Особый, который возникал, когда лицо имело право на получение доли наследства независимо от того, кто являлся наследником в остальной части имущества

Вопрос 28.Наследование по завещанию.

Завещание — это распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, содержавшее назначение наследника, без указания которого завещание признавалось не имеющим юридической силы. Также в завещании могли заключаться и иные распоряжения на случай смерти: легаты, фидеикомиссы, отпущение рабов на волю, назначение опекунов, распоряжения о погребении и т. д.

 

Завещание являлось односторонней сделкой, выражавшей волю наследодателя, который мог в любой момент и без каких-либо ограничений изменить или отменить составленное им ранее завещание.

Условия действительности завещания:

1) наличие специальной правоспособности для составления завещания, так как завещателями могли быть только дееспособные совершеннолетние римские граждане, не находящиеся под чужой властью. Завещателями не могли быть недееспособные, расточители, осужденные за порочащие преступления и др.;

2) надлежащее назначение в завещании наследника, который должен был обладать специальной правоспособностью, т. е. способностью быть назначенным в качестве наследника. Наследниками не могли быть дети государственных преступников, рабы, перегрины и др.;

3) соблюдение установленной формы завещания.

Формы завещания:

1)объявление и утверждение перед Народным собранием своей воли(testamentum comitis calatis)

2) объявление воином своей воли либо перед вступлением в поход, либо перед сражением. (testamentum in procinctu)

Виды завещаний:

1 ) устные (объявление и утверждение перед Народным собранием, объявление воином перед походом или сражением);

2) письменные (изложение завещателем своей воли на навощенных табличках, скрепленное подписями завещателя и не менее семи присутствующих лиц: завещателя, пяти свидетелей, доверенного лица, которое в последующем исполняло завещание).

Условия ничтожности завещания:

1) отсутствие у завещателя завещательной правоспособности;

2) несоблюдение формы завещания;

3) отсутствие действительного назначения наследника;

4) совершение завещания под заблуждением, принуждением или обманом.

В римском праве завещание признавалось недействительным в случаях:

1) отмены его завещателем, которая в древнейшем римском праве производилась путем составления нового завещания, а по преторскому праву — путем уничтожения tabulae testamenti (срывом с них печатей);

2) потери завещателем завещательной правоспособности;

3) утраты назначенными наследниками своей специальной правоспособности, т. е. способности быть назначенными в качестве наследников;

4) смерти наследников ранее смерти завещателя;

5) непринятия наследниками наследства, т. е. отказа от наследства;

6) нарушения прав на обязательную долю.

Вопрос 29.Легаты и фидеикомиссы.

Легат (от лат. legatus, legare — предписывать, назначать, делегировать) — в Римском праве специальная форма для указания в письменном или устном завещании дара в пользу конкретного лица (легатария), которое должно было обладать совершенной пассивной завещательной способностью.

Легат завещательный отказ, — это возложение на наследника по завещанию исполнения какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких лиц (легатариев). Легат должен был быть прямо указан в завещании. Легат можно было установить только в завещании и нельзя было возложить на наследников по закону.

 Легат приводил к сингулярному правопреемству, то есть преемник получал не все, а лишь отдельные права наследодателя. Так как  преемник получал лишь отдельные права, а не долю в наследстве, он не становился ответственным по долгам наследодателя.

 Существовало несколько видов легатов.

Основные:

 • "легат по виндикации" устанавливал право собственности легатария на определенную вещь завещателя. Легатарий защищал свои права при помощи виндикационного иска;'

•  "легат из обязательства" предоставлял легатарию обязательственное право требования от наследника исполнения воли завещателя. Он возникал, если на наследника было возложено обязательство передать что-то легатарию. При данном виде легата легатарий защищал свои права с помощью обязательственного иска к наследнику.

 Легат приобретался в два этапа.

• Первый этап возникал после смерти наследодателя. Если легатарий пережил наследодателя, то его право на получение легата само становилось способным переходить по наследству. Поэтому если легатарий умирал, не успев получить легата, то его право переходило к его наследникам.

  • Второй этап — это момент принятия наследства наследниками.

 С этого момента легатарий или его наследники получали право требовать осуществления своих прав. При отказе наследников они могли подать соответствующие иски.

Фидеикомисс — это поручение наследодателя наследнику передать какое-либо имущество третьему лицу. Фидеикомиссом часто именовалось и само имущество, которое надлежало передать.

 Фидеикомисс возникал в том случае, когда легат был составлен с нарушением норм римского права, и, следовательно, не имел юридической силы (например, легат возлагался на наследника по закону, что не допускалось). В эпоху Республики  подобные распоряжения, в отличие от легатов, не пользовались юридической защитой и их исполнение целиком зависело от доброй воли наследника.

 С эпохи принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и стали во многом совпадать с легатами.

Фидеикомисс имел ряд преимуществ перед легатом:

 • фидеикомисс мог быть возложен не только на наследника по завещанию, но и на наследника по закону; фидеикомисс мог быть установлен в любой форме и необязательно в самом завещании (например в виде письма, приложения к завещанию и т. д.);

 • фидеикомисс мог быть установлен ранее или позднее самого завещания. Первоначально фидеикомисс, как и легат, приводил к сингулярному правопреемству. Это было невыгодно наследникам, так как именно они оставались ответственными по долгам умершего, несмотря на то что передавали часть наследственного имущества по фидеикомиссу третьему лицу. В связи с этим было установлено, что если лицо получило в качестве фидеикомисса не отдельное право, а определенную долю наследства, оно в соответствующей доле становилось ответственным за долги наследодателя. С этого времени фидеикомисс мог приводить и к универсальному правопреемству (универсальный фидеикомисс). В праве Юстиниана сохранились только универсальные фидеикомиссы. Фидеикомиссы, которые приводили к сингулярному правопреемству, были объединены в одну группу с легатами.

Легаты широко использовались в Древнем Риме, и нередко завещатели устанавливали столько легатов, что наследникам почти ничего не доставалось из наследственного имущества. В интересах наследников были введены ограничения легатов. Первоначально запретили назначать легаты размером свыше 1000 асов каждый и при этом установили, что ни один легатарий не должен был получить больше, чем наименее получивший наследник. Данного ограничения оказалось недостаточно, так как на­следственное имущество могло быть существенно уменьшено путем назначения большого числа мелких легатов.

В связи с этим законом Фальцидия (I в. до н.э. более жесткие ограничения:

•наследник получил право не выдавать в качестве легатов более трех четвертей полученного им наследства',

•четверть наследства, оставшегося после погашения долгов на­следодателя, должна была поступить наследнику (Фальиидиева четверть).

 

Вопрос 30.Понятие и классификация вещей.

 Юридическая классификация вещей частного права

 1. "Вещь — означает все то, что представляет собой некоторое единство и имеет имущественную ценность. Наименованием вещи охватываются как права, так и юридические отношения

 2. "Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие человеческого

 Вещи божественного права находились вне частного права. Существовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в состав чьего-либо имущества.

Священные вещи — те, которые посвящены богам обществом К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

 Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умершего на своей земле. К данному виду вещей относятся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т п.

 Святым являлось то, что защищалось от противоправных действий людей. "В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы являются святыми, так как защищены санкцией". В число таких вещей входят, например, городские стены.

Вещи человеческого права разделялись на публичные и частные. Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, а принадлежали некоей совокупности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политической (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация).

 В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

 " Вещи частного права ~ это те, которые принадлежат отдельным лицам".

 Главным делением вещей по римскому праву было различение

 телесных и нетелесных вещей.

•Нетелесные вещи — "те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом".

•Телесные вещи — "те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи" (Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которых может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

 Все остальные классификационные основания подразделяются на:

 движимые и недвижимые вещи;

 делимые и неделимые;

 потребляемые и непотребляемые;

 манципируемые и неманципируемые;

 вещи, находящиеся в обороте, и изъятые из оборота;

 главные вещи и их принадлежности;

 вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками; плоды.

 Недвижимые вещи — земельные участки и все то, что с ними неразрывно связано и не может быть отделено без существенного повреждения. Сюда относятся здания, растения. Движимыми вещами могут быть любые вещи, не отнесенные к числу недвижимых. Среди них в римском праве выделялись вещи, осуществлявшие движение собственной силой.

К делимым вещам относятся те вещи, которые могут быть разделены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте).

Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

 К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе их использования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в гражданском обороте, а их износ происходит постепенно, растягиваясь во времени.

 К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме — в виде манципации.

Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она была уже исполнена.

 Остальное имущество (вещи) относилось к разряду неманципируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: