как распределены обязанности в прокуратурах, прокуроры и их заместители участвуют в организации и осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, направляют и контролируют работу своих подчиненных в этой области.

Конкретные мероприятия по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина отражаются в текущих и перспективных планах прокуратур всех уровней и по всем направлениям деятельности. При организации работы важно обладать достоверной и полной информацией о состоянии законности, наиболее распространенных нарушениях прав и свобод граждан, требующих вмешательства со стороны как прокуратуры, так и других государственных органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судов, других правоохранительных органов, органов контроля.

Планирование и координация работы позволяют наиболее эффективно использовать возможности прокуратуры и других государственных органов. Разумеется, план не догма, а лишь руководство к действию. И конечно же планирование предполагает повседневную работу по защите прав и свобод конкретного человека.

Средства прокурорского реагирования на нарушения прав и свобод человека и гражданина. Установив нарушение прав и свобод человека и гражданина, обстоятельства, приведшие к этому, прокурор принимает предусмотренные законом меры к их устранению, недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц. Для эффективного осуществления определенных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" функций прокуратура обладает достаточным арсеналом средств, т.е. письменных или устных актов прокурорского надзора. Акт прокурорского надзора - это специфический правовой акт государственного лица, осуществляющего надзор. Прокурор не обладает административной властью и не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Он не вправе непосредственно отменить незаконный правовой акт, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Посредством актов прокурорского реагирования прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности конкретных виновных лиц. Исключением являются лишь акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания.

Принятие мер прокурорского реагирования - это не столько право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушения закона, обстоятельства его совершения, прокурор обязан реагировать в предусмотренном законом порядке, не забывая о том, что перед законом все равны.

Акты прокурорского реагирования - это индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с нарушениями законов. Они обязывают другой орган, их должностных лиц, руководителей коммерческой и некоммерческой организации отреагировать в предусмотренном законом порядке, т.е. рассмотреть, принять меры и сообщить о них прокурору. Выбор средств реагирования зависит от характера и степени нарушения закона, его причин, распространенности, вредных последствий, степени вины правонарушителей. Средства реагирования должны быть своевременными, законными и обоснованными.

В случае выявления правовых актов, противоречащих закону и нарушающих права и свободы граждан, прокурор приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали их, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (ст. 45 ГПК РФ, ст. 52 АПК РФ, ст. 25.11 КоАП РФ). Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор от имени государства указывает, в чем выражено нарушение закона, требует его отменить или привести в соответствие с законом, восстановить нарушенные права и свободы граждан.

Представление является наиболее часто применяемым средством реагирования прокурора на нарушения закона. Оно вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление вносится на основе объективно и полно проведенной прокурорской проверки и анализа нарушения прав и свобод и способствующих им обстоятельств.

В целях предупреждения нарушений прав и свобод человека и гражданина и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным и иным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона и предупреждает о возможных для них последствиях, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

В случаях необходимости привлечения виновных в нарушении законов к административной ответственности прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и ставит перед компетентным органом вопрос об ответственности.

В случаях обнаружения в ходе осуществления надзора признаков уголовно наказуемого нарушения прав и свобод человека и гражданина прокурор выносит в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

При обнаружении в ходе проверки лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению.

В своей деятельности по соблюдению прав и свобод человека и гражданина прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека, правозащитными организациями, средствами массовой информации.

§ 2. Деятельность адвокатуры по защите

прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката. В соответствии с ч. 3 ст. 49 УПК РФ защитник допускается к участию в деле:

1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;

3) с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;

4) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

5) с момента осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.

По действующему уголовно-процессуальному законодательству в качестве защитников в стадии предварительного расследования допускаются только адвокаты, и лишь в судебных стадиях наряду с адвокатами по определению суда или постановлению судьи в качестве защитников могут быть допущены один из близких родственников подсудимого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый (подсудимый).

При производстве у мирового судьи данное лицо или один из близких родственников могут осуществлять защиту самостоятельно.

Понятие "адвокат" раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации": "Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам".

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобретать лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Кроме этого требуется двухлетний стаж работы по юридической специальности либо стажировка в адвокатском образовании продолжительностью от одного года до двух лет. Таким образом, закон предъявляет особые требования к статусу защитника, что, безусловно, оправданно и объясняется особой ответственностью тех функций, которые выполняет защитник в уголовном процессе. Высокий профессионализм защитника - необходимое качество этого важного участника уголовного процесса, так как на него падает основная тяжесть защитительной деятельности, он главный соперник стороны обвинения.

Допуск во время производства предварительного расследования исключительно профессионального защитника - адвоката, конечно, связан с введением в уголовное судопроизводство России принципа состязательности.

Важное значение для выполнения функции защиты имеет момент вступления защитника в уголовный процесс. Без сомнения можно сделать вывод: чем раньше защитник вступит в процесс, тем надежнее будет обеспечен подозреваемый (обвиняемый) необходимой юридической помощью. Также допуск защитника на предварительном следствии позволяет уже с этого момента влиять на ход расследования в интересах подзащитного. Усилия защитника могут быть направлены в зависимости от обстоятельств дела на полное или частичное опровержение факта противоправного деяния, в совершении которого обвиняется подзащитный; на утверждение, что данное деяние совершено не обвиняемым; на несогласие с уголовно-процессуальной квалификацией; на несогласие с избранной мерой пресечения; на возражения против наличия или размеров материального ущерба, причиненного подзащитным; на поиск смягчающих обстоятельств и т.д.

Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера (ч. 4 ст. 49 УПК РФ). Удостоверение нужно как документ, удостоверяющий личность адвоката, ордер адвокатской организации (адвокатского образования) свидетельствует о том, что именно этот адвокат принял на себя защиту и (или) именно этому адвокату поручена защита конкретного подозреваемого или обвиняемого. Защиту прав обвиняемого и подозреваемого в уголовном судопроизводстве могут осуществлять несколько адвокатов или один адвокат нескольких обвиняемых и подозреваемых, однако один и тот же адвокат не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого.

Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого (ч. 7 ст. 49 УПК РФ).

Последнее требование закона вызывает возражения из-за своей категоричности. Возможны случаи, когда адвокат вынужден отказываться от принятой на себя защиты, например в тех случаях, когда подозреваемый или обвиняемый настойчиво требуют от защитника совершения незаконных действий (передачи взятки, использование поддельного документа и т.п.). В таких ситуациях адвокат должен быть наделен правом сложить с себя обязанность защитника.

В ст. 50 УПК РФ решаются вопросы о порядке приглашения, назначения, замены защитника, а также оплаты его труда.

Защитник может быть приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами с согласия или по поручению подозреваемого (обвиняемого).

Участие защитника в производстве по уголовному делу в стадии предварительного расследования может обеспечиваться следователем, дознавателем, судом по назначению, если он не ходатайствует о приглашении конкретного адвоката.

В случае неявки приглашенного по просьбе обвиняемого защитника в течение пяти суток со дня заявления ходатайства о его приглашении дознаватель, следователь, суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае их отказа - назначить защитника по своему усмотрению. Если участвующий в деле защитник в течение пяти суток не может принять участие в производстве конкретного следственного действия, а подозреваемый, обвиняемый не приглашают другого защитника и не ходатайствуют о его назначении, то дознаватель, следователь вправе произвести данное следственное действие без участия защитника, за исключением случаев, когда предусмотрено обязательное участие защитника.

Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения обвиняемого под стражу явка защитника, приглашаемого им, невозможна, то дознаватель, следователь обеспечивают участие другого защитника. В случае отказа подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника за исключением случаев обязательного участия защитника в производстве по делу.

Таким образом, в ст. 50 УПК РФ раскрывается механизм обеспечения подозреваемого и обвиняемого необходимой юридической помощью в форме приглашения или назначения защитника. Подозреваемый и обвиняемый могут пригласить определенного адвоката, которого они сами желают в качестве своего защитника, или пригласить любого защитника из адвокатского формирования. Подозреваемый или обвиняемый могут просто обратиться к следователю с просьбой обеспечить участие любого защитника. В этом случае следователь обязан лично обратиться в соответствующую структуру адвокатуры (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов, адвокатское бюро, юридическую консультацию) с уведомлением о необходимости назначения адвоката. Руководство адвокатского образования в течение 24 часов с момента обращения к ним обязаны выделить конкретного адвоката.

Согласно общему правилу к участию в уголовном деле допускается именно тот защитник, который был избран подозреваемым или обвиняемым. Нарушение этого правила противоречит волеизъявлению подозреваемого и обвиняемого и тем самым ущемляет их права и интересы.

Случаи обязательного участия защитника перечислены в ст. 51 УПК РФ.

В соответствии со ст. 51 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно в следующих случаях:

1) подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;

2) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

3) подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

4) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

5) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

6) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

7) обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке принятия судебного решения.

Основной смысл ст. 51 УПК РФ состоит в том, что при обязательном участии защитника отказ от него подозреваемого или обвиняемого для суда, следователя, дознавателя является необязательным, при этом они, рассматривая такое ходатайство, при принятии по нему решения должны исходить из того, в состоянии ли обвиняемый сам осуществлять защиту без адвоката-защитника.

В данной ситуации государство в лице законодателя выражает особую заботу об обеспечении юридической помощью лиц, которым трудно или невозможно защищаться от обвинения своими силами либо предъявленное им обвинение является слишком тяжким и требует особой осторожности.

В остальных случаях уголовно-процессуальный закон допускает возможность для подозреваемого и обвиняемого отказа от защитника.

Условия отказа от помощи защитника для подозреваемого и обвиняемого следующие:

- отказ от помощи защитника возможен в любой момент производства по уголовному делу;

- отказ от защитника допускается только по инициативе подозреваемого и обвиняемого;

- отказ от защитника заявляется в письменном виде, а если отказ заявлен во время совершения следственного действия, то об этом делается отметка в протоколе данного следственного действия;

- заявление об отказе защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого в дальнейшем права ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу, но допуск защитника не влечет за собой повторения следственных действий, которые к этому времени уже были произведены без участия защитника (ч. ч. 1, 3 ст. 52 УПК РФ).

Когда участие защитника не является обязательным, закон не требует от следователя, дознавателя, суда выяснения мотивов отказа от защитника со стороны подозреваемого и обвиняемого. Однако представляется, что следователю необходимо этот вопрос выяснять, чтобы в уголовном деле имелись доказательства о добровольности такого отказа. В реальной жизни вполне возможны случаи отказа от защитника под давлением родственников подозреваемых, обвиняемых по причине больших для них материальных затрат на оплату труда защитника, а о возможности воспользоваться бесплатной помощью защитника подозреваемый, обвиняемый может и не знать. Возможны также случаи, когда подозреваемый, обвиняемый не желает работать именно с конкретным защитником из-за психологической несовместимости, недостаточной его активности, недостаточной компетентности и неверно заявляет отказ от защитника, вместо того чтобы требовать его замены. Для того чтобы защитник мог реально защитить права своего подзащитного, уголовно-процессуальный закон наделяет его определенными полномочиями (ст. 53 УПК РФ). С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе:

1) иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания без ограничения их количества и продолжительности в условиях, обеспечивающих конфиденциальность;

2) собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ;

3) привлекать специалиста в соответствии со ст. 58 УПК РФ;

4) присутствовать при предъявлении обвинения;

5) участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных определенных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника;

6) знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись или должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому;

7) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

8) заявлять ходатайства и отводы;

9) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом;

11) использовать иные, не запрещенные УПК РФ средства и способы защиты.

Ознакомление с материалами дела проводится в различном объеме: для подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя и защитника нет ограничений, и они знакомятся со всеми имеющимися к моменту ознакомления материалами (ст. 217 УПК РФ), для гражданского ответчика и гражданского истца или их представителя - с материалами, относящимися к гражданскому иску (ст. 216 УПК РФ), если они не заявили ходатайство об ознакомлении с материалами уголовного дела в полном объеме (п. 1 ст. 216).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство впервые предоставило право обвиняемому, подозреваемому собирать и предоставлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 86 УПК РФ защитник вправе собирать и предоставлять доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов и организаций.

Заявление ходатайств как средство защиты, пожалуй, самое распространенное в судопроизводстве. Защитник пользуется им в качестве реакции на недостатки, в том числе нарушения прав и законных интересов, имеющих место при ведении процесса, выражения своего несогласия с квалификацией, избранной мерой пресечения и дальнейшим производством по делу, в качестве просьбы о дополнении доказательств и т.п.

Ходатайства адвокатом могут быть заявлены устно и письменно, мотивированно и немотивированно, с обоснованием и без обоснования, до проведения, в момент производства или окончания процессуального действия. Эти и другие приемы заявления ходатайств имеют значение для положительного их разрешения. Отказ в удовлетворении ходатайства не ограничивает права субъекта заявить его в дальнейшем.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления (ст. 121 УПК РФ). Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор, судья выносят постановление, а суд определение, которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство (ст. 122 УПК РФ).

Заявление отводов имеет место в случаях, когда адвокату становится известно о несоответствии должностного лица предъявляемым ему законом требованиям (ст. 61 УПК РФ). Заявить отвод может любой субъект защиты, и ведущий процесс орган обязан принять мотивированное решение по заявленному отводу. Способами деятельности по заявлению отводов служат: отвод желательно мотивировать; заявление отвода возможно в письменном и устном виде; отвод можно заявить с того момента, как станет известно субъекту защиты об обстоятельствах, предусмотренных в ст. 61 УПК РФ, и в основном до начала следственного действия.

Исходя из положений ст. 61 УПК РФ, судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в рассмотрении дела:

1) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья, кроме того, - в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу;

2) если он является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

3) если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что судья, прокурор, следователь, дознаватель лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе данного дела.

Любое из вышеуказанных должностных лиц не имеет права не только разрешать, но и расследовать (рассматривать) дело, если оно:

- признано потерпевшим либо может быть признано, т.е. ему причинен моральный, физический или имущественный вред;

- если оно понесло материальный ущерб от преступления и предъявило требование о его возмещении, вне зависимости от того, было ли в отношении него вынесено постановление о признании его гражданским истцом;

- в силу закона должно нести материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого, вне зависимости от того, было ли оно специальным постановлением привлечено в качестве гражданского ответчика;

- является очевидцем преступления или вызывалось в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика по делу, даже если в деле отсутствует протокол его допроса, составленное от его имени заключение эксперта, справка специалиста, протокол следственного действия, где отмечено, что это должностное лицо принимало участие в нем как эксперт, специалист или переводчик;

- участвовало в данном деле в качестве защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика; а судья также - если он участвовал в данном деле в качестве дознавателя, начальника органа дознания, следователя, руководителя или члена следственной группы, начальника следственного отдела, прокурора (обвинителя).

Степень родства, о которой идет речь в п. 3 ст. 61 УПК РФ, законом не определена. Основанием отвода может служить любая степень родства.

Под родственными отношениями, исключающими участие судьи (присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя) в рассмотрении дела, следует понимать не только наличие близкого, но и родства более дальних степеней (двоюродные братья, сестры и др.), а равно отношения свойства (родители и родственники супруга, отчим, мачеха и т.п.) (п. 3 ч. 1 ст. 61 УПК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: О соблюдении законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 1 // Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1997. С. 294.

К "иным обстоятельствам", дающим основания считать, что судья, присяжный заседатель, прокурор, следователь, дознаватель лично, прямо или косвенно заинтересован в деле, могут быть отнесены его служебная зависимость, подотчетность или подконтрольность лиц, перечисленных в ст. 61 УПК РФ, любые другие обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же.

В соответствии со ст. 62 УПК РФ указанные обстоятельства являются общими основаниями для отвода не только судьи (присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя), но и других участников - секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника или представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде второй инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого уголовного дела в суде первой инстанции или в порядке надзора, а равно в новом рассмотрении того же дела в суде второй инстанции после отмены приговора (определения, постановления), вынесенного с его участием.

Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, не вправе участвовать в рассмотрении того же уголовного дела в суде первой или второй инстанции (ст. 63 УПК РФ).

Ходатайство - это обращение защитника к дознавателю, следователю, прокурору или в суд с просьбой о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений, направленных на установление обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечение прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица (ст. 119 УПК РФ). Ходатайство заявляется следователю, прокурору, дознавателю или в суд в любой момент производства по уголовному делу. Ходатайство адвокатом может быть заявлено устно или письменно. Устное ходатайство заносится в протокол следственного действия или судебного заседания, письменное - приобщается к материалам уголовного дела (ст. 120 УПК РФ). Закон не ограничивает круг процессуальных действий и процессуальных решений, о проведении которых может ходатайствовать защитник. Целью ходатайства является не само по себе производство процессуального действия или принятие процессуального решения, а реализация с их помощью лицом прав и законных интересов, а также установление того или иного имеющего значение для уголовного дела обстоятельства, благоприятного для соответствующего участника судопроизводства. При этом подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела (ст. 159 УПК РФ). Некоторые ходатайства определяют процедуру уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 217 УПК РФ при окончании ознакомления с материалами уголовного дела следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении судом уголовного дела с участием присяжных заседателей (ст. 31 УПК РФ), о применении особого порядка судебного разбирательства (ст. 314 УПК РФ) и о проведении предварительных слушаний (ст. 229 УПК РФ). Ходатайства участников процесса подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления или не позднее трех суток со дня его заявления (ст. 121 УПК РФ). Принимается решение о вынесении постановления об удовлетворении ходатайства - полном или частичном - или об отказе в удовлетворении ходатайства. Данное постановление также может быть обжаловано вышестоящим лицам или в суд.

Принесение жалоб на действия и решения лиц, ведущих процесс, служит средством реальности заявленных субъектом защиты ходатайств, средством, гарантирующим как полноту реализации права, так и честь и достоинство личности. Каждый субъект защиты может обжаловать любое действие или решение должностного лица в вышестоящие инстанции и в суд. Правилами и приемами их осуществления здесь являются: оформление жалобы, протеста, которые аргументируются и подаются в основном в письменном виде в пределах, предусмотренных в законе сроков; выбор субъектом наиболее подходящего момента для подачи жалобы; отказ от обжалования действий и решений, с тем чтобы сделать это в последующих стадиях.

Жалоба - это обращение участников уголовного процесса к компетентным органам государства, полномочным принять, рассмотреть и разрешить его по существу, в связи с нарушением прав и законных интересов или в связи с необходимостью проверки или контроля за принятыми процессуальными решениями или действиями должностных лиц. Право на обжалование процессуальных действий и решений закреплено в законе в качестве принципа уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ). Обращения участников уголовного судопроизводства содержат неодинаковую информацию, отличаются по своей юридической характеристике и соответственно влекут неодинаковые последствия. Жалобы адвоката на решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, носят наименование апелляционных или кассационных и рассматриваются вышестоящими судами в соответствии со строго установленной процессуальной формой. Жалоба по поводу нарушенного права или законного интереса может быть рассмотрена вышестоящим должностным лицом или судом. В соответствии с ч. 1 ст. 11 УПК РФ суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Обеспечивая гражданам право на обжалование, государство предоставляет им возможность обращаться к широкой сети различных органов, которые обязаны принимать и рассматривать жалобы, своевременно реагировать на них, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и интересов граждан.

Содержание, вид и форма жалобы законом не регламентируются. Поскольку жалоба может быть письменной или устной и изложена произвольно, закон строго регламентирует порядок рассмотрения жалобы. Нечеткость формулировок жалобы (например, просьба об изменении меры пресечения без ссылки на незаконность или необоснованность ареста) не может служить поводом для отказа в принятии ее к производству <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. N 6 "О выполнении судами Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 3 "О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей" // Бюллетень ВС РФ. 1995. N 1.

Жалобы на действия (бездействие) и решение следователя, дознавателя могут быть поданы надзирающему прокурору или в суд. Участники процесса и иные лица, чьи интересы затрагивают производимые процессуальные действия и решения, могут обратиться с жалобой к прокурору на личном приеме, который осуществляется ежедневно во всех структурах органов прокуратуры. Прокурор рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения или в течение 10 суток, если для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, о чем извещается заявитель (ст. 124 УПК РФ).

Жалоба в устной форме должна быть занесена дознавателем, следователем, прокурором в протокол, составляемый в соответствии со ст. 166 УПК РФ. При подаче жалобы участники уголовного судопроизводства могут использовать родной язык или другой язык, которым они владеют (ст. 18 УПК РФ). В таком случае дознаватель, следователь, прокурор и суд должны обеспечить возможность лицу при подаче жалобы бесплатно пользоваться услугами переводчика.

Жалобы, адресованные прокурору, могут быть принесены ему непосредственно. В случае подачи жалобы на имя прокурора органу дознания, дознавателю или следователю, осуществляющим досудебное производство, эти должностные лица обязаны направить ее прокурору. Жалоба может быть подана также через администрацию места содержания лица под стражей или администрацию медицинского стационара, в который помещено лицо для производства судебной экспертизы.

Рассмотрение жалобы прокурором включает проведение проверочных действий: изучение имеющихся материалов дела, получение объяснений от заявителя, от дознавателя и следователя, начальника органа дознания и начальника следственного отдела. В случае необходимости более тщательной проверки прокурор может истребовать дополнительные материалы, в том числе отражающие ход и результаты оперативно-розыскной деятельности, посетить места содержания задержанных и заключенных под стражу и т.д.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (ст. 124 УПК РФ).

Удовлетворяя жалобу, прокурор должен принять меры по устранению нарушений закона, а также решить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц или граждан, виновных в нарушении закона.

При отказе в удовлетворении жалобы прокурор должен разъяснить заявителю мотивы такого решения, указать конкретные нормы закона, привести доказательства, порядок обжалования постановления об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящему прокурору или в суд. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и о дальнейшем порядке его обжалования (ст. 124 УПК РФ). Действия (бездействие) и решения прокурора в случаях, предусмотренных в законе, могут быть обжалованы дознавателем и следователем вышестоящему прокурору.

Прокурор в случае необходимости по просьбе заявителей обязан ознакомить их с материалами проверок по жалобе и документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайны или законным интересам других лиц <1>.

--------------------------------

<2> Приказ Генерального прокурора РФ от 15 декабря 1998 г. N 90.

Жалоба адвокатом может быть подана как на любое следственное, судебное и иное процессуальное действие (бездействие), так и на любое решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем. Адвокат и иные участники уголовного судопроизводства правомочны подать жалобу на процессуальное решение по существу дела (о возбуждении уголовного дела, об отказе в этом, о прекращении уголовного дела и т.д.).

Возможность обжалования в суд действий и решений государственных органов и должностных лиц провозглашена Конституцией РФ (ст. 46), согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод: "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Предметом жалобы адвоката в судебном порядке являются два вида действий и решений. Первая группа - это решения, обжалование в суд которых прямо предусмотрено в УПК РФ: постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. ст. 125, 148) и о прекращении уголовного дела (ст. 125). В суд может быть подана жалоба и на отказ в приеме сообщения о преступлении (ст. 144). Установление права обжалования в суд именно этих процессуальных решений обусловлено тем, что они влекут прекращение уголовно-процессуальных отношений, препятствуют дальнейшему производству по делу и могут существенно ограничить права и законные интересы гражданина.

Вторую группу составляют иные действия (бездействие) и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч. 1 ст. 125 УПК РФ).

В соответствии со ст. 56 Конституции РФ, не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (достоинство личности), ст. 23 (неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита своей чести и доброго имени), ст. 24 (запрет на сбор информации о частной жизни), ст. 28 (свобода совести), ст. 34 (свобода предпринимательской и экономической деятельности), ст. 40 (право на жилище), ст. 46 (право на судебную защиту и обжалование действий органов государства и должностных лиц), ст. ст. 47 - 54, устанавливающими конституционные принципы уголовного судопроизводства.

Судья не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решение дознавателя, следователя, прокурора (ст. 125 УПК РФ). В течение этого срока судья уведомляет (телефонограммой или извещением) дознавателя, следователя, прокурора о поступлении жалобы, о представлении объяснений, а также материалов, обосновывающих законность и обоснованность обжалованных действий и решений, и назначает дату судебного разбирательства. В судебном заседании участвует заявитель, его защитник, законный представитель или представитель. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом (ст. 125 УПК РФ). Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья (ст. 125 УПК РФ).

Процедура рассмотрения жалобы судебного заседания детально регламентирована в уголовно-процессуальном законодательстве: судья объявляет о существе жалобы, объявляет состав суда, разъясняет права и обязанности явившимся лицам. Заявитель или его представитель обосновывает жалобу, аргументирует доводы, изложенные в жалобе, подтверждает их документами, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Всю процедуру рассмотрения жалобы завершает реплика заявителя, которому предоставляется возможность выступить после всех участвующих в деле лиц. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит два вида постановлений:

1) о признании действий (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконными или необоснованными и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копия постановления судьи направляется заявителю и прокурору. Данные постановления можно обжаловать в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии со ст. 354 УПК РФ и в надзорном порядке в соответствии со ст. 402 УПК РФ.

Свидание защитника с подзащитным служит одним из средств защиты интересов и прав подозреваемого и обвиняемого. Свидание возможно с момента допущения защитника к участию в деле в соответствии с правилами ч. 3 ст. 49 УПК РФ и не всегда связано с моментом ознакомления с материалами дела. Защитник может иметь свидание с подзащитным наедине без ограничения количества свиданий и их продолжительности.

Свидания необходимы для избрания позиции по делу, для выяснения обстоятельств, имеющих неоценимое значение для результативной защиты. Также свидание с подзащитным является профессиональной обязанностью адвоката.

Присутствие при допросах и производстве других следственных и судебных действий служит средством защиты потому, что обвиняемый и защитник используют его в интересах обвиняемого, они могут задавать с разрешения следователя вопросы участвующим в действиях лицам и делать письменные либо устные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе следственного действия.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 УПК РФ, защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.

Реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, вести допрос, формировать вопросы к экспертам. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением. Он может, в частности, обращать внимание на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения; указывать на неисследованность версии, опровергающей или ставящей под сомнение версию обвинения; опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе доказательств; доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение.

Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать доказательственную ситуацию по делу. Однако следует подчеркнуть, что защита обвиняемого ни при каких обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты, не соответствующим правилам процесса. В деятельности адвоката совершенно исключены подтасовка фактов, их искажение, подговор свидетеля или постановка им наводящих вопросов.

Он не только не вправе использовать свою информацию во вред подзащитному, но и прямо обязан в силу односторонности выполняемой им функции максимально использовать предусмотренные законом средства и способы для выяснения всего, что оправдывает обвиняемого или смягчает его ответственность.

§ 3. Судебная защита - основное средство правовой защиты

прав человека

В Конституции РФ закреплены основные права и свободы человека и гражданина. В связи с подписанием Россией Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и ратификацией международных пактов о гражданских и политических правах об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) правовые нормы, закрепленные в данных документах, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, являются частью правовой системы Российской Федерации. Конституция РФ провозгласила в ст. 17, что в России признаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы от личности и принадлежат они каждому от рождения. Конституция РФ тем самым закрепила широкий комплекс прав и свобод человека, указав при этом гарантии их обеспечения. Так, в ст. 46 Конституции провозглашено: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Это согласуется с принципом права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, закрепленным в ст. 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Судебная защита в связи с вступлением России в Совет Европы приобрела особое значение, поскольку предстает как надежный механизм правовой защиты личности. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство включает в себя следующие элементы общего характера.

1. Обеспечение доступа к правосудию в любом случае, когда имеет место спор относительно гражданских прав и обязанностей и когда гражданину предъявлено уголовное обвинение.

2. Наличие развитой судебной системы, созданной на основании закона, позволяет понимать это как право на рассмотрение дела тем судом, к подсудности которого оно относится.

3. Необходимость рассмотрения и разрешения дела в разумный срок, т.е. без неоправданной задержки.

4. Беспристрастность суда.

5. Гласность судебного разбирательства, за исключением случаев, предусмотренных законом.

6. Недопустимость разглашения сведений, унижающих честь и достоинство участников уголовного судопроизводства, а также необходимость учета безопасности вызванных в суд лиц или их родственников.

Гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина есть важный фактор, гармонизирующий общественные отношения, означающий, что имеется реальная возможность для каждого гражданина обратиться в суд за судебной защитой, и рассматривается поэтому как государственная гарантия обеспечения охраны его прав и свобод.

Суд как орган государственной власти представляет собой социально-правовой институт защиты, способный разрешать социально-правовые конфликты и, соответственно, восстанавливать нарушенную справедливость от имени государства посредством правосудия. Правосудие, стало быть, представляет собой правоприменительную деятельность, в ходе осуществления которой выносятся промежуточные и конечные решения, определяющие права и обязанности участников процесса и других лиц. Такая деятельность осуществляется исключительно судом в установленном законом порядке. Любой суд в судебной системе осуществляет свою деятельность в пределах своих полномочий, представляя тем самым судебную власть, реализуемую посредством правосудия. Деятельность суда ведется строго в определенной законом процессуальной форме, т.е. в рамках строго определенной формализованной процедуры, подробно регламентированной процессуальным законом.

Важным событием для Российской Федерации явилось ее вступление в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Данная Конвенция есть общее достояние европейских государств. Поэтому ее положения, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, стали частью отечественной правовой системы, а решения Европейского суда по правам человека приобрели обязательную силу. Включение европейских стандартов защиты прав человека в российскую правовую систему существенно повышает меру ответственности всех правозащитных механизмов, включая и органы правосудия. Проблема защиты прав и свобод личности перестала быть сугубо внутренним делом того или иного государства. Европейские стандарты - это не "конечные" стандарты, поскольку кроме региональных существуют также требования, которые закреплены в универсальных международных документах о правах человека. Поэтому европейская система защиты прав и свобод личности построена по принципу субсидиарности (дополнительности) международно-правовых гарантий. Это же означает, что основу правозащитного механизма составляют нормы внутригосударственного права. Европейское право образует дополнительный уровень гарантий, по которому выверяется справедливость национального законодательства.

Судебная власть есть одна из основных ветвей государственной власти, которая осуществляется самостоятельно, являясь при этом независимой от других форм и отраслей государственной власти, функционирующая посредством специально созданных органов этой власти - судов, обладающая исключительной монополией на эту власть. При этих условиях судебная защита прав и свобод человека и гражданина выступает как институт конституционного права, представляя собой юридический ме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: