Методы прогнозирования основных финансовых показателей

Прогнозирование — один из методов управления, кото­рый позволяет выявить оптимальные варианты действий. Окончательный вариант действий выбирается после рас­смотрения и сравнительного анализа различных вариан­тов, в том числе и альтернативного характера.

В практике финансовых прогнозов наибольшее распро­странение получили три метода:

— метод экспертных оценок;

— метод временных и пространственно-временных совокупностей;

— методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Методы экспертных оценок применяются для опре­деления некоторых прогнозов и планов на интуитивном уровне.

Современная схема действия этих методов предусма­тривает многоступенчатый опрос экспертов по заранее разработанным схемам и обработку полученных результа­тов с помощью инструментария экономической статисти­ки. Эти методы применяются не только для прогнозиро­вания, но и в аналитической работе. Методы временных и пространственно-временных совокупностей различаются между собой по сложности используемых алгоритмов име­ющихся в наличии исходных данных.

Чаще всего в практической деятельности менеджера имеется временной ряд, т. е. данные о динамике показа­теля, который служит основанием для прогноза. Это мож­но сделать с помощью простого динамического анализа, установив, что прогнозируемый показатель (Y) изменится прямо (обратно) пропорционально с течением времени. Для определения прогнозного значения показателя (Y) строится зависимость типа:

Y=a + bxt,

где t — порядковый номер периода.

Параметры уравнения регрессии (а, b) находятся, как правило, методом наименьших квадратов. Для рас­чета требуемого прогноза следует подставить в формулу значение t. Если по некоторым прогнозам статистиче­ские данные у показателей отсутствуют или доказано, что он определяется влиянием некоторых факторов, то в этом случае применяется многофакторный ре­грессионный анализ, представляющий собой распро­странение простого динамического анализа на много­мерный случай. Тогда в результате качественного ана­лиза выделяется набор факторов XI...Хк, влияющих, по мнению аналитика, на изменение прогнозируемого показателя Y и строится линейная регрессионная за­висимость.

Наиболее простым, но часто применяемым на практике приемом прогнозирования значе­ний показателей финансовой отчетности является прогнозирование на основе пропорциональной зависимос­ти показателей от объема реализации. Этот метод осно­ван на двух предположениях: 1) изменение всех статей актива и некоторых статей пассива пропорционально из­менению объема реализации; 2) сложившиеся к настоя­щему моменту значения большинства балансовых статей являются оптимальными для текущего объема реализации.

На основе этого метода в первом приближении можно построить прогноз финансовой отчетности, действуя даль­ше следующим образом:

1) данные статей баланса и отчета о прибылях и убытках, которые изменяются в прямой пропорции к объему реализа­ции, умножаются на индекс роста объема реализации. Вели­чина таких статей, как «проценты к уплате», «дивиденды», «обыкновенные акции», которые с объемом реализации пря­мо не связаны, при построении первого варианта прогноза просто переносится в прогнозы из отчетов. Некоторые из этих величин позднее, в ходе анализа, изменяют;

2) оценку величины нераспределенной прибыли на прогнозируемый год получают прибавлением значения прогноза ее прироста к ее величине по отчетному балансу;

3) суммированием значений статей актива баланса получают прогноз общей суммы активов, а суммированием статей пассива — прогноз суммы пассивов. В этот мо­мент актив и пассив баланса еще не уравновешены. Если при этом сумма активов больше суммы пассивов, то имеет место потребность в привлечении средств из внешних финансовых источников. Разница отражает размер необходимых средств, которые будут привлечены за счет банков­ского кредита и эмиссии ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: