Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение высокого уровня эксплуатационной надежности машин, станков и оборудования, которыми располагают технические службы АТП и хозяйственных ассоциаций. В процессе эксплуатации, как известно, оборудование подвержено износам, интенсивность которых зависит не только от условий его эксплуатации, но и от своевременности и качества проведения различных ремонтов.
В настоящее время затраты на осуществление ремонтно-восстановительных работ по вспомогательному производству для различных предприятий составляют от 10 до 25 % затрат на ТО и ТР подвижного состава. С целью снижения доли этих затрат используют систему планово-предупредительных ремонтов, включающую межремонтное обслуживание, периодически проводимые по графику профилактические операции, а также плановые ремонты.
В состав работ по межремонтному обслуживанию включаются своевременная регулировка механизмов и устранение мелких неисправностей, контроль за выполнением правил эксплуатации станков, машин и другого оборудования. Этот вид обслуживания осуществляют бригады ремонтных рабочих вспомогательных подразделений, а также дежурный персонал ремонтной службы (слесари, электрики, сантехники, смазчики) без нарушения производственного процесса, используя для этого технологические перерывы в работе оборудования.
Проводимые периодические профилактические операции предусматривают проверку оборудования на точность работы, его осмотр, промывку, замену или пополнение масла. Кроме того, энергетическое оборудование подвергается испытанию по соответствующей программе.
В зависимости от объема ремонтных работ и их трудоемкости плановые ремонты подразделяются на малый, средний и капитальный.
Номенклатура работ малого ремонта предусматривает замену небольшого числа изношенных деталей и регулировку механизмов, как правило, без их разборки.
В отличие от малого средний ремонт предусматривает, помимо работ малого ремонта, так называемую выверку координат, что в комплексе обеспечивает отвечающую стандартам или техническим условиям точность работы, мощность силовой установки и производительность станка, машины, агрегата (обычно с его частичной разборкой).
Наиболее крупным по объему и трудоемкости является капитальный ремонт, предусматривающий полную разборку соответствующего агрегата, замену и восстановление всех изношенных деталей, ремонт всех нуждающихся в этом узлов, регулировку механизмов и выверку координат.
Рассмотренные виды технических воздействий, составляющие планово-предупредительную систему ремонтов, обеспечивают различный ресурс устойчивой эксплуатации агрегата до проведения очередного планово-предупредительного воздействия, что регламентирует очередность и сроки их осуществления.
Период между проведением капитальных ремонтов называется межремонтным циклом, включающим несколько межремонтных и межосмотровых периодов, под которыми понимаются соответственно период работы агрегата между очередными ремонтами и очередными осмотрами. Сочетание указанных цикла и периодов определяет структуру межремонтного цикла, под которой понимаются номенклатура и последовательность выполнения ремонтных и профилактических работ в период между капитальными ремонтами или до первого капитального ремонта.
Структура межремонтных циклов для различных станков, машин и оборудования является основой для составления текущего плана работ по ремонту соответствующего оборудования. Кроме того, в этом плане учитываются рекомендации ежегодно создаваемых специальных экспертных комиссий предприятий по оценке технического состояния оборудования. По результатам осмотра оборудования и анализа предоставляемых в распоряжение комиссии дефектных ведомостей комиссия составляет итоговые, сводные ведомости технического осмотра станков, машин, агрегатов и т. п.
Здесь же разрабатывается комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение снижения доли ручного труда при выполнении ремонтных работ, повышение производительности труда ремонтных рабочих, сокращение расхода запасных частей и материалов.
По мере наращивания мощности производственно-технической базы возникает возможность использования в их рамках ряда передовых методов эксплуатации, обслуживания и ремонта технологического оборудования. К их числу можно отнести, например, узловой или последовательно-узловой методы, позволяющие выполнить более 60 % ремонтных работ без технологической остановки ремонтируемого агрегата. Такой эффект достигается за счет того, что отдельные узлы оборудования, подлежащие ремонту, снимаются и заменяются заранее отремонтированными практически без простоя. Снятые же узлы направляются в специализированное ремонтное подразделение АТП, где ремонтируются и затем поступают на центральный склад.
Помимо указанных методов, на АТП возможно создание специализированных ремонтных бригад, закрепляемых за определенным типом оборудования. Здесь же предусмотрена и специализация по видам работ отдельных членов бригады. Однако, как показывает практика, реализация данного метода требует высокой концентрации станочного и машинного парков в рамках единой производственно-хозяйственной системы на относительно небольшой территории.
Виды ТО и ППР механических подъемников:
До начала эксплуатации нового подъемника и в дальнейшем ежегодно производить испытания подъемника по полной программе в соответствии с требованиями безопасности.
Таблица 4.6.
График видов ТО
| № п/п | Наименование работ | Ежеднев- ное об- служива- ние | Ежене- дельное обслужи- вание | Кварталь- ное об- служива- ние | Годовое обслу- живание | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| 1 | Внешний осмотр | + | + | + | + | |
| 2 | Чистка от загрязнений |
| + | + | + | |
| 3 | Проверка зазора между грузовой и страховочной гайками |
| + | + | + | |
| 4 | Проверка крепления стоек к фундаменту и затяжка всех резьбовых соединений подъемника |
| + | + | + | |
| 5 | Проверка и натяжение ремней привода |
| + | + | + | |
| 6 | Проверка и пополнение масла в резервуаре смазки шпинделя |
| + | + | ||
| 7 | Смазка внутренних поверхностей стоек, пальцев кареток, троса синхронизации | + | ||||
| 8 | Переосвидетельствование подъемника | + | ||||
В таблице 4.4 приведены принятые на предприятиях подобной мощности нормативы обслуживания оборудования в чел/ч.
Таблица 4.4
Нормативы трудозатрат на обслуживание оборудования (чел/ч).
| № п/п | Вид оборудования | СО | ТР | ТО-1 | ТО-2 |
| 1 | Установка моечная | 0,1 | 3 | 15 | 60 |
| 2 | Установка смазочно-заправочная | 0,3 | 8 | 20 | - |
| 3 | Компрессор поршневой | 0,1 | 10 | 20 | 200 |
| 4 | Диагностический комплекс | 0,2 | 60 | 120 | 600 |
| 5 | Стенд для проверки тормозов | 0,1 | 40 | 80 | 300 |
| 6 | Стенд «сход-развал» | 0,2 | 10 | 50 | 100 |
| 7 | Прибор для проверки фар | 0,2 | 10 | 20 | 50 |
| 8 | Мотор-тестер | 0,1 | 10 | 20 | 100 |
| 9 | Пускозарядное устройство | 0,1 | 3 | 10 | 50 |
| 10 | Гайковерт пневматический | 0,1 | 10 | 20 | 60 |
| 11 | Подъемник 2-ст. | 0,2 | 10 | 30 | 150 |
| 12 | Подъемник 4-ст. | 0,3 | 20 | 50 | 200 |
| 13 | Домкрат гаражный | 0,1 | 6 | 20 | 20 |
| 14 | Кран консольный | 0,2 | 5 | 10 | 30 |
| 15 | Стенд шиномонтажный | 0,2 | 5 | 15 | 30 |
Ежедневное ТО
Это ТО включает в себя техническое обслуживание, которое проводится перед началом работы, а также:
· очистку загрязненных поверхностей;
· проверку работоспособности насосной станции.
Периодическое ТО
Оно включает в себя все операции по ежедневному техническому обслуживанию а, также:
· удаление возможного скапливания гидравлического масла с основания подъемника;
· смазку всех подвижных соединений;
· проверку герметичности мест соединения трубопроводов;
· проверку состояния всей электросистемы (двигатель, силовой кабель, разводка), надежности контактов в соединениях электроаппаратуры;
· проверку затяжки анкерных болтов;
· проверку натяжения тросов системы синхронизации;
· проверку всех резьбовых соединений подъемника;
· проверку на наличие видимых повреждений;
· проверку работоспособности верхнего датчика-ограничителя;
· проверку работоспособности, очистку и смазку страховочных фиксаторов (плавность и синхронность срабатывания);
· контроль уровня масла.
Подход к регламенту периодического обслуживания у многих работников сервисных служб отличается нюансами. Некоторые из них рекомендуют проверять состояние деталей ежемесячно. Другие - ежеквартально.
Ежегодное ТО
Это ТО включает в себя все операции по ежедневному и периодическому обслуживанию, а также:
· осмотр сварных швов кареток, стоек подхватов и перекладины;
· проверку износа направляющих пластиковых вкладышей в каретках и при необходимости их замену;
· подкраску поврежденных поверхностей.
Дополнительно можно отметить, что производители подъемников по-разному регламентируют периодичность замены рабочей жидкости в гидравлической системе. Некоторые фирмы рекомендуют выполнять замену ежегодно, но чаще рекомендуется менять масло один раз в три года.
Таблица 4.7
Возможные неисправности подъемников и методы их устранения
| № п/п | Неисправность | Возможная причина | Методы устранения |
| 1 | Не включаются двигатели | Повреждение предохранителя управления Обрыв кабеля питания | Заменить предохранитель Заменить поврежденный кабель |
| 2 | Один из двигателей не запускается | Неисправность двигателя Заедание включающей штанги конечного положения Обрыв монтажного кабеля | Заменить двигатель Устранить причины Заменить поврежденный кабель |
| 3 | Двигатель гудит, но шпиндель не вращается | Наличие постороннего предмета Обрыв Фазы Поломка подъемной гайки | Удалить посторонний предмет Подтянуть соединительные клеммы Заменить или повторно включить предохранитель |
| 4 | Двигатель работает, но каретка не движется | Слабое натяжение клинового ремня Отсутствие смазки частей с поверхностями скольжения | Натянуть клиновой ремень Заменить все клиновые ремни этого привода |
| 5 | Нарушение синхронизации хода кареток | Заедание троса Разрыв отдельных нитей Троса из – за внутренних напряжений | Смазать маслом Заменить трос вместе с тросовым чехлом |
| 6 | Посторонние стуки и вибрации | Использование запрещенного смазочного материала Недостаточная смазка Выход из строя подшипниковой опоры ходового винта Биение ходового винта Вибрация стойки | Тщательно очистить шпиндель и гайки, залить в масляный резервуар надлежащий смазочный материал Проверить смазочный тиль, отрезать изношенную часть Заменить неисправные части |
Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации.
Для подъемников установлены следующие сроки очередных плановых осмотров: проверка технического состояния – 1 раз в год, ежедневный, ежемесячный осмотр.
Подобные сроки установлены и для металлорежущих станков и прочего электрооборудования. Гидравлическое оборудование проверяется каждый год, контрольный осмотр проводится ежемесячно.
Оборудование бракуется в случае:
Подъемники: обрыв ремней привода винтов, повреждение винтов и гаек, неисправность щитов управления, трещин, погнутостей лап, стоек.
Гидравлические стойки и прессы: подтеки жидкости из гидроцилиндров, трещины в лапах, постаменте, износ винтов.
Гайковерты, баки для замены масла: негерметичность, износ подводящих штуцеров.
Щиты, механизмы управления: замыкание проводки, оголение проводки, обрыв кабелей, несрабатывание кнопок, приборов, схем.
Все оборудование: неспособность выполнять свое функциональное назначение.
При внезапном появлении неисправности, оборудование останавливается и производится вынужденная замена изношенных деталей.
Таблица 4.3
График ТО и ППР оборудования
| № | Наименование приборов | Марка | Пост | Число проведенной проверки | Число последующей проверки |
| 1 | Стенд проверки систем подвески и тормозов | HEKA | Диагностика | 04.2011 | 04.2012 |
| 2 | Диллерское диагностическое оборудование | Ford IDS/PDS, Hyundai HI SCAN PRO | Диагностика | 04.2011 | 04.2012 |
| 3 | Верстак и тиски | - | Диагностика, ТО и ремонт | 06.2011 | 06.2012 |
| 4 | Четырехстоечный подъемник | ОМА | ТО и ремонт | 04.2011 | 04.2012 |
| 5 | Двухстоечный подъемник | Stertil | ТО и ремонт | 04.2011 | 04.2012 |
| 6 | Стенд развала- схождения колес | BEAN | ТО и ремонт | 04.2011 | 04.2012 |
| 7 | Балансировочный стенд | ЛС-42 | ТО и ремонт | 06.2011 | 06.2012 |
| 8 | Стенд шиномонтажный | GIULIANO | ТО и ремонт | 06.2011 | 06.2012 |
| 9 | Компрессор | - | ТО и ремонт | 06.2011 | 06.2012 |
| 10 | Домкрат подкатной | HF 50C | ТО и ремонт | 06.2011 | 06.2012 |
| 11 | Гидравлический гаражный кран | Trommelberg | ТО и ремонт | 06.2011 | 06.2012 |
Таблица 4.7
Возможные неисправности, методы их устранения
| № п/п | Неисправность | Возможная причина | Методы устранения |
| 1 | 1 Не включаются двигатели | Повреждение предохранителя управления Обрыв кабеля питания | Заменить предохранитель Заменить поврежденный кабель |
| 2 | 2 Один из двигателей не запускается | Неисправность двигателя Заедание включающей штанги конечного положения Обрыв монтажного кабеля | Заменить двигатель Устранить причины Заменить поврежденный кабель |
| 3 | 3 Двигатель гудит, но шпиндель не вращается | Наличие постороннего предмета Обрыв фазы Поломка подъемной гайки | Удалить посторонний предмет Подтянуть соединительные клеммы Заменить или повторно включить предохранитель |
| 4 | 4 Двигатель работает, но каретка не движется | Слабое натяжение клинового ремня Отсутствие смазки частей с поверхностями скольжения | Натянуть клиновой ремень Заменить все клиновые ремни этого привода |
| 5 | 5 Нарушение синхронизации хода кареток | Заедание троса Разрыв отдельных нитей Троса из – за внутренних напряжений | Смазать маслом Заменить трос вместе с тросовым чехлом |
| 6 | 6 Посторонние стуки и вибрации | Использование запрещенного смазочного материала Недостаточная смазка Выход из строя подшипниковой опоры ходового винта Биение ходового винта Вибрация стойки | Тщательно очистить шпиндель и гайки, залить в масляный резервуар надлежащий смазочный материал Проверить смазочный тиль, отрезать изношенную часть Заменить неисправные части |
Техническое обслуживание и ремонт технологического оборудовании проводятся в организациях по графику, утвержденному главным инженером организации.






