Воспроизведение ритмов

И.: «Постучи, как я».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ:

1) «Соотнесение по цвету, форме, величине»

2) Методика Головиной

3) Фигуры Поппельрейтера

4) «Узнавание реалистических, перечеркнутых, недорисованных, химерных изображений»

5) Тест Бендер

6) «Разрезные картинки»

7) Доски Сегена

8) «Почтовый ящик» («Коробка форм»)

9) Методика Кооса

10) «Пирамидка», «Матрешка», «Мисочки»

11) Методика А.Л.Венгера «Включение в ряд»

12) Методика Дьяченко «Эталоны»

13) Методика Холмовской «Перцептивное моделирование»

 

Исследование дифференцированности зрительных восприятий:

Экспериментатор предлагает испытуемому узнать, что изображено на картинках, повернутых на 90 и 180°.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА И ПРАКСИСА:

1) «Зеркальные буквы»

2) «Слепые часы»

3) Тест Бентона

4) Фигуры Тейлора и Рея – Остеррица

5) Пробы Хеда

6) «Разрезные картинки»

7) Доски Сегена

8) «Почтовый ящик» («Коробка форм»)

9) Методика Кооса и ее модификации

10) Конструирование из палочек

11) Методика Яшковой «Треугольники»

12) Методика Пинского

13) Методика Холмовской «Рыбка»

14) Куб Линка

Проба «Зеркальные буквы»:

И.: «Покажи, какая из букв написана правильно». Более сложным вариантом является нахождение «неправильных» цифр и букв в слогах и словах.

 

Проба «Слепые часы»:

Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.

Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

 

Проба Бентона:

Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.

Понятно, что справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7 — 8 лет.

 

Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет.

Перед ребенком кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист.

И.: «Нарисуй такую же фигуру».

Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов «Альбома» не допускается; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Полезно отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой.

ТАКТИЛЬНЫЕ И СОМАТОГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ:

Локализация прикосновения:

И.: «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась». Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, вы просите показать, куда вы дотронулись. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.

И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)». Далее, как в пункте А.

 

Проба Тойбера:

В ходе проведения предыдущих проб вы несколько раз прикасаетесь одновременно к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

 

Проба Ферстера:

И.: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?» Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.

Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

 

Проекция локализации прикосновения:

И.: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на «человечке».

Так же как и в предыдущем задании, вы дотрагиваетесь до нескольких частей тела ребенка и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме.

Называние частей тела:

И.: «Назови часть тела, до которой я дотронусь». Вы прикасаетесь к различным частям тела ребенка и просите его называть их. Данная часть исследования направлена также на оценку номинативного уровня схемы тела, а не только соматогнозиса.

 

Проба Сегена:

Широко известный тест «Доска Сегена» используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа:

1) тест выполняется в свободном режиме;

2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкладывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой;

3) левая рука «опознает» фигуру, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая — вкладывает фигуру в гнездо;

4) правая рука манипулирует с фигурами, левая — с гнездами на доске.

Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий. Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:

Экспериментатор предлагает учащимся понюхать два сорта духов или одеколона, а затем ответить на вопросы: «Какой запах ощущаешь? Что это? Что напоминает? Можешь ли их назвать?»

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ:

Предлагается съесть две конфеты (одна кислая на вкус, а другая — сладкая), а потом ответить на вопросы: «Что это? Какой вкус у конфет? Можешь ли их назвать?»

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ГНОЗИС:

И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т.д.

· Методики изучения мышления, речи, воображения, обучаемости.

Методики изучения мышления:

1) «Разрезные картинки»

2) Доски Сегена

3) «Предметные и сюжетные вкладки», методика Россолимо

4) «Почтовый ящик» («Коробка форм»)

5) Методика Кооса

6) «Пирамидка», «Матрешка», «Мисочки»

7) Методика А.Л. Венгера «Включение в ряд»

8) Методика Дьяченко «Эталоны»

9) Методика Холмовской «Перцептивное моделирование»

10) Матрицы Равена и их модификации

11) Варианты методики «Классификация геометрических фигур» (лото Когана, «Систематизация» (Н.Б. Венгер), «обучающий эксперимент» Ивановой)

12) «Исключение по цвету, форме, величине»

13) Методика Выготского – Сахарова и ее модификации

14) Пробы Пиаже

15) «Невербальные аналогии»

16) Методика Яшковой «Треугольники»

17) Методика Пинского

18) Методика Холмовской «Рыбка»

19) Куб Линка

20) Методика Бардиной «Схематизация» («Полянки»)

21) Методика «Повороты фигур»

22) Методика «Дополни набор»

23) «Определение понятий»

24) «Сравнение понятий»

25) «Существенные признаки»

26) «Простые и сложные аналогии»

27) «Свободная классификация» и ее варианты

28) «Исключение из ряда»

29) «Пополнение ряда»

30) «Объяснение сюжета картин»

31) «Сюжетный ряд»

32) «Рассказы»

33) «Метафоры, пословицы, поговорки, загадки»

34) Методика Эббингауза

35) Методика Замбациявичене

36) «Ассоциативный эксперимент»

37) Методика Переслени «Угадайка»

Задачи логопедического обследования детей разных возрастных групп:

Обследование речевого развития детей 4-5 лет

Обследование уровня развития речи проводится по сле­дующим параметрам:

· понимание речи;

· сформированность фонематического слуха;

· состояние словарного запаса;

· состояние слоговой структуры слов;

· уровень развития активной речи;

· состояние грамматического строя речи;

· состояние артикуляционного аппарата 

· звукопроизношение.

Обследование речевого развития детей 5-6 лет

При обследовании основное внимание уделяет­ся определению сформированности следующих речевых умений:

· понимание смысловой стороны слов;

· состояние фонематического слуха;

· овладение словарем (точность словоупотребления, ис­пользование разных частей речи);

· состояние слоговой структуры слов;

· уровень развития активной речи;

· овладение грамматическим строем речи (построение предложений разных типов, согласование слов в ро­де, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса);

· овладение звуковой стороной речи (знакомство со зву­ковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса);

· состояние артикуляционного аппарата.

Обследование речевого развития детей 6-7 лет

Представленные методики направлены на:

· проверку уровня понимания смысловых оттенков слов

· осознания их семантических отношений

· проверку точности словоупотребле­ния

· проверку сформированности фонематического слуха

· выявление уровня развития словарного запаса

· проверку состояния слоговой структу­ры

· проверку умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства

· выявление уровня сформированности грамматического строя речи

· проверку со­стояния звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.

В педагогическое обследование включается логопедическое обследование:

Анализаторные уровни языковой системы:

¾ Звук

¾ Слово

¾ Фраза (предложение)

¾ Текст

1) Обследование импрессивной речи:

а. Фонематическое восприятие и представления

б. Фонематический анализ (позиционный)

в. Определение последовательности звуков в слове

г. Фонематический синтез

д. Понимание значения слов

е. Понимание значения морфологических форм (словообразование)

ж. Понимание значения предложений

з. Понимание смысла текста

 

2) Обследование экспрессивной речи:

а. Звукопроизношение

б. Активный словарный запас

в. Словообразование

г. Словоизменение

д. Построение предложений

е. Построение текста

ж. Пересказ

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ:

· Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

· Тест Роршаха

· Методика Торренса (Диагностика невербальной креативности)

· Методика Н.Ю. Боряковой, направленная на изучение качественного своеобразия продуктивной деятельности воображения у детей шестого года жизни

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: