Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Существуют ситуации, когда типовые методики управления финансами вряд ли применимы; в частности, это может быть в периоды инфляции. Инфляция - процесс повышения общего уровня цен в экономике, сопровождающийся снижением покупательной способности денег, или их обесценением. Инфляция не означает автоматический рост цен абсолютно на все товары и услуги. Поскольку даже в пе­риоды значимой инфляции цены на отдельные товары ведут себя неодинаково, возможны ситуации, когда цена на некоторый товар не только не растет, но даже снижается. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая - в усилении товарного дефицита; первая характерна для рыночной, вторая – для централизованно планируемой экономики.

Инфляция негативна не сама по себе, а лишь в том случае, если ее темпы достаточно высоки. Гиперинфляция - инфляция, характеризующаяся исключительно высоким темпом прироста уровня цен. Перед финансовыми менеджерами и бухгалтерами всегда сто­ит вопрос: нужно ли учитывать влияние инфляции, и если да, то как? Ответ на него зависит от темпов инфляции: если они существенны на протяжении достаточно длительного периода, то ответ утвердителен. Можно выделить как минимум две причины, обусловливающие необходимость учета влияния инфляции в подобной си­туации. Во-первых, использование исторических цен (т.е. цен без учета влияния инфляции) влечет за собой занижение себестоимости продукции (в частности, из-за относительной незначительности ве­личины годовой амортизации) и, следовательно, появление инфляционной прибыли, увеличение налога на прибыль и эрозию собственного капитала. Во-вторых, ориентация на исторические цены приводит к искажению отчетных данных (имеется в виду, что эти данные в условиях инфляции не дают реального представления об имущественном и финансовом положении компании с позиции текущего состояния цен), что затрудняет принятие управленческих решений финансового характера.

Учет инфляции особенно важен для поставщиков финансовых ресурсов, т.е. инвесторов, кредиторов, банкиров. Поскольку количественно их интерес выражается в процентной ставке, именно варьируя ставкой, пытаются противодействовать негатив­ному влиянию инфляции. Осуществляется это путем использования номинальной процентной ставки, превышающей реальную процент­ную ставку, как минимум, на темп инфляции. Введение темпа инфляции в номинальную процентную ставку, что противодействует снижению совокупной покупательной способности предоставлен­ных клиенту финансовых ресурсов, известно как эффект Фишера.

В мировой учетно-аналитической практике известно несколько подходов к учету влияния инфляции; среди них: игнорировать в учете, делать пересчет по отношению к стабильной валюте, пере­оценивать объекты бухгалтерского учета в денежные единицы одинаковой покупательной способности,переоценивать объекты бухгалтерского учета в текущую стоимость   и др. Два последних мето­да достаточно распространены.

В условиях инфляции финансовые решения имеют определённую специфику: усложняется планирование, возрастает потребность в дополнительных источниках финансирования, увеличиваются процентные ставки по кредитам и займам, снижается роль заемного капитала как источника финансирования деятельности компании, появляется необходимость тщательной диверсификации собственной инвестиционного портфеля, усложняется интерпретация отчетности потенциальных контрагентов, существенно возрастает значимость методов, стимулирующих ускорение оборачиваемости средств в расчетах.

Следует отличать индекс цен как меру инфляции от индекса цен на конкретный товар или группу товаров. Поскольку любое крупное предприятие, как правило, имеет соответствующую номенклатуру сырья и материалов, цены на которые не обязательно ведут себя идентично, для целей финансового планирования приходится отслеживать и использовать множество индексов цен.

Качество управленческих решений в значительной степени оп­ределяется достоверностью имеющейся информационной базы. Ин­фляция искажает отчетные данные, поэтому в отношении некоторых активов, наиболее чувствительных к изменению цен и значимых в плане характеристики имущественного и финансового положения компании, разработаны специальные методы, снижающие искажаю­щий эффект инфляции. Речь идет о трех видах активов: основные средства, производственные запасы и дебиторская задолженность.

Основным методом преодоления негативного влияния инфля­ции в отношении основных средств является их переоценка и расчет амортизационных отчислений исходя из восстановительной стоимости. В России такая переоценка делается по усмотрению предприятий с помощью индексов дефляторов или путем приглашения экс­пертов организаций, специализирующихся на переоценках. В усло­виях умеренной инфляции достаточно эффективен метод ускорен­ной амортизации.

Нормативными документами предусматриваются различные способы списания производственных запасов при их потреблении (метод ЛИФО, ФИФО, средних цен). ЛИФО – списание запасов на себестоимость по цене последних партий; ФИФО – списание на себестоимость запасов по ценам первых партий. Метод средних цен занимает промежуточное положение между ФИФО и ЛИФО. В условиях инфляции рекомендуется метод ЛИФО.

Противодействие негативному влиянию инфляции на дебиторскую задолженность осуществляется следующими методами: предоплата, оплата за наличный расчет, оплата с отсрочкой платежа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: