Автоматизация звука Ш

Звук Ш согласный, звонкий, глухой.

При произнесении звука Ш губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твёрдому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.

Занятие 1

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки» (дуть тёплым воздухом на одном выдохе).
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Рассмотри и нарисуй пальцами в воздухе (на ладошке, спине) букву Ш.
4. Произнеси слоги и слова
ша-ша-ша-шапка
ши-ши-ши-шина
шо-шо-шо-шёпот
шу-шу-шу-шуба
5. Запомни и повтори слоги
ша-шо-шу-ши

шо-шу-ши-ша

шу-ши-ша-шо

ши-ша-шо-шу
6. Проговори слова (по 3 раза)
каша уши мешок Маша мыши петушок ушанка
дышит мышонок дышать пушинка пушок
7. Проговори предложения (по 2 — 3 раза)
а) Наша Маша под душем моет шею и уши.
Ваша Маша под душем моет шею и уши.
б) Вместо Маша подставь Даша, Наташа и проговори.
8. Игра «Закончи слово» (взрослый запишет в тетради)
а) слогом ША
б) слогом ШИ
на на ва ва Да ды Ната
камы гру мы кры пи у
9. Заучи чистоговорки, проговори 5 — 10 раз.
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит.
Тише, мыши, не шумите,
Нашу Машу не будите.
Маша (Даша, Наташа) под душем Моет шею и уши.
Шапка да шубка —
Вот и весь Мишутка.
10. Выложи букву Ш из счётных палочек (напечатай в тетради).

Занятие 2
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Рассмотри и нарисуй пальцами в воздухе (на ладошке, спине) букву Ш.
4. Проговори слоги
а) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
ша-ша — ша-ша-ша
шо-шо — шо-шо-шо
шу-шу — шу-шу-шу
ши-ши — ши-ши-ши
ше-ше — ше-ше-ше
б) с изменением ударения
ша — ша — ша шо — шо — шо шу — шу — шу ши — ши — ши
ша — ша — ша шо — шо — шо шу — шу — шу ши — ши — ши
ша — ша — ша шо — шо — шо шу — шу — шу ши — ши — ши
5. Повтори чистоговорки на Ш (занятие 1).
6. Вспомни и проговори слова со звуком Ш из этих чистоговорок.
7. Игра «Закончи слово»
ши — на, пы, пит, шка, к.
шу — т, ба, мит, тка, м.
ша — йба, хта, шка, пка, хматы.
8. Измени предложения по образцу
У Маши шуба. — Это Машина шуба.
У Миши машина. —
У Паши мешок. —
У Даши шахматы. —
У Саши шапка — ушанка. —
9. Игра «Запомни, повтори»
шахматы — машина — шапка — шуба
мешок — шиповник — машина — шахматы
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
10. Вставь пропущенную букву Ш, нарисуй схему слов.
. УБА,. АПКА,. АПКИ, МЕ. ШОК.

11. Рассмотри и назови картинки.

Занятие 3
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Проговори слоги и слова
аш-аш-аш-наш уш-уш-уш-тушь
аш-аш-аш-наш ыш-ыш-ыш-мышь
уш-уш-уш-душ ыш-ыш-ыш-малыш
4. Запомни, повтори слоговые ряды
аш-ош-уш-ыш аш-уш-ыш-ош
ош-уш-ыш-аш аш-ыш-ош-уш
уш-ыш-аш-ош аш-ыш-уш-ош
ыш-аш-ош-уш аш-уш-ош-ыш
5. Сложи слоги из кассы букв (или кубиков) после звукового анализа и измени их.
ОШ-УШ-ЫШ-АШ-ША-ШУ-ШО-ШИ
6. Напечатай слоги
АШ ОШ УШ ЫШ ША ШО ШУ ШИ
7. Вспомни слова со слогом ШИ (занятие 2 упражнение 7).
8. Спряжение в настоящем времени по образцу
дышать
вышивать подушку
(я дышу, ты дышишь, он дышит, мы дышим, вы дышите, они дышат; я вышиваю подушку, ты…, он …, мы …, вы …., они…).

9. Рассмотри и назови картинки.

Занятие 4

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Запомни, повтори слоговые ряды
шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк
шко-шку-шкы-шка ошк-ушк-ышк-ашк
шку-шкы-шка-шко ушк-ышк-ашк-ошк
шкы-шка-шко-шку ышк-ашк-ошк-ушк
4. Проговори слова (по 3 раза)
букашка мушка пушка катушка
кашка мишка опушка бабушка
кошка мышка подушка дедушка
мошка пышка квакушка кукушка
5. Чем отличаются слова
а) кашка б) мошка в) пушка
Машка мушка пышка
Дашка мышка Пашка
шашка мишка пешка
6. Упражнения с кассой букв (или кубиками).
а) Вставь пропущенную букву, прочитай слова, схема слов.
КО. КА КА. КА ША. КА
. ОШКА. ИШКА. ЫШКА
б) Определи место звука Ш в этих словах.
в) Измени слова
ПЫШКА — ПУШКА — ОПУШКА
ДУШКА — ТУШКА — ПУШКА
7. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Кошка в окошке подушку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.

Кукушка кукушонку шьёт новый капюшон.
Надень, кукушонок, капюшон.
Как в капюшоне ты смешон!
8. Спряжение в настоящем времени по образцу
шить кукушонку капюшон
шить подушку для кошки
(я.., ты.., он.., мы.., вы.., они..)
9. Игра «Закончи слова одинаково»
БАБУ.. ДЕДУ.. МУ.. МЫ.. КАТУ.. ПОДУ..
МИ.. МЫ.. МО.. КО.. ПЫ.. ОПУ..
ПУ..

10. Определи место звука Ш в слове. И соедини со схемой.

 

Занятие 5
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Игра «Запомни, повтори»
а) слоговые ряды
шта-што-шту-шты ашт-ошт-ушт-ышт шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк
што-шту-шты-шта ошт-ушт-ышт-ашт шко-шку-шкы-шка ошк-ушк-ышк-ашк
шту-шты-шта-што ушт-ышт-ашт-ошт шку-шкы-шка-шко ушк-ышк-ашк-ошк
шты-шта-што-шту ышт-ашт-ошт-ушт шкы-шка-шко-шку ышк-ашк-ошк-ушк
б) ряд слов
штанишки — штык — штамп — шкаф
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
4. Игра «9-5-2-1″ — ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА.
5. Спряжение в настоящем времени
ШИТЬ ШТАНИШКИ ПЛЮШЕВОМУ МИШКЕ
ШТОПАТЬ ШТАНИШКЕ ПЛЮШЕВОМУ МИШКЕ
(я.., ты.., он.., мы.., вы.., они..)
6. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз
Шишки у мишки,
У мишки шишки,
У плюшевого мишки
Сосновые шишки
Шапкой Мишка
Шишку сшиб.
7. Выдели и запомни слова со звуком Ш из этих чистоговорок.
8. «Помоги плюшевому мишке сложить слова из кубиков (или кассы букв)
ШУ КА ША МИШ НА БА

ШИ КА
9. Составь схему слова МИШКА

10.

Занятие 6

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Повтори чистоговорки на звук Ш (занятие 1, 4, 5).
4. Припомни слова на звук Ш (с отбиванием мяча о пол).
5. Нарисуй картинки со звуком Ш (в начале, в середине слова, в конце слова).
6. Игра «Путаница» — составь предложения из перепутанных слов
кошка, мишка, штанишки, шить, плюшевый — Плюшевому мишке кошка шьёт штанишки.
кошка, мышка, за, гнаться —
кухня, мышка, пышка, в, есть —
шептать, мышонок, мышь, ушко, на —
окошка, кошка, на, сидеть —
подушка, спать, дедушка, на —
машина, Алёша, мишка, на, катать —
7. Образуй родственные слова
ЛЯГУШКА — детёныш — лягушонок (лягушата),
домик у них в болоте — лягушкин, лягушиный,
ласково назови — лягушечка.
МЫШКА —
КУКУШКА —
8. Заучи чистоговорку «Мышонок», проговори 5 — 10 раз.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуметь я буду тише!
9. Игра «Назови ласково»
Маша — Машенька дед — камень —
Даша — зима — хлеб —
Паша — изба — штаны —
Миша — хозяйка — мышь —

10. Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Ш в словах.

Занятие 7
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3.Дыхательные упражнения — произнесение слоговых рядов на одном выдохе
ша-шо-шу-ши
аш-ош-уш-ыш
шка-шко-шку-шкы
ашт-ошт-ушт-ышт
4. Упражнения с кассой букв — закрепление правописания ШИ
а) сложи из кассы букв (или кубиков) слова
НАШИ, ПИШИ;
б) переставь слоги так, чтобы получилось новое слово
НАШИ —
ПИШИ —
в) переставь слоги и прочитай полученные слова
ШИ — У — НА — ТИ — ШИ —
НА — МА — ШИ ШИ — КА — МЫ
5. Вставь пропущенную букву
УШ. Ш. ПИТ МАШ. НА ДЫШ. Т
МЫШ. КАМЫШ. КУВШ. Н ТУШ. Т
Ш. НА ОШ. БКА Ш. ПОВНИК СПЕШ. Т
Ш. ПЫ ТИШ. НА ПУШ. НКА ССУШ. Т
6. Закрепление правописания ШИ на письме
а) напечатай слог ШИ
б) напечатай слова УШИ, МЫШИ, ШИНА, ШИПЫ.
7. Спряжение в настоящем времени
ШМПЕТЬ В ТИШИНЕ
СУШИТЬ ШИШКИ (ШИПОВНИК, КАМЫШИ)
(я.., ты.., он.., мы.., вы.., они..).

8. Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Ш в словах.

 

 

Автоматизация звука [Ж]

Разработала учитель - логопед Некрасова Надежда Павловна 1. Изолированно произносить звук [Ж]: Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют). Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д. Ж-ж-ж-ж-ж… 2. Автоматизация в слогах: При произнесении слогов голосом выделяем звук [Ж]. ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЕ 3. Автоматизация в сочетаниях слогов: При произнесении голосом выделяем звук [Ж]. Жа-жа-жа Жо-жо-жо Жу-жу-жу Жи-жи-жи Же-же-же Жа-жо-жу Жи-же-жа Жо-же-жи Жу-жо-же Же-жа-жо Жа - жо - жу - жи - же Жи - жа - жо - жу - же Жо - жа - жу - жи - же Же - жа - жо - жи - жу Жу - жа - жо - жи - же 4. Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]: Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин. Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый. Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон. Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное. Ждать, жду, жгутик. 5. Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]: Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный. Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок. Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут. Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать. Джем. 6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]: Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать. 7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах: Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж]. 8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением: Назови ласково. Снег – снежок стог – сапог – еж – нож – дождь – утюг – пляж – 9. ДИ «Волшебный куб»: В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки. 10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]: Жажда, жижа, жужжать, желтокожие. 11. ДИ «Ромашка»: Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж]. 12. Образовать родственные слова: кожа – (кожаный, кожица, кожный …) уж – (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …) ёж – (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …) 13. ДИ «Сосчитай до 5»: ежонок – пиджак – ужонок – 14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]: Кожаный жакет жидкий мёд нежная кожа жадный Женя мягкая пижама вьюжный день отважный капитан бумажная жаба мамин утюжок модный пиджак бежевый жакет Женины тапки новый утюжок бумажный жук важный медвежонок надёжный вожак Женина пижама снежный ком желтокожие жёлуди дюжина ежей 15. Проговаривать предложения: Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.) Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя. Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак – это одежда. Женя живёт на пятом этаже. Пижма пахнет нежно. Женин папа – художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей. Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди. 16. Проговаривать тексты: Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р]. Женя-рыбак. Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы. Рыжик. Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп. 17. Проговаривать чистоговорки: У жука надежный дом, Жук живет, не тужит в нем. Жук жужжит, не унывает, Жу-жу-жу он напевает. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Тут ежата у ежа. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Мне ежаток покажи. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Уходите от ежа. Жи-жи-жи, жи-жи-жи В моем доме этажи. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Подо мной два этажа. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Надо мной два этажа. Же-же-же, же-же-же На каком я этаже? Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух. Каждый жук жужжит о том, Как же жутко быть жуком – Каждый может обижать. Как об этом не жужжать? Золотистый, как из бронзы, Жук кружится возле розы и жужжит: "Жу-жу, жу-жу" Очень с розами друж-жу!" Дождик, дождик, не дожди. Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому. Медвежонок неуклюжий Лапой шлепает по луже. Медвежонок кружится, Ловит лучик в лужице. На валежнике снежок. Под валежником клубок. Лежит ежик в зимнем сне. Оживится еж к весне. 18. Проговаривать скороговорки: У ежа – ежата, у ужа – ужата. Даже ужу ужин нужен. Не живут ужи, где живут ежи.  

 

ифференциация звуков Ш и Ж. После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией (т.е. различением) его с другими звуками, чтобы ребенок не путал их в речи. Подробнее о том, что такое дифференциация звуков можно прочитать здесь. Напоминаем, что положение органов речи при произнесении звука ж отличается от такого при произнесении звука ш лишь наличием голоса. Когда мы произносим ш, голосовые связки разомкнуты и струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними, а когда произносим ж, голосовые связки сомкнуты, воздушная струя колеблет их, образуя голос. Иными словами, звук ш - глухой, а звук ж - звонкий. При работе над дифференциацией ж и ш прежде всего необходимо добиться того, чтобы ребенок различал эти звуки на слух Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж. Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая? Произносить слоги. ша-жа аша-ажа шо-жо ошо-ожо шу-жу ушу-ужу ше-же аше-аже ши-жи иши-ижи Произносить слова. шить - жить шаль - жаль шалить - жалить шутка - жутко уши - ужи житьё - шитье жито - шито лежа - Леша мажут - машут наживка - нашивка жар - шар жаба - шапка ежата - мышата лежать - мешать ложа - лошадь лужа - Луша кожа - ноша лужок - пушок дружок - вершок рожок - горшок пирожок - порошок дружок - петушок Женя - шея ложечка - кошечка бумажечка - букашечка пружинка - пушинка ужин - уши лыжи - мыши Произносить предложения. Луша обходит лужу. Ты бежать мне не мешай. Нельзя шалить с пчелой: она ужалит. Летит снежок, легкий, как пушок. Мой дружок от земли вершок. Малыши встали на лыжи. Сереже подарили карандаши. Без этой пружины не поедет машина. Подальше положишь - поближе возьмешь. Произносить тексты. Дождик. Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди. Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко. Живой уголок. В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.    
 

 

 












































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: