Виндельбанд В. «Что такое философия?» // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
1. Можно ли дать единое определение философии? Почему?
2. Согласен ли автор с утверждением, что высшим понятием по отношению к философии является понятие науки?
3. Какие подходы в определении философии выделяет автор?
4. О чем свидетельствует историческое изучение философии?
5. Имеет ли философия специфический предмет и метод?
6. Как взаимосвязаны истории науки и философии?
7. В чем состоит отличие описательных и исторических наук от наук объясняющих?
8. Что является объектом философии?
9. Как автор определяет философию?
Риккерт Г. «О понятии философии». // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
1. В чем отличие частных наук от философии?
2. Какова задача философии?
3. На какой вопрос должно дать ответ «Мировоззрение»?
4. Какие два противоположных мировоззрения рассматривает Г. Риккерт, и как они возникают?
5. В чем суть «объективирующего мировоззрения»?
6. Как трактуется Бог в объективизме?
7. В чем суть «субъективного мировоззрения»?
8. Какие положения «объективизма» критикует «субъективизм»?
9. Укажите на слабые стороны субъективизма?
10. Каковы (широкое и узкое значение) понятия «Мир»?
11. Что такое «ценности»? Какова их природа?
12. В чем состоит мировая проблема?
13. каким методом пользуются частные науки, познавая действительность?
14. Почему метод науки не подходит для решения философских проблем?
15. Какие три сферы выделяет автор, и какие методы им соответствуют?
16. какова задача философии с точки зрения автора?
Вопросы к тексту по теме семинара «Социальная проблематика в марксистской философии»
К. Маркса «Философия активистская и философия созерцательная».
1. Каков главный недостаток предшествующего материализма, включая фейербаховский?
2. Каким философским направлением развивалась деятельная сторона?
3. Что является действительным критерием истинности?
4. Как рассматривается человек в материализме?
5. В чем видит Л. Фейербах суть религии? За что Маркс критикует Фейербаха?
6. Какова сущность человека, по мнению Л. Фейербаха? И с точки зрения К. Маркса?
7. Какова, согласно Марксу, природа «религиозного чувства»?
8. В чем заключается действительная задача философа?
9. Каково отношение Фейербаха к гегелевской философии и почему?
10. Как возможно разрешение теоретических противоположностей?
Сартра Ж.П. «Марксизм и экзистенциализм».
1. Какие различные взгляды на философию выделяет Сартр?
2. Какую философию Сартр называет единственной и «живой» для современников?
3. Как Сартр оценивает проникновение философии в массы?
4. Сколько расцветов философии произошло в период с XVIIв. по XXв.? С чьими именами они связаны?
5. Что можно сказать по поводу ревизионизма, марксизма?
6. Что происходит после «великих расцветов» философии?
7. За что Сартр критикует Ясперса? Какие положительные моменты отличает в теории Кьеркегора?
8. «Марксизм остановился» - в чем причины? Каковы особенности развития марксизма в СССР?
9. Что стало следствием разделения теории и практики?
10. В чем сходство марксизма и экзистенциализма и их различия?
11. В чем заключается проблема метода марксизма?
Вопросы к текстам по теме семинара «Философия науки в позитивистской традиции»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О. Конта «Курс положительной философии».
1. В чем состоит главный основной закон, которому, по мнению Канта, подчинено развитие человеческого ума?
2. Что представляет собой теологическое и метафизическое состояние человеческого духа?
3. Что человеческий дух познает в положительном состоянии?
4. К какому совершенству стремится положительная система?
5. Какова основная, характерная черта положительной философии?
6. Необходимость какой науки обосновывает автор? Дайте ей характеристику.
7. В чем достоинства и недостатки разделения умственного труда?
8. В чем состоит действительное средство, остановить разъединяющее влияние?
9. Назовите четыре следствия, которые положительная философия будет иметь для прогресса человечества?
10. Что делает положительное образование почти невозможным и по необходимости крайне несовершенным?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Шлика М. «Поворот в философии».
1. Что считали наиболее способные из мыслителей? Существует ли прогресс в развитии философии?
2. Назовите способы проверки и подтверждения истины.
3. Является ли философия наукой, по мнению М. Шлика?
4. Чем характеризуется поворот в философии, происходящий сегодня?
5. Что составляет философскую деятельность?
6. Что было одной из самых серьезных ошибок прошлого, по мнению философа?
7. Объясните изменения в смысле слова «философия».
8. Что считается выдающимся философским достижением?
9. К каким действиям применяется название «философия»?
10. Что означает «поворот» в философии?
11. Что доказывает философия, совершив поворот?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Поппер К. Философия оракулов и восстание против разума // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
1. Какова узкая трактовка термина «рационализм»?
2. В чем суть широкой трактовки понятия «рационализм»? Какие определения «рационализму» дает автор?
3. Как соотносится «позиция рационализма» и «позиция науки»?
4. Какова природа (происхождение) разума?
5. Что общего и в чем различие трактовок «разума» у Гегеля и К. Поппера?
6. Чем позиция К. Поппера отличается от представлений Платона о разуме?
7. Чем подлинный рационализм отличается от псевдорационализма?
8. В чем суть рационалистического подхода?
9. Как в иррационализме трактуется человек?
10. В чем суть творчества согласно иррационализму?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------