Творчество М.В.Ломоносова

Творчество Ломоносова тесно связано с определенной эпохой, стало отражением тех идей, которые господствовали в общественном сознании.

30 – 50-е годы XVIII столетия иногда называют «Предпросвещением» или «ранним Просвещением». В этот период крестьянский вопрос еще не стал главным в общественной жизни России. Поэтому представители раннего русского Просвещения не выступали против крепостного права. В их деятельности на первое место выдвигались общие задачи просвещения отечества и, прежде всего, отстаивание принципов политики Петра I, который воспринимался как истинно просвещенный государь, чья внешняя и внутренняя политика служила интересам нации. Ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна не поддержали политики просвещенного абсолютизма, поэтому ранние русские просветители считали, что им следовать выработать программу политических действий монархов, «учить их царствовать».

 Говоря о связи Ломоносова с определенной эпохой, нельзя не указать на то, что вся его необычная жизнь тоже в определенной степени отражает общественные тенденции, характерные для XVIII столетия. В Петровскую эпоху впервые стали звучать мысли о том, что значимость человека должна определяться не древностью его рода и социальным положением предков, а личными достоинствами. Эти идеи открыли дорогу к вершинам многим людям, в числе которых может быть назван и Ломоносов.

Михаило Васильевич Ломоносов (1711–1765), сын поморского крестьянина-рыбака, с детства проявлял особую тягу к знаниям. В 19 лет, тайно покинув родительский дом, он добрался до Москвы и добился принятия в Славяно-греко-латинскую академию. Через несколько лет Ломоносова, в качестве одного из способнейших учеников отправляют в Петербург, в университет при Академии наук, откуда в конце 1736 года его посылают за границу, в Германию, для изучения горного дела. После возвращения в 1741 году в Россию Ломоносов начинает работать в Академии наук; в 1745 году 34-летний Ломоносов становится академиком, профессором химии.  

К этому времени развертывается блестящая научная и не менее замечательная литературная деятельность Ломоносова. Самым замечательным в интеллектуальном облике Ломоносова является его универсальная гениальность, соединение в нем поэта и великого ученого. А.С. Пушкин имел полное право назвать его «первым нашим университетом».

Ломоносов осуществил ряд важнейших научных открытий в самых различных областях знания (физики, астрономии и т.п.). Огромна роль Ломоносова и как великого национального просветителя, неустанно ратовавшего за создание русской культуры и науки. В 1746 году Ломоносов первым в России выступил с публичными лекциями по физике, читавшимися им, также впервые, на русском языке. В 1755 году он добивается создания Московского университета. В одном из своих писем Ломоносов с законной гордостью писал: «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю». 

Параллельно с исследованиями в сфере точных наук, протекала работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики, пышно расцветала деятельность Ломоносова-поэта.

Вклад Ломоносова в развитие русской литературы поистине грандиозен:

1) он выступил как реформатор русского стихосложения.

В 1739 году Ломоносов направляет членам Российского собрания Академии наук «Письмо о правилах российского стихотворства», которое способствовало завершению реформы русского стиха. Вместо силлабического стихосложения, некогда заимствованному из Польши и не соответствующего фонетическому составу русского языка, было введено силлабо-тоническое («тонический», по определению Ломоносова).

Ломоносов облек свои идеи в живую художественную форму: к «Письму», которое была приложена «Ода на взятие Хотина» (турецкая крепость, взятая русскими войсками 19 августа 1739 года). В.Г. Белинский именно от этой оды ведет начало русской литературы: «Наша литература началась с 1739 года – от появления первой оды Ломоносова», – писал он в обзоре «Русская литература в 1843 году». Сходные слова критик повторяет и во «Взгляде на русскую литературу 1846 года»: «Ломоносов, Петр Великий русской поэзии, прислал из немецкой земли свою знаменитую оду на взятие Хотина, с которой, по всей справедливости, должно считать начало литературы». Именно силлабо-тонической системой стихосложений будут в дальнейшем пользоваться при создании стихов А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты-классики;

2) такое же важное значение, как и последовательно доведенное до конца преобразование русского стиха, имела работа Ломоносова над оформлением русского литературного языка.

Ломоносовым был создан ряд филологических работ: «Риторика» (1748), «Грамматика» (1755), выдержавшая 14 изданий, наконец, краткое, но имеющее исключительно важное теоретическое значение предисловие к собранию своих сочинений 1757 года под названием «О пользе книг церковных в Российском языке».

В своем предисловии Ломоносов различает в «российском» языке три рода «речений» (слов) (церковнославянские; те, которые употребляются в церковнославянском и русском языке; слова живого русского языка, которых нет «в церковных книгах»). Соответственно наличию трех родов слов, Ломоносовым выделяются и три словарно-речевых строя – «штиля»: «высокий, посредственный и низкий». К каждому из трех штилей Ломоносов прикрепляет определенные жанры. 

Предложенное Ломоносовым четкое соотнесение отдельных литературных жанров с определенным речевым строем продолжает сохранять свою силу вплоть до первых литературных дебютов Пушкина: в рецензиях на «Руслана и Людмилу» ряд критиков прямо упрекал Пушкина в нарушении ломоносовской системы «трех штилей».

3) Ломоносов выступил как писатель-классицист, создатель жанрахвалебной, «оды-рекомендации».

Ломоносов считал, что литература должна иметь высокую общественную значимость «Радеть о благоденствии общества» – вот главная обязанность писателя, по мысли Ломоносова. «Для пользы общества коль радостно трудиться», – восклицает он в одном из своих стихотворений («На изобретение графом Шуваловым новых артиллерийских орудий», 1760). Требования, предъявленные Ломоносовым к отечественной поэзии, были осуществлены в его собственной поэтической практике, и в первую очередь – в торжественных одах.

Ода (от греч. ōdê) – жанр лирической поэзии, возникший в эпоху античности.

В поэзии классицизма – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и т.п.). Оды подразделялись на духовные, торжественные, нравоучительные, любовные - «анакреонтические» и т.п. Оды предназначались для громкого и торжественного прочтения вслух и представляли собой своеобразные похвальные речи в стихах.

Из всех поэтических жанров, культивировавшихся и развивавшихся в тогдашней литературе, жанр оды наиболее подходил Ломоносову для решения стоявших перед ним задач. Можно назвать ряд причин, заставивших Ломоносова обратиться в своем творчестве именно к жанру оды: 

– служебные обязанности ученого и поэта. В качества представителя «словесных наук» он был вынужден выступать со стихотворными приветствиями от Академии в дни официальных торжеств;

– общественный подъем, связанный с воцарением дочери Петра I – Елизаветы;

– соответствие жанра главным задачам, которые ставил перед собой поэт (защита идей «просвещенного абсолютизма», прославление России, пропаганда научных знаний);

– ода являлась наиболее оперативным средством общения поэта со своими читателями. Литературных журналов еще не было, а оды издавались значительными для своего времени тиражами (от 200 до 2000 экземпляров). Злободневные по содержанию, ставившие вопросы большой общественно-государственной значимости, оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народа привлещи».

Содержание од Ломоносова определяется политическими убеждениями их создателя и теми требованиями, которые предъявлялись классицистами к этому жанру. В ломоносовских одах можно выделить несколько «сквозных тем» и ряд образов, становящихся ключевыми практически во всех произведениях этого жанра:

1) воспевание «славы героев», то есть тех, кто, с его точки зрения, верно служит своему Отечеству.

Главным героем, человеком, «каков во всех странах не слыхан был от века», является для Ломоносова Пётр I. Именно он рисуется в одах как образец, на который должны ориентироваться все российские венценосцы.

Пётр для Ломоносова – воплощенное божество («Он бог, он бог твой был, Россия»). Поэт подчеркивает, что именно в петровскую эпоху «божественны науки/ Чрез горы, реки и моря/ В Россию простирали руки», и страна могла ожидать в скором будущем «полезны видеть их труды». В ломоносовском Петре проступают и другие черты, намечается сделавшийся столь популярным впоследствии демократический образ царя. Неутомимый труженик, находившийся в народной гуще («между бесчисленным народа множеством»), «приемлющий тую же пищу», что и его солдаты, всегда «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» – таков Петр в изображении Ломоносова. 

Из своего идеального образа Ломоносов заимствовал материал и для изображения преемниц Петра – Елизаветы, отчасти Екатерины II, к которым обращено большинство его хвалебных од. Рисуя правительниц, поэт использовал те же приемы – гиперболизацию и идеализацию. Восхваляя очередного носителя монаршей власти, Ломоносов рисовал тот идеальный образ монарха, «премудрого учителя и просветителя», который он «воображал» в облике Петра. Поэтому изображения императриц почти лишены каких бы то ни было индивидуальных черт (если снять почти у любой из од заглавие и убрать из ее текста имена и злободневные намёки, нельзя догадаться, какой именно монархине посвящена ода).

Произведения Ломоносова являются не только торжественными панегириками, одновременно они становятся одами-рекомендациями, которые призваны выполнять просветительские задачи, в поэтической форме излагать «программу действий» для монархов.

2) изображение силы, мощи, неисчерпаемых природных богатств России.

Ломоносов не устает славить величие «возлюбленной матери» – Родины, обширность и необозримость ее территории. В. оде 1747 года поэт восторгается обилием природных богатств Российского государства. Это «сокровища», «какими хвалится Индия», девственные «глубокие леса», «густостью животным тесны». Это и «драгой металл Рифейских» (Уральских) гор» – «сребро и злато».

Нередко образы монархини и «благодетельствуемой» ею страны изображаются очень своеобразно; они сливаются, накладываются друг на друга. Грандиозный образ державной Родины в виде гигантской женской фигуры, главой, касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до самой Великой китайской стены, даётся в оде «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1748 года».

Изображая Россию, поэт рисовал желательное, а не действительное положение вещей. Несмотря на, что Ломоносову было хорошо известно истинное состояние сограждан (это подтверждается хотя бы письмом «О сохранении и размножении российского народа»), в одах ничего не говорится о тяжелом положении крестьян. В то же время нельзя сказать, что в текстах совсем не упоминается о народе. Уже в «Оде на взятие Хотина» подчеркивается, что победу над Турцией одержал «в труде избранной наш народ». Эта же своеобразная формула встречается и в оде «Первые трофеи» 1741 года, где победителем над шведами назван «к трудам избранной наш народ».

Ломоносов восторженно славил торжество над врагами, военные триумфы России. Эти мотивы звучат в стихах Ломоносова, недаром посвятившего свою первую оригинальную оду взятию Хотина, неоднократно. Но гораздо чаще и настойчивее в творчестве этого творца победных од звучат не военные мотивы, а энергичное осуждение «губительныя брани», прославление «златого мира», «тишины».

Война приемлется Ломоносовым в качестве «необходимой судьбы» всех народов лишь в том случае, если  она является «щитом обширных областей», а не вызвана захватническими желаниями. Воспеванию «возлюбленной тишины» посвящается одна из лучших од – «На восшествие на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года». «На что державы ей чужие», – пишет Ломоносов о Елизавете Петровне в оде 1757 года, тут же противопоставляя ей короля Фридриха прусского, которого, наоборот, обуяло «желание чужих держав».

3) прославление наук, которые должны способствовать процветанию страны.

Слово «науки» является одним из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова. Как и без упоминания имени Петра, без них не обходится почти ни одна ода.

Ломоносов в своих стихах слагает восторженные гимны в честь науки, не устаёт славить ее преобразующую мощь, величайшее жизненное значение. Науки он характеризует своеобразным эпитетом – «божественные». В оде 1747 года в стихах, давно ставших хрестоматийными, Ломоносов проникновенно заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

В той же оде страстным призывом звучит обращение поэта к молодому поколению: «О вы, которых ожидает / Отечество от недр своих…». Поэт призывает молодежь посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

…Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В целом можно сказать, что весь «одический цикл» Ломоносова представляет его автора неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания народа;

4) Ломоносов стал первым создателем подлинно «научной поэзии» и философской лирики.

Ломоносов был деистом – сторонником религиозно-философского учения, распространенного в XVII – XVIII веках. Деисты считали бога первопричиной сущего, творцом мира, но отвергали его участие в жизни природы и общества. Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир, им созданный; вторая – священное писание».  Ломоносов приравнивал ученых - «натуралистов» к пророкам и апостолам; отсюда не случайность и многозначность того эпитета «божественные», который связывается по словом «науки».

Свои мысли о мироздании Ломоносов внес в духовные оды, в которых он прославлял творца Вселенной. 

Духовные оды принадлежат к числу самых замечательных художественных созданий Ломоносова. Называя их «лучшими произведениями» его, А.С. Пушкин добавлял: «Они останутся вечными памятниками русской словесности, по ним долго еще должны мы будем обучаться стихотворному языку нашему».

Но духовные оды Ломоносова примечательны не только своим языком. С них начинается русская научно-философская лирика. С наибольшей полнотой, убедительностью и поистине захватывающей силой новое научное восприятие мира – космоса – раскрывается в двух «Размышлениях» Ломоносова («Вечернее размышление о божием величестве» и «Утреннее размышление о божием величестве»). 

В «Утреннем размышлении» Ломоносов выступил с гениальной догадкой о том, что Солнце – это «горящий вечно Океан», на его поверхности происходят непрерывные процессы изменения вещества: «Там огненны валы стремятся / И не находят берегов; / Там вихри пламенны крутятся / Борющись множество веков…». Поразительнее всего, что эта вдохновенно рисуемая грандиозная картина соответствует тем представлениям о солнце, которые сложились в науке в конце XIX века после изобретения спектроскопа.

В «Вечернем размышлении» органично соединяются лирическое описание ночи («Открылась бездна звезд полна;/ Звездам числа нет, бездне дна») и выяснение причин северного сияния. Ломоносов перечисляет ряд научных гипотез о причинах северного сияния. Впервые формулирует и свою собственную гипотезу о том, что «северное сияние движением эфира произведено быть может», защищаемую им позднее в специальной научной статье.

Новая система мироздания утверждается в духовных одах не научными доводами, а живым переживанием поэта, ощущающего себя лицом к лицу с безмерностью наполненных «несчётными солнцами» мировых пространств – с неизмеримостью вселенной. Так поэт и ученый в Ломоносова непрерывно проникают друг в друга, поэтому именно ему принадлежит честь открытия подлинно «научной поэзии».

 Таким образом, поэтическое творчество и вообще вся литературная деятельность Ломоносова внесли огромный вклад в развитие всей русской художественной словесности. Поэтому прав был Белинский В.Г., назвавший Ломоносова «Петром Великим русской литературы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: