Творчество А.П.Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1718—1777) был первым писателем-дворянином, для которого литературная работа стала основным делом жизни. Даже в те годы, когда он находился некоторое время на военной службе и был директором театра, литературная работа стояла для него на первом месте. С 1761 года, когда Сумароков вовсе отошел от всякой служебной деятельности, он всецело предался писательству.  

Литературная деятельность Сумарокова носила исключительно разнообразный и напряженный характер: он выступал как драматург, как поэт, разрабатывавший почти все известные в его время стихотворные жанры, как теоретик, критик, историк, публицист.

1) Сумароков являлся одним из ведущих теоретиков русского классицизма. Утверждению доктрины русского классицизма в первую очередь способствовали эпистолы Сумарокова 1748 года «О русском языке» и «О стихотворстве», ставшие манифестом этого литературного направления (в 1774 году они были объединены под одним названием «Наставление хотящим быть писателями»).

2) Огромную популярность Сумарокову принесла его любовная лирика. В любовных элегиях и «пастушьих стихах» Сумароков полностью следует поэтике классицизма. В то же время песни поэта представляют значительный шаг вперед в развитии этого жанра.

В лучших песнях Сумарокова выражалась целая гамма человеческих переживаний – неразделенная и торжествующая любовь, тоска, разлука, ревность. Поэт в равной степени мог выступить от лица как мужчины, так и женщины (причем в последнем случае, пожалуй, удачнее). Так, безответная любовь женщины побуждает ее с горечью произнести: «Ты ко мне, как камень, / Я к тебе, как пламень». Искренней грустью наполнены стихи о разлуке двух влюбленных («Не плачь так много, дорогая, / Что разлучаюсь я с тобой. / И без того, изнемогая, / Едва владею я собой»). Подлинная поэзия и истинная грусть звучат в признании женщины, разлученной со своим возлюбленным («Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой...») и терзаемой старым ревнивым мужем: «Сокрушил злодей всю молодость мою; / Но поверь, что в мыслях крепко я стою; / Хоть бы он меня и пуще стал губить, / Я тебя, мой свет, вовек буду любить».

Чтобы полнее представить себе значение лирики Сумарокова в развитии русской поэзии, следует отметить ее жанровое разнообразие, относительно простой, нередко близкий к разговорному язык, а также (в ряде случаев) тесную связь с народным творчеством. 

Следует признать, что песни Сумарокова не вмещались в рамки классицистических ограничений. Здесь начинали проявляться новые тенденции, которые получат дальнейшее свое развитие позже – в творчестве Г.Р. Державина, И. И. Дмитриева и других поэтов, готовивших (в разной мере и разных аспектах) утверждение новых эстетических принципов.

Несмотря на то, что классицист-Сумароков не стремился сделать свои произведения достоянием широкой публики, многие стихотворения и любовные песни пришлось по вкусу широкому кругу читателей, о чем свидетельствует их проникновение в рукописные сборники.

3) Одна из насущных задач, стоящих перед русской культурой 40 – 50-х годов XVIII века – создание национального публичного театра. Первая такая попытка при Петре I оказалась малоудачной. В последующие десятилетия после смерти Петра придворный театр оказался в руках заезжих иностранных трупп. Но нужно было в первую очередь создать свой, отечественный репертуар, пьесы, написанные на русском языке.

Рождение русской драматургии связано с именем Сумарокова. Ответом на потребность в театральных представлениях на русском языке стало появление в 1747 году трагедии «Хорев», которая была в 1749 году разыграна питомцами Шляхетного корпуса. Спектакль имел шумный успех и вскоре был поставлен во дворе. Это послужило толчком к созданию постоянного русского театра. В 1756 году по указу императрицы был организован «Русский для представления трагедий и комедий театр», директором которого был назначен Сумароков.

Возникновение русского театра имело огромное значение для всего развития русской литературы XVIII века, в которой драматургические жанры начинают занимать с этого времени одно из основных ведущих мест.

Сумароков превратил сцену национального театра в трибуну пропаганды высоких нравственных и политических идеалов «просвещенной монархии». За свою творческую жизнь он написал 9 трагедий: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Аристона» (1750), «Семира» (1751), «Димиза» (1758) (позже переделанная в «Ярополк и Димиза»). Затем последовал перерыв в 10 лет, после чего появились трагедии: «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774), принесших ему подлинную славу среди современников. Недаром Н. И. Новиков сказал о нем: «Хотя первый он из россиян начал писать трагедии по всем правилам театрального искусства, но столько успел во оных, что заслужил название Северного Расина».

Новой чертой трагедий Сумарокова, резко отличавшей их от всей предшествовавшей ему русской драматургии, являлось то, что в основу их была полностью положена драматургическая система европейского классицизма XVII – XVIII веков.

4) Основоположник жанра русской классицистической трагедии, Сумароков был создателем и первых образцов новой комедии.

Первые комедии Сумарокова («Тресотиниус», «Чудовищи» и «Пустая ссора»), которые были написаны в 1750 году (почти одновременно с первыми трагедиями) и тогда же поставлены на сцене. 

Всего сохранилось двенадцать комедий Сумарокова, написанных им с 1750 по 1772 годы. Наиболее примечательными являются  три последние комедии, в том числе «Рогоносец по воображению», которая является едва ли не самой художественно-значительной пьесой Сумарокова и по существу представляет собой уже бытовую комедию.

5) Большой популярностью пользовались «притчи» – басни Сумарокова. Не случайно современники называли Сумарокова не только «Российским Расином» и «Северным Мольером», но и «Северным Лафонтеном».  Н.М.Карамзин считал басни  лучшим из всего, что было написано Сумароковым.

Сумароков писал басни в течение почти всей своей творческой жизни (в журналах они начала появляться с 1755 года). Три книги были выпущены Сумароковым при жизни. Еще три было прибавлено в посмертном полном собрании сочинений. Всего эти шесть книг включают 378 «притчей» (впрочем, среди них имеются стихотворения и других жанров).

По словам литературоведа Н.Л.Степанова, басни Сумарокова – «это не рационалистически ясный и закономерный мир классицизма, а живой, грубовато-правдоподобный быт, гротеск, напоминающий присказки и прибаутки». Простой разговорный, с включением просторечных слов язык и метрика (разностопный ямб) басен, афористичное звучание их концовок были значительным достижением Сумарокова по сравнению с его предшественниками в этом жанре: Кантемиром, Тредиаковским, Ломоносовым. Поэтому именно Сумарокова принято считать родоначальником стихотворного басенного жанра, ставшего одним из популярнейших в XVIII веке, что, несомненно, во многом подготовило басенное творчество И.А.Крылова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: