Специфические особенности литературы XVIII века как литературы «века Просвещения»

Лекция 3 (2 часа)

Русская литература XVIII века.

Творчество Фонвизина Д.И. и Карамзина Н.М.

План лекции:

Характерные особенности экономических и социально-политических отношений в России XVIII века и их влияние на развитие литературы.

Специфические особенности литературы XVIII века как литературы «века Просвещения».

Классицизм как литературное направление. Русские писатели-классицисты (Ломоносов М.В., Сумароков М.В.).

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» – вершина развития русской драматургии XVIII столетия. 

Сентиментализм как литературное направление. Карамзин Н.М. как родоначальник и наиболее известный представитель русского сентиментализма. 

Характерные особенности экономических и социально-политических отношений в России XVIII века и их влияние на развитие литературы.

А.Н. Радищев назвал XVIII столетие «безумным и мудрым», достойным удивления и проклятия. «С этим периодом связаны дорогие нам воспоминания нашего могущего роста, нашей славы и наших бедствий», – подчеркивал А.И. Герцен

Еще в XVII веке Россия была средневековым государством, значительно отстающим от стран Европы. В то же время всем ходом своего развития она была готова к преобразованиям. «Народ собирался в дорогу… Ждали вождя и вождь явился», – отмечал историк С.М.Соловьев, имея в виду Петра I.

Создание и укрепление мощного государства европейского типа, пришедшего на смену отсталой Московской Руси, являлось исторически прогрессивным делом.

Задачи, вставшие перед Россией в первые же годы XVIII века разбудили и привели в движение колоссальные массы народа. «Россия молодая мужала с гением Петра», – писал Пушкин А.С.. Россия мощным толчком двинулась вперед, развила свои производительные силы, укрепила свою государственность, заняла важное место в европейской международной системе. «Великие виктории», одержанные русской армией за это столетие, военно-экономические и культурные реформы, осуществленные Петром, превратили Россию в могущую державу, которая, по словам В.Г. Белинского, стала способной «судьбы мира держать на весах своего могущества».

За этими фактами истории государства следует видеть то, что в конечном счете определило успех всех предприятий власти, обусловило общенациональный рост и движение всей страны – бурное развитие новой нации, развертывание сил молодого, деятельного, верящего в свои силы народа.

В то же время поднявшее свой международный авторитет русское государство было дворянско-чиновничьей монархией. Усилившаяся императорская власть упрочила господство дворянства, создала благоприятные условия для благоденствия помещичьего класса, довела тяжесть порабощения крестьянства до наивысшего предела. Крестьянство не безмолвствовало: во второй половине века глухая и часто скрытая борьба крепостных вылилась в открытую войну вооруженного народа. Восстание, возглавленное Емельяном Пугачевым (1773 – 1775), было жестоко подавлено, но оно потрясло жизнь крепостнического государства, явилось грозным предупреждением о начале освободительной борьбы в России.

Вопрос о правах крестьян, о свободе народа оказался в последней четверти XVIII века в центре внимания всей общественной жизни. Антифеодальная борьба стала той почвой, которая питала русскую освободительную мысль, вдохновляла русскую литература, определяла ее художественные открытия.

Таким образом, становление и укрепление молодого русского государства, с одной стороны, и все усиливающаяся антикрепостническая борьба, с другой, стали двумя важнейшими факторами, определившими характер развития русской литературы на протяжении всего XVIII столетия.

Проблема создания и укрепления русского национального государства неминуемо влекла за собой необходимость создания и укрепления национальной культуры. Эта проблема, поставленная еще в период петровских преобразований, определила все движение литературы XVIII века.

В течение нескольких десятилетий русская литература прошла путь от младенчества до зрелости – от ряда поэтически беспомощных опытов Тредиаковского к гениальным стихотворениям Карамзина и Державина, получившим мировую известность, от очень слабых переделок западных пьес, ставившихся на русской сцене в петровскую эпоху, до блистательных комедий Фонвизина.

Создававшаяся и укреплявшаяся национальная литература в основном еще отливалась в ограниченную форму литературы ведущего на данном историческом этапе класса – дворянства. В то же время живые и деятельные силы народа вторгались в эту эпоху во все сферы культуры, определяя ее достижения и успехи. Именно гениальному сыну поморского рыбака М.В. Ломоносову – ученому и поэту – удалось определить будущее развитие литературы на много десятилетий вперед. С приходом Ломоносова меняется облик русской литературы, ее характер, место и роль в общественной жизни страны. «Наша литература, – отмечал Белинский В.Г., – началась с 1739 года (от появления первой оды Ломоносова)»; «Ломоносов – Петр Великий русской литературы».

В русской литературе, особенно во второй половине столетия, все яснее дают о себе знать демократические элементы. Эти элементы вступают в борьбу с преобладающими литературными тенденциями эпохи, постепенно завоевывают себе в этой борьбе пусть незначительные, но самостоятельные позиции. Под верхним слоем литературы проходит поток народного творчества, выражающего настроения и чаяния крепостного крестьянства. Характерно, что народные интересы и идеи, бытующие в среде закрепощенного народа, находят отражение и в литературе. Они запечатлеваются в комедиях Фонвизина и обличительных одах Державина и даже в творчества такого далекого от народа писателя как Карамзин. На самом исходе века, после пугачевского восстания Радищевым будет создано «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором зазвучит не только речь самого автора, но и голос беспощадно эксплуатируемого, бесправного крестьянства.

Специфические особенности литературы XVIII века как литературы «века Просвещения»

XVIII век принято называть веком Просвещения. В это столетие в странах западной Европы, прежде всего – во Франции, развернулась борьба с феодализмом.

Просветительство, сложившееся в 40-50-е годы XVIII века, было последовательной антифеодальной идеологией. Просветители подвергли критике религию, господствующие взгляды на государство, на роль и место сословий в обществе. Они объявили феодальные порядки неразумными и подлежащими уничтожению.

Но борцы с феодальным строем не были революционерами; они проповедовали мирный путь социальных преобразований. Просветители искренне верили, что существующий общественный строй с его разделением на бедных и богатых, всесильных и бесправных происходит от неразумия людей. Истина разума – свобода, справедливость, равенство и т.п. – настолько очевидны, что отвергать их может только непросвещенный человек. Поэтому главной целью просветителей было просвещение нации – и бедных и богатых – так как, по их мнению, одни по неразумности угнетали, другие примирялись с угнетением.

Предлагая свой путь изменения мира, просветители утверждали, что «просвещение умов» (то есть просвещение всех людей определенной страны) требует много времени; тех же результатов можно быстрее добиться с помощью изменения законов, так как именно они создают существующий порядок. В монархическом государстве источником законов является монарх, следовательно, если просветить монарха, он начнет издавать справедливые законы, под влиянием которых в обществе наступят желанные перемены. Так была выработана теория просвещенного абсолютизма. Отсюда же исходит тактика просветителей – осуществлять свои цели с помощью правителей, оказывать на монархов воздействие, «учить» их царствовать.

Своеобразие социально-исторического развития России определило особенности русского просветительского движения. В России просветителями стали, прежде всего, представители дворянства, а не буржуазии, как это было на Западе.

 Кроме того, в центре внимания русских просветителей оказались в первую очередь те проблемы, которые были порождены своеобразием экономического и политического развития России. Просветители говорили о преступности порабощения крестьянства, показывали ее губительное влияние на жизнь нации, разрабатывали планы ослабления или даже ликвидации крепостного права. Правда, печать дворянской ограниченности лишала их антикрепостнические убеждения остроты и ненависти. Исключение составляет лишь А.Н. Радищев, который выступил идеологом народной революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: