Дни памяти: 13 / 26 декабря, Собор Новомучеников и исповедников Российских

Протоиерей Василий Покровский родился 16 / 29 декабря 1879 года в селе Баевка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье протоиерея Андрея Покровского. Василий окончил курс в Симбирской Духовной Семинарии по второму разряду и в 1903 году был рукоположен во диакона к селу Алово Алатырского уезда Симбирской губернии. В том же году он был рукоположен во священника к селу Архангельское (Куроедово) Карсунского уезда той же губернии. В 1904 году отец Василий был перемещен в село Дады Ардатовского уезда Симбирской губернии, а в 1912 – в село Андреевка того же уезда. В 1917 году он перемещен в село Промзино Алатырского уезда.
В 1929 году за неуплату налогов отец Василий был осужден народным судом к 2 годам лишения свободы и срок наказания отбыл. С 1938 года он служил настоятелем полевой церкви города Алатырь, где служил и священник Емелиан Киреев. В 1940 году оба священника были арестованы за неуплату налогов по статье 24-ой и приговорены народным судом города Алатырь к 6-ти месяцам исправительно-трудовых работ, но были оправданы.
В 1941 году власти города Алатырь всеми средствами решили закрыть последний храм в городе. Непомерный налог, начисленный на священников полевой церкви, который они не смогли уплатить, послужил поводом для закрытия храма.
За этим последовал и арест самих священников. 24 июля состоялся обыск в доме отца Василия и его арест. 25 июля состоялся первый допрос, 3 августа - второй допрос, на котором он объяснял, что «священнослужителей полевой церкви обложили непосильным налогом, тогда они попросили верующих помочь собрать деньги. Несмотря на сбор денег, они налог, начисленный за 1941 год уплатить не смогли. До сих пор они должны Горфинотделу более 300 тысяч рублей».
4 августа состоялся третий допрос на котором следователь спрашивал:
- Вы обвиняетесь в том, что в течении ряда лет систематически проводили среди верующих граждан совместно с попом Киреевым организованную контрреволюционную антисоветскую агитацию против мероприятий партии ВКП(б) и советского правительства, призывали верующих не вступать в колхозы, то есть в преступлении предусмотренном по статье 58 пункты 10, 11 УК РСФСР, так скажите вы признаете себя в этом виновным? Отец Василий виновным себя в этом не признал, а признал себя виновным в том, что когда Алытырский горфинотдел обложил его непосильным налогом за 1940 год, то он говорил и писал жалобу.
Далее следователь спрашивал:
- Расскажите какие проповеди в полевой церкви среди верующих граждан вы в мае 1940 года говорили?
- Никаких проповедей я не говорил, а лишь только всегда на исповеди верующих в церкви говорил: Верующие, другие говорят, что нет Бога, но у каждого из вас есть голова и разум и по мере возможности разбирайтесь – кто говорит правду, а кто неправду. Дальше, ввиду роптания верующих на советскую власть я им говорил: верующие, знайте, что недовольство властью является грехом, поэтому какая бы власть не была – она является от Бога и поэтому всякой власти надо подчиняться. Кроме того я на исповедях верующим говорил: верующие, скажите - веруете ли вы в Бога Господа Иисуса Христа и повторяйте за мной – веруем. Что они и делали. Больше я никаких призываний и проповедей в церкви не говорил. В декабре 1940 года в полевой церкви я верующим объявил: кто желает причащаться, тот пусть слушает молитву перед исповедью. Я сказал – кто верует в Бога Иисуса Христа кайтесь в своих грехах. Помните верующие, что многие говорят о том, что Бога нет, что нет Матери Божией и нет никаких угодников. Заблудились эти люди, они даже позволяют ругать Бога и святых апостолов. Не верьте никому – это такие люди, которые все лгут. Не поддавайтесь соблазну этих врагов и диаволов. Они везде и всюду говорят против Бога, против Святой Церкви, которая нас воспитывает духовной жизнью и ведет ко спасению души.
Это мы проповедовали о загробной жизни, как желанной цели нашего земного существования, по своим религиозным убеждениям.
Одна из свидетельниц в отношении Покровского и Киреева показывала: «В церкви при исповеди всегда проповеди говорили: верующие, нужно держаться вере Христовой, что она спасет от всяких бед и скорбей и душа ваша не погибнет, а будет обитать в Царствии Небесном. Потом поп Покровский, возвышая голос громко говорил: никого не слушайте, что нет Бога, Бог на небесах и вездесущ, на всяком месте, все видит и все ведает. В это время масса криком ему ответила – веруем батюшка. На это Покровский сказал: веруйте, крепко веруйте в Матерь Божию и во всех святых. В феврале 1941 года поп Покровский на поданное ему извещение о налоге на 9 тысяч рублей выразился так: Эх, черт возьми, перед концом что ли они бесятся».
23 сентября следствие было окончено. 10 октября всем троим обвиняемым было предъявлено обвинительное заключение по статье 58-10 часть 2 и 58-11. 18 октября Судебная Коллегия по уголовным делам определила обвинительное заключение утвердить и на 30 октября было назначено судебное заседание. В назначенный день открылся суд, на котором подсудимые священники мужественно отрицали обвинения в антисоветской агитации. Прокурор просил суд вынести приговор в отношении Подрезова – расстрел, в отношении Покровского и Киреева – 10 лет лишения свободы. Адвокат просил в отношении Покровского и Киреева вынести мягкий, справедливый приговор. Обвиняемым было предоставлено последнее слово, в котором они просили вынести справедливый приговор. После совещания суд приговорил всех троих к высшей мере наказания – расстрелу. В установленном порядке от приговоренных священников поступила совместная кассационная жалоба в Верховный Суд РСФСР о пересмотре приговора. Приговор был признан правильным.
Священники Василий Покровский и Емилиан Киреев были расстреляны, по свидетельству одного из охранников, на правой стороне реки Суры, недалеко от города Алатырь, вечером 26 декабря 1941 года.
Священник Емилиан Киреев был причислен к собору новомучеников и исповедников Российских на заседании Священного Синода под председательством святейшего патриарха Алексия 6 октября 2003 года.
Священник Василий Покровский был причислен к собору новомучеников и исповедников Российских на заседании Священного Синода 27 декабря 2007 года.
http://pstgu.ru/news/martir/2011/12/26/34666/#Vas_Emil
















События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю на службе, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь мучеников Авксентия, Евстратия, Евгения, Мардария и Ореста. Службу совершал некий незнакомый священник при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29Не две ли малые птицы продаются за ассарий[152]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36И враги человеку - домашние его.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Господь дает ученикам наставления перед тем, как отправить их на проповедь впереди Себя пока еще не требуя от них той самоотверженности, какая потребуется от них в будущем, после Сошествия на них Духа. Они еще немощны, не будучи преображены действием Духа Божия, а потому Господь и не требует от них слишком многого. От них требуется лишь говорить о будущем Царстве лишь своим соплеменникам. Но и здесь Он предупреждает, что не все воспримут их проповедь с восторгом, дабы они знали, с чем им придется иметь дело, а главное, чтобы они знали, что не будут оставлены в трудностях…..

Литургия.

В сам день я был на литургии в Свято-Успенском соборе. Служил тот же священник при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

9Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

15И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

И снова апостол пишет о Крестной жертве Христа. Пытаясь объяснить ее суть соплеменникам, апостол сравнивает ее с ветхозаветными жертвами. Последние лишь символизировали очищение. Истинное же очищение принесла лишь Крестная смерть Христа. Разумеется, человек продолжает согрешать, однако Господь дал человека способ очищения греха, которое совершается через Церковь. Благодать Божия очищает грех, и она же дает силы для борьбы с греховными влечениями, без которой само по себе покаяние мало что значит. Без Бога, впрочем, победа в этой борьбе невозможна, но с Богом возможно все.

Евангелие (от Марка): 1В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

3Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

4Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

11Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

18Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21И сказал им: как же не разумеете?

22Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Одно из тех истинных чудес, которые совершает Господь. Они лишены эффекта, в отличие от фокусов, производимых бесами[153], но производят полезное действие. Тем более, если задача бесов – поразить внешним эффектом, то Богу это не нужно, ибо Господь заботится о спасении человека и не будет совершать чудо, если оно принесет человеку вред (а это возможно, ведь в каждом из нас сидит змей гордости – эта страсть сроднилась с нашим естеством, сделалась частью нас и для ее искоренения требуется много труда, нередко – вся жизнь). Чудо может погубить душу человека, а потому Бог редко совершает их, чаще облекая совершаемые благодеяния в формы, не привлекающие внимания человека, не противоречащие законам природы. Но человек, адекватно воспринимающий действительность, увидит благодеяние Божие, даже если оно совершилось через, казалось бы, совершенно рядовое, обычное для человека явление. Что касается исцелений, то стоит напомнить, что болезнь (какие бы телесные причины ни вызывали ее начало) является следствием греха, следствием того, что демоны обретают власть над человеком. И тогда Бог попускает им мучить человека – может быть, тогда человек вспомнит о Том, кто заботится о нем! Часто по нашему состоянию нам полезней болеть, нежели излечиваться, ведь часто болезнь ограничивает нас в наших возможностях, которые мы слишком часто используем для греха. Именно поэтому мы часто, прося исцеления от болезни, не получаем просимое, ведь мы, заботясь о здоровье тела, не заботимся о душе – не раскаиваясь в грехах, либо раскаиваясь, не прилагая никаких усилий, чтобы бороться с греховными влечениями, повторяя один и тот же грех вновь и вновь.… Но этот слепой, вероятно, явился совсем другим примером – исцеление его телесных очей было продолжением преображения его души, а возможно и следствием горячих молитв тех его близких, которые привели его ко Христу, прося Его помочь ему. И те и другие получили несомненную пользу, которой мы лишаемся, не желая очищать себя от сидящего в нас зла…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

О самой сути духовной жизни, которая представляет собой борьбу. Без борьбы спасение невозможно, притом борьба эта – не борьба с людьми, так как мы призываемся к братолюбию, но с духами злобы, норовящими погубить человека. С людьми у нас много общего, и мы, как христиане, призываемся к братолюбию (которого в нас на деле, увы, нет). Ничего общего у нас нет только с диаволом, и с бесами-то мы и призываемся бороться, точнее, с их наветами, с греховными влечениями, которые они в нас возбуждают….

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

В очередной раз нам предлагается текст со словами Христа о времени последних дней мира, здесь акцентируется внимание на словах об ожидающих Его последователей гонениях. Во времена апостолов, видя эти гонения воочию, да еще и разрушения Иерусалима, о котором Господь говорил, многие думали, что конец вот-вот наступит (да и антихриста они видели то в императоре Нероне, то еще в каком-то из правителей). Но день конца Господь положил в своей власти. Народ на народ и царство на царство восстают постоянно от начала мира, да и гонения на христиан то и дело вспыхивают то тут, то там, однако конец не приходит. Он наступит, когда Бог увидит, что дальше ожидать от людей исправления бесполезно. Впрочем, мы во плоти всего этого можем не увидеть, а вот смерть ожидает всех, а по смерти – суд ожидает нас всех. Впрочем, слова об ожидающих Его последователей гонениях все же не бесполезны, так как если физических гонений мы и не терпим, то всевозможные насмешки и поношения от мирских терпим постоянно…. Они тем более важны, что мы практически каждый день имеем перед глазами пример мучеников, которые все претерпев, остались верны Богу, укрепляющему их…

По окончании службы служащий священник говорил на тему нынешнего праздничного апостольского чтения. В читаемом сегодня отрывке из послания апостола Павла к Эфесянам говорилось о необходимости, облечься во всеоружие Божие: препоясаться истиной, облечься в броню правды, обуть ноги в готовность благовествовать мир, взять щит веры, дабы отразить все наветы вражии, надеть же шлем спасения, и взять меч духовный, который есть Слово Божие. Апостол перечисляет то, что нужно, дабы отражать нападения диавольские на человека, говоря также о стяжании добродетелей взамен греховных навыков, дабы не иметь ничего общего с диаволом. Если мы насаждаем в душах наших добродетели, то становимся ближе к Богу, а бесы против нас ничего не могут сделать. Если же мы согрешаем, то бесы приступают к нам, водя нами, как хотят. На человека же, совершающего смертные грехи, по слову известного старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина) диавол предъявляет свои права, дескать, он уже наш. Об этой духовной брани, о стяжании добродетелей невозможно сказать в двух словах, ибо об этом за века существования Церкви написаны книги. Потому, даже если попытаться сказать на эту тему кратко, мы будем говорить час и более. Но ныне подобает сказать о важнейшей из них – о смирении. Смиренный человек видит свои грехи и стремиться их исправлять. Противоположность же смирению – пагубная гордость, которая является началом всех грехов. Первым согрешил диавол, который, как известно, не был ни пьяницей, ни блудником (ибо он – дух), но был горд, и, считая себя равным Богу, отказался поклоняться Ему и восстал против Бога. Гордость ослепляет человека, мешает ему видеть свои грехи, лишь озлобляя против тех, кто обличают его. Некто сказал о том, что не будь гордости, не было бы и всех прочих страстей. Напротив, смирение, есть нищета духовная, то есть, сознание своей нищеты пред Богом, сознание того, что все его дела ничтожны пред Богом и без Него он не может спастись, будучи поврежден грехом. И это смирение – есть начало добродетелей, ибо весьма способствует очищению человека. Вместе с тем, покаяние не означает безмерной печали, как это бывает, когда человек вменяет себе в вину даже то, в чем он на самом деле невиновен. Часто в таком настроении повинны те же духи злобы, смущающие человека, вводящие его в уныние. У преподобного Иоанна Лествичника в «Лествице» есть повествование о том, как некий монах, находясь при смерти, будучи в забытьи, разговаривал с кем-то, обвиняющим его, подчас, даже в том, что он невиновен. Так ведут себя бесы. Так и в дни мытарств, когда душа человека выйдет из тела, они будут возводить на человека много лживых обвинений. Потому печаль покаяния и уныние надо четко различать, ибо уныние смущает, лишает человека покоя и сил, тогда как истинное покаяние дает успокоение души его. «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас….» - говорит Господь. Потому покаяние приносит душе человека мир. Напротив, признаком действия диавольского всегда являлось смущенное, беспокойное состояние. Преподобный Макарий Египетский трактует слова Христа, обращенные к Петру: «Симон! Вот, сатана просит, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я просил о тебе, чтобы ты некогда, обратившись, утвердил братьев твоих…». Эти слова преподобный трактует так, что когда зерна сеют – их встряхивают, а тогда они колеблются и переворачиваются. Так и душа по действию диавольскому смущается, колеблется и мятется. И потому находящийся в таком состояние должен понимать, что им движет отнюдь не Дух Божий. Потому можно сказать, что вторым признаком истинного смирения является мир, к которому и нам подобает стремиться…..

Уже когда он начал давать Крест на целование, по инициативе верующих на амвон вышел один из именинников – протодиакон Евгений Габов, которого поздравляли сами верующие, вручив ему букет цветов. А служащий священник и хор пропели ему многолетие….

Среда 27 декабря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: