Во время наблюдения за игрой фиксируются следующие моменты

1) Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес (перечислить, какие берет для игры).

2) Насколько этот интерес стоек.

3) Адекватно ли употребление игрушек. (Имеется в виду использование предмета в соответствии с его назначением.)

4) Каков характер игры (в этом пункте подробно записывается, что именно делает ребенок с каждой из игрушек).

Если ребенок не играет, это не говорит о каких-либо отклонениях в его развитии. Ребенок может не играть из-за присутствия чужих людей, перемены обстановки и т. д.

Внимание (фиксируется при выполнении самостоятельной и организованной взрослым деятельности).

1) Длительность сосредоточения внимания.

2) Переключение внимания.

Очень часто при выполнении самостоятельной деятельности ребенок дает худшие показатели, чем при осуществлении организованной взрослыми деятельности. Это ни в коем случае не является неблагоприятным фактором. Неблагоприятным показателем является «перескакивание» внимания, которое не следует путать с истощаемостью. Истощаемость может быть следствием физической слабости ребенка, отсутствия тренировки в выполнении заданий. Неустойчивое же внимание у детей старше 3 лет может указывать на нарушения эмоционально-волевой или интеллектуальной сферы. Противоположностью неустойчивого внимания являются трудности переключения внимания, также указывающие на возможность каких-либо отклонений.

Контактность. Отмечается:

¾ насколько легко и быстро ребенок устанавливает контакт со взрослыми

¾ какова длительность и полнота контакта

¾ заинтересован ли в контакте

¾ поддерживает ли сам контакт или порывает его в ответ на замечание и отказ дать требуемую ребенком игрушку

¾ охотно ли подчиняется взрослому

¾ заинтересован ли в оценке взрослого

Если ребенок не вступает в контакт или контакт с ним затруднен, это не является показателем снижения интеллекта или отставания в развитии. Ребенок может не сразу налаживать контакт со взрослым или вообще не вступать в контакт с ним потому, что он стесняется, не привык к общению с незнакомыми людьми и смущен новой обстановкой.

Реакция на одобрение. Отмечается, радуется ли одобрению, ждет ли его или равнодушен к нему.

Реакция на замечание. Отмечается, есть ли какая-либо реакция на замечание или ребенок не понимает, что ему сделали замечание; исправляет ли поведение в соответствии с замечанием.

 

Отношение к неудаче. Отмечается, замечает ли ребенок неправильность своих действий, исправляет ли ошибку; дает ли эмоциональную реакцию на неудачу – отказывается ли от продолжения работы, спокоен ли при поисках решения или злится.

Отсутствие оценки неудачи ребенком старше 5 лет может свидетельствовать о снижении интеллекта или отставании в развитии. Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку (в том числе отказ от продолжения работы) не является показателем снижения интеллекта, так как это есть своеобразная оценка неудачи.

Моторика. Отмечается:

¾ устойчива или неустойчива походка (спотыкается, падает, задевает нога за ногу, шаркает);

¾ является ли походка спастической или стремительной;

¾ хорошо ли ребенок сидит без поддержки;

¾ имеются ли патологические движения (навязчивые движения, стереотипии, тики, тремор);

¾ являются ли движения координированными и целесообразными (не производит ли лишних, ненужных, нет ли сопутствующих);

¾ отличаются ли мелкие движения точностью и ловкостью;

¾ какая рука является ведущей.

Эмоционально-волевая сфера. Фиксируется, активен или пассивен ребенок, деятелен или инертен, бодр или вял, с удовольствием ли работает или из подчинения, как относится к трудностям, спокоен или возбужден, жизнерадостен или мрачен и др.

Нарушения эмоционально-волевой сферы (пассивность, инертность, вялость, возбудимость, двигательная расторможенность) не могут являться следствием снижения слуха, а указывают в ряде случаев на наличие каких-либо дополнительных дефектов (включая соматическую ослабленность) или на снижение интеллекта.

3. Адаптированные методики диагностики познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью:

 

После того как оканчивается проверка слуха и речи, следует приступить к обследованию интеллектуального развития ребенка.

Обследующий садится па маленький стул напротив ребенка. Весь необходимый для обследования материал находится справа от взрослого так, чтобы было удобно брать необходимые предметы, но остается закрытым от ребенка.

Фиксируются:

¾ принятие задачи;

¾ способы выполнения действия;

¾ адекватность действий;

¾ обучаемость.

Переходим к рассмотрению отдельных заданий.

Задания для обследования детей 3—4 лет

 

№ п/п Наименование задания
1   Поиграй (набор сюжетных игрушек)
2   Коробка форм
3   Разбери и сложи матрешку (4-хсоставную)
4   Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера)  
5   Сложи разрезную картинку (из 3-х частей)
6   Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой)
7   Найди пару (сравнение картинок)  
8   Построй из кубиков
9   Нарисуй
10   Сюжетные картинки  

Задания для обследования детей 4—5 лет

 

№ п/п Наименование задания
1 Поиграй (набор сюжетных игрушек)
2 Коробка форм
3 Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)
4 Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера)
5 Сложи разрезную картинку (из четырех частей)
6 Угадай, чего нет (сравнение картинок)
7 Посчитай
8 Построй из палочек
9 Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона)
10 Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

Задания для обследования детей 5—7 лет

 

№ п/п Наименование задания
1 Включение в ряд (методика А. А. Венгер)
2 Коробка форм
3 Построй из палочек (лесенка)
4 Сложи разрезную картинку (из 4-х частей)
5 Сгруппируй картинки (по цвету и форме)
6 Количественные представления и счет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: