Стационарные источники электроснабжения. Для питания небольших и средних строительных площадок используют трансформаторные подстанции. В строительстве обычно применяют подстанции, понижающие напряжение с 35, 10 или 6,0 до 0,4 кВ (400 В). Типовые трансформаторные подстанции имеют мощность до 1000 кВА и оборудуются одним или двумя трансформаторами.
Силовые трансформаторы имеют мощность 10—1 800 кВА. На крупных объектах при подаче электроэнергии напряжением 6 или 10 кВ и при наличии нескольких трансформаторных подстанций сооружается распределительный пункт, предназначенный только для приема и распределения принятого напряжения без его трансформации. При питании строительных площадок от сети в 35 кВ или выше имеются два варианта понижения напряжения.
1.Строят главную понизительную подстанцию для понижения напряжения до 6 или 10 кВ и передачи его на другие трансформаторные подстанции.
2.Сооружают подстанцию глубокого ввода с упрощенной схемой, снабженную трансформаторами, понижающими напряжение с 35 до 0,4 кВ.
Присоединение потребителей к трансформаторной подстанции производят через инвентарные вводные ящики на напряжения 380/220 и 229/127 В.
Передвижные подстанции. На объектах, не обеспеченных электропитанием от существующих источников по низковольтной сети, обычно монтируют инвентарные комплексные трансформаторные подстанции (КТП), которые посредством кабеля или воздушной линии электропередачи подключаются к источнику высокого напряжения энергосистемы. Расход электроэнергии фиксируют приборами.
Промышленность выпускает несколько типов комплектных трансформаторных подстанций в готовом к установке виде со смонтированным оборудованием, ошиновкой и проводкой. Перевозят эти подстанции автотранспортом, в короткий срок устанавливают на месте и вводят в эксплуатацию. Характеристика КТП приведена в табл. 4.9. В инвентарном виде изготовляют также подстанции глубокого ввода с трансформаторами 100— 1000 кВА.
Временные электростанции в строительстве применяют при отсутствии или недостаточности источников и сетей снабжающих энергосистем, чаще всего в подготовительный период строительства и в период развертывания работ.
Таблица 4.9. Характеристика КТП
Наименование | Мощность, | Габариты, м | Примечание | |
кВА | длина | ширина | ||
СКТП-100-6/10/0,4 | 20 | 3,05 | 1,55 | Закрытая конструкция |
50 | — | — | Тоже | |
100 | — | — | » | |
СКТП-180-10/ 6/0,4/0,23 | 180 | 2,73 | 2,0 | » |
КТП-100-10 | 100 | 1,55 | 1,40 | Полуоткрытая конструкция |
КТП СКВ Мосстрой | 180 | 3,33 | 2,27 | Закрытая конструкция |
320 | — | — | Тоже | |
СКТП-560 | 560 | 3,40 | 2,27 | Закрытая конструкция |
СКТП-750 | 750 | — | — | Тоже |
СКТП-1000 | 1000 | 3,20 | 2,50 | » |
Инвентарная трансформаторная подстанция глубо кого ввода 35/0,4 кВ | 100-1000 | 12,97 | 4,50 | Открытая конструкция |
Временные передвижные электростанции можно разделить на три группы: до 100 кВт — малой и средней мощности с двигателями внутреннего сгорания; до 1 ООО кВт — крупные с дизельным двигателем и свыше 1 ООО кВт — энергопоезда с газо- и паротурбинными установками.
Передвижные электростанции первой группы (до 100 кВт) представляют собой комплектную установку, состоящую из двигателя, системы охлаждения и генератора, установленного на общей раме. Исполнение таких электростанций может быть открытым или закрытым, на автоприцепе, в фургоне, на автоходу. При открытом исполнении электростанцию устанавливают в закрытом вентилируемом помещении или под навесом (рис. 4.24).
Крупные электростанции мощностью до 1 ООО кВт имеют большую массу и размеры, что влияет на мобильность их перемещения.
Рис. 4.24. Схема передвижных электростанций для стройплощадок:
а — на раме ЖЭС мощностью 25 кВт: 1 — рама; 2 — генератор; 3 — двигатель; 4 — крюк для строповки; б — типа ПЭС — 100 кВт; 1 — распределительный щит; 2 — генератор; 3 — двигатель; 4 — топливный бак
Принципы устройства те же, что у малых электростанций. Наиболее мощные отечественные электростанции этой группы монтируются в специальных железнодорожных вагонах. Основные показатели передвижных электростанций и энергопоездов даны в табл. 4.10.
Энергопоезда представляют собой комплектные паро- или газотурбинные электростанции мощностью до 5000 кВт, размещенные в специальных вагонах. Поезд состоит из вагонов-котельных, вагонов-градирен и турбогенераторного вагона. Вагоны-котельные размещаются во временном здании, а остальные вагоны — под открытым небом.
Подготовка площадки для энергопоезда состоит в устройстве железнодорожного тупика, строительстве зданий для вагонов-котельных, склада топлива, водопровода и других работ. На это обычно уходит три-четыре недели, после чего энергопоезд может быть введен в эксплуатацию в течение двух-трех недель. Поезда обслуживаются постоянным эксплуатационным составом численностью от 40 (W-1000 кВт) до 80 чел. (W-4000 кВт).
Инвентарные устройства, применяемые передовыми строительными организациями, позволяют резко снизить трудозатраты на временные сети, повысить электробезопасность их работ. Примером инвентарно-распределительного устройства для сетей напряжением 6—10 кВ может служить комплектное распределительное устройство. Оно позволяет подключить четыре комплектные подстанции с трансформаторами по 320 кВА. Все оборудование смонтировано в каркасно-металлической конструкции массой 2,2 т. Инвентарное вводно-распределительное устройство типа ИВРУ-6 представляет собой металлический шкаф закрытого исполнения из четырех отделений: ввода, учета, распределения и защиты. Устройства ИВРУ-3 и ИРУ-3, аналогичные ИВРУ-6, но не имеющие приборов учета, позволяют присоединить шесть магистральных линий напряжением 380/220 В.
Таблица 4.10. Характеристики мобильных электростанций и энергопоездов
Марка станции | Мощность | Напряже | Конструкция | Габариты, м | |
ние, В | |||||
кВА | кВт |