Рис. 69. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Ш].
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200с.
3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
4. Рождествеская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
1.3. Работа над звуками [Л, Л’].
Этапы | Содержание и приемы работы |
Подготови-тельный этап | 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Л]. |
2. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «иголочка», «змейка», «качели» (с узким языком), «молоточек», «пароходик» и др. | |
Постановка звука [Л] | 1. Формирование артикуляционного уклада языка (упор узкого языка в верхние зубы, подъем задней части спинки языка, опущенные боковые края языка), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм). · по подражанию, · с помощью зонда при произнесении звука [Ы] или [А]. 2. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха. 3. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы. |
Автомати-зация звука [Л] | 1. В слогах типа: ЛА, АЛА, АЛ, ПЛА. 2. В словах: · в начале: лак, лом, лук и т.п. · в середине между гласными: мыло, голубь, яблоко и т.п. · в конце: стол, мел, пенал и т.п. · в стечении согласных: тарелка, облако, галстук и т.п. · с двумя звуками [л]: плыл, полоскала и т.п. 3. Во фразах: Алла для Лады испекла оладьи и т.п. 4. В небольших текстах. |
Дифферен-циация звука [Л] | В работу по дифференциации берут звуки [В], [j]. 1. В сериях слогов: ВА-ЛА, ЛА-ВА-ЛА и т.п. 2. В словах · в парах слов-квазиомонимов: лак-як, пол-пой и т.п. · в словах, где встречаются оба звука: лайка, балалайка и т.п. 3. Во фразах: Лайка лаяла на луну. 4. В небольших текстах. |
Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях. |
Рис. 70. Этапы работы над звуком [Л].
|
|
Работа над звуками [Л, Л’] (продолжение).
Звук [Л’] | Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Л]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Л]. Дифференциация [Л’] и звуков [В’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка. |
Рис. 71. Особенности работы над звуком [Л’].
|
|
Рис. 72. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Л].
Литература
1. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
1.4. Работа над звуками [Р, Р’].
Этапы | Содержание и приемы работы |
Подготови-тельный этап | 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Р]. |
2. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «чашечка», «моляр», «пулемет», «лошадка», «грибок», «гармошка», «фокус» и др. | |
Постановка звука [Р] | 1. Выработка сильной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам (при длительном произнесении звука [Ж]; при произнесении сочетания [ТШ]; при многократном произнесении звука [Д]). 2. Формирование артикуляционного уклада языка (подъем и приближение широкого кончика языка к верхним зубам и альвеолам), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм). · по подражанию, · с помощью зонда при произнесении звука [Ж] или многократном произнесении звука [Д]. 3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха. 4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы. |
Автомати-зация звука [Р] | 1. В слогах типа: РА, АРА, АР, ДРА и т.п. 2. В словах: · в начале: рак, роза, рука и т.п. · в середине между гласными: баран, ворота, пирог и т.п. · в конце: забор, сахар, помидор и т.п. · в стечении согласных: трава, дырка, арбуз и т.п. · с двумя звуками [р]: раскрасить, конструктор и т.п. 3. Во фразах: в зарослях грозно рычит тигр и т.п. 4. В небольших текстах. |
Дифферен-циация звука [Р] | В работу по дифференциации берут звуки [Д], [j], [Л]. 1. В сериях слогов: РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА и т.п. 2. В словах · в парах слов-квазиомонимов: лак-рак, игра-игла и т.п. · в словах, где встречаются оба звука: кораллы, крыло и т.п. 3. Во фразах: Карл у Клары украл кораллы. 4. В небольших текстах. |
Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях. |
Рис. 73. Этапы работы над звуком [Р].
Работа над звуками [Р, Р’] (продолжение).
Звук [Р’] | Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Р]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Р]. Дифференциация [Р’] и звуков [Д’], [Л’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка. |
Рис. 74. Особенности работы над звуком [Р’].
Рис. 75. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Р].
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200с.
3. Рождествеская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
1.5. Работа над звуками [К, К’, Г, Г,’ Х, Х’, j].
Этапы | Содержание и приемы работы |
Звуки [К, К’] | 1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе. 2. Постановка при помощи зонда от звуков [Т, Т’] при многократном проговаривании слогов та-та-та или тя-тя-тя… |
Звуки [Г, Г’] | 1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’] на тактильной основе. 2. Постановка при помощи зонда от звуков [Д, Д’] при многократном проговаривании слогов да-да-да или дяд-дя-дя… |
Звуки [Х, Х’] | 1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’], сопровождая их артикуляцию придыханием. 2. Постановка при помощи зонда от звуков [С, С’] при длительное проинесение этих звуков в слогах са или ся. |
Звук [j] | 1. Постановка на основе временной замены звука [j] звуком [И] при произнесении сочетаний типа иа, аиа, ио, ои и т.п. 2. Постановка при помощи зонда от звука [З’] при длительное произнесение этого звука в слоге зя. |
Далее следуют этапы автоматизации, дифференциации К-Т, Г-Д, К-Г, Х-К К’-Т’, Г’-Д’, К’-Г’, Х’-К’, и закрепления звуков в самостоятельной речи. |
Рис. 76. Этапы работы над звуками [К, К’, Г, Г,’ Х, Х’, j].
|
|
Рис. 77. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [К].