double arrow

Символический и ценностный аспекты интерпретации

1. Что такое символ? Ценность? Приведите свой пример символичности (осмысленности) художественного бытия и бытия как выражения авторской оценки.

2. Поясните с помощью самостоятельно подобранного примера (текст или фрагмент текста художественного произведения) положение о том, что символ – это обобщение, художественное произведение – это зона обобщения, или символическая зона. Двойная открытость символа: символическое обобщение как бесконечное расширение смысла и как вовлечение читателя в смысл. Двойная «запахнутость» символа.

3. Неоднозначность, многослойность, открытая смысловая перспектива символа. Отношения взаимной репрезентативности в смысловой структуре символа. Структура (направление) смыслового развертывания, «онтологическое равноправие» (Э. Д. Хирш), единство смысловых слоев символа (примеры символически-репрезентативных отношений).

4. Открытость символа и внешние связи произведения. Приведите примеры более глубокого понимания художественного смысла (расширения и уточнения смысла) при обнаружении и учете читателем внешних связей (перекличек с культурным контекстом).

5. Связь символичности и оценочности художественного произведения с принципом герменевтического круга (движением понимания от общего к частному и обратно). Продемонстрируйте это на конкретном примере.

6. Поясните с помощью примера следующую аксиому интерпретации: художественный мир – зона оценки, поле ценностного напряжения.

7. Ценностный характер художественного времени и пространства (показать на примерах).

8. Попытайтесь обнаружить ценностное напряжение во фрагменте стихотворения Б. Пастернака «Сложа весла» (см. занятие №7).

9. Этическая (точка зрения персонажа) и эстетическая (точка зрения автора и читателя) оценки в произведении художественного словесного творчества. Несовпадение и взаимосвязь этих типов оценки: герой как субъект оценивания и как объект авторской оценки, отношение героя к миру и его положение в мире, система ценностей, увиденная «изнутри» (позиция героя, отчасти к этой позиции приобщается читатель) и «извне» (автор, читатель). Приведите примеры. Существующие научные термины, обозначающие эти типы оценки.

10. Ценностный план произведения и авторский завершающий горизонт (горизонт художественного целого). Обязательная актуализация ценностной границы в произведении (примеры выявления авторской оценки, т.е. обнаружения ценностных полюсов произведения; построение системы ценностно-смысловых оппозиций).

11. Символический горизонт и ценностный аспект интерпретации как открываемая читателем осмысленность, одухотворенность бытия, с одной стороны, и воплощённость, овнешнение смысла, с другой. Продемонстрируйте на конкретном примере актуализацию для читателя отношений ценностной полярности и символической репрезентативности.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Аверинцев С.С. Символ.// КЛЭ. Т.6.

2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности./ Любое издание.

3. Бахтин М.М. Проблема формы, содержания и материала в словесном художественном творчестве./ Любое издание.

4. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

5. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 298-305.

6. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1977.

7. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

8. Теория литературы: Учеб. Пособие для студентов филол. факультетов высш. учеб. заведений: В 2-х т. / Под ред. Тамарченко Н.Д. Т. 1. М., 2004. С. 51-54, 156-159, 173, 175, 177.

9. Фуксон Л.Ю. 6. Символ. 7. Ценность. // Фуксон Л.Ю. Чтение. Кемерово, 2006. С. 83-143.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: