Н. Винера «Движется ли вселенная к концу»

Г.В.Ф. Гегеля «Условия философствования».

1. Что представляет собой философия с точки зрения Гегеля?

2. Что необходимо для появления философии?

3. Где берет свое начало философия?

4. Каков характер народа, у которого философия берет свое начало?

5. Каков характер отношения между философией и общественной жизнью (эпохой)?

6. Как соотносится наука и философия?

7. Что общего и в чем различия между философией и религией?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А. Шопенгауэра «Философское воззрение и положение философа в обществе».

1. Какой характер носит философия?

2. Чем должна заниматься философия?

3. В чем состоит суть исторического познания? Каково отношение к историческому познанию автора?

4. Какие опасности грозят развитию философии?

5. Какова истинная причина увлечения философией в 19в. по мнению Шопенгауэра

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ф. Ницше «Опасности, грозящие развитию философии».

1. Кого Ницше называет ложными, «свободными» умами?

2. Как автор обосновывает процесс деградации человек? Может ли такой человек заниматься философией?

3. Как характеризует Ницше истинных философов?

4. Существуют ли предпосылки возникновения философа? Какие?

5. Каковы опасности, грозящие развитию философии?

6. Чем можно объяснить «удивительное сходство всего индийского, греческого, германского философствования»?

7. Каким Ницше видит философа будущего?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Грот Н.Я. «Философия как ветвь искусства».

1. Как автор объясняет дифференцирование умственного труда?

2. Что сближает более всего поэта и философа?

3. Возможна ли, по мнению Грота, философия как наука о мире в целом?

4. В чем различие материала, задач и методов наук и искусств?

5. Какова роль синтеза в научном познании?

6. В чем заключается сходство философии и поэзии?

7. Опишите иерархию искусств, опираясь на Грота?

8. В чем состоит специфика философии?

9. Какая форма культуры может открыть тайну мироздания?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Соловьев В.С. «Исторические дела философии». // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

1. Откуда берет свое начало философия?

2. Для кого существует философия?

3. К чему ближе философия: к искусству или к науке, по мнению Соловьева?

4. Какая философия наблюдалась в Индии?

5. Какой общественный строй существовал в Индии?

6. Какое было первое слово в философии, что оно означало, и какие произошли чрезвычайные изменения в Индии, связанные с появлением этого слова?

7. В чем заключалось мировое значение Буддизма?

8. Чем отличалось индийское сознание от греческого?

9. В чем заключалась сущность софистики?

10. Укажите на сходства и различия софистики и буддизма?

11. Что нужно для объективного освобождения?

12. Какое бытие Сократ противопоставлял внешнему?

13. Какие два порядка бытия открывались в свете платонического мировоззрения?

14. Как примиряется двойственность в платонизме?

15. В чем суть христианства?

16. В чем суть мистической и рационалистической философии?

17. Каковы, по мнению автора, заслуги философии?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Юшкевич П.С. «О сущности философии». // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

1. Как развивалась теоретическая мысль?

2. Как развитие теоретической мысли повлияло на «судьбу» философии?

3. Каковы объяснения возрождения интереса к философии, возникшего в первой половине XX века?

4. В чем специфика философии по отношению к науке?

5. Какие два способа существования человека выделяет автор?

6. В каких сферах культуры человек может удовлетворить потребность в абсолютном?

7. Что характерно для философского миросознания?

8. Каково основное понятие философии? Как трактует его автор?

9. На какие два порядка, существующие в мире, указывает автор?

10. Почему невозможно дать определение понятию «Всё»?

11. В чем, с точки зрения автора, состоит различие истории философии и науки?

12. Чем близка философия искусству?

13. Какие эпохи выделяет автор в истории философии

14. В чем суть механизма социального внушения?

15. Какими факторами определяется судьба философии?

Виндельбанд В.  «Что такое философия?» // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

1. Можно ли дать единое определение философии? Почему?

2. Согласен ли автор с утверждением, что высшим понятием по отношению к философии является понятие науки?

3. Какие подходы в определении философии выделяет автор?

4. О чем свидетельствует историческое изучение философии?

5. Имеет ли философия специфический предмет и метод?

6. Как взаимосвязаны истории науки и философии?

7. В чем состоит отличие описательных и исторических наук от наук объясняющих?

8. Что является объектом философии?

9. Как автор определяет философию?

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мерсье А. «Философия и наука».

1. Согласен ли автор с отождествлением философии и науки?

2. Чем является, и какое впечатление производит наука?

3. Что мыслители пытались сделать для спасения философии?

4. На какие два лагеря разделились мыслители?

5. С помощью каких способов познания автор описывает философию?

6. Во что превращена в наши дни наука? В чем видит автор причины этих изменений?

7. Каково отношение науки и морали?

8. Какие способы познания необходимы человеку, по мнению Мерсье?

9. Какие определения философии дает автор?

10. Какова историческая сторона философии?

11. Как встает перед нами сегодня проблема философии и науки?

 

Вопросы к текстам по теме семинара «Проблема детерминизма в философии»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Н. Винера «Движется ли вселенная к концу».

1. Что такое энтропия?

2. Возрастает или уменьшается энтропия в системах, не находящихся в равновесии?

3. Какие процессы можно называть прогрессивными?

4. От чего зависит трактовка второго закона термодинамики?

5. Является ли жизнь открытой или закрытой системой? Почему?

6. Что характерно для мира, в который мы погружены?

7. Что надлежит делать человеку в данной ситуации?

Прокомментируйте высказывание автора: «Простая вера в прогресс является убеждением не силы, а покорности и, следовательно, слабости».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса». // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

1. В чем суть радикальных изменений, которые происходят в современном представлении о природе?

2. Какие вопросы считались досадным исключением в механической картине мира?

3. Чем объясняют авторы противопоставление «двух культур»?

4. В чем различие гуманитарных и социальных наук от естествознания?

5. Какие науки переживают в настоящее время период коренных перемен? В чем их суть?

6. Как описывают авторы историю науки?

7. Какие два вопроса имеются в доставшемся нам научном наследии?

8. В чем различие классической и неклассической физики?

9. Какие изменения происходят в трактовке понятия «материя»?

10. От каких предпосылок удалось избавиться современной науке?

11. На что была «нацелена» классическая наука? Каков основной акцент современных научных исследований?

12. Какой вопрос можно назвать фундаментальным?

13. Что такое необратимость?

14. В чем отличие естественного от искусственного?

15. Что лежит в основе термодинамики?

16. К чему привели две великие революции в естествознании?

17. К созданию какой «неклассической» науки привели два потомка теории теплоты?

18. Что такое диссипативные структуры?

19. Что такое точки бифуркации?

20. Какова роль флуктуаций в этих точках?

21. Каковы два противоборствующих взгляда на физический мир?

22. Существует ли различие между пространством и временем?

23. Синтезом каких традиций является новая концепция природы? В чем ее суть?

24. Охарактеризуйте выделяемые автором модели природы?

25. Что станет символом для современно

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: