Маттеус Даниэль Пёппельман

(3.5.1662, Херфорд, Вестфалия – 17.01.1736, Дрезден)

Немецкий архитектор, видный представитель дрезденского барокко.

Наиболее известен своим проектом Цвингера (1711-1722), комплекса зданий в Дрездене, который считается одним из самых показательных образцов стиля барокко.

Почти всю жизнь работал архитектором на государственной службе в Дрездене, самом передовом городе Саксонии. Он переехал в Дрезден к 1680 году и получил должность государственного архитектора в 1705 году, а в 1718 году стал главным государственным архитектором при дворе Августа II (Августа Сильного) Саксонского, для которого он разработал серию проектов перестройки королевского дворца в Дрездене.

Среди других работ Пёппельмана в Дрездене — расширенный им Голландский дворец (1715-1732, ныне Японский дворец) и дворец в Пиллнице. Он также проектировал фортификационные сооружения, дамбы, дороги и дома по всей Саксонии, а его мост Августа (1727-1731, ныне Эльбский мост) считается одним из самых великолепных мостов в Европе.

Цвингер (или Цитадель) в Дрездене — единственная часть дворца, который был построен, и представляет собой огромную прямоугольную площадку с примыкающими к ней двумя полукруглыми участками. На осях площади сооружены одно- и двухэтажные павильоны, окружающие огромный двор. Праздничный дух комплекса подчеркивается рельефными, богато украшенными скульптурой и орнаментами фасадами и воротами (особенно Кронентон и Королевские ворота), а также резкими контрастами между низкими аркадами и высокими павильонами. Изящная и несколько изощренная архитектура Цвингера — яркий образец барокко, формы которого в Германии не ограничиваются интерьерами, а переносятся и на фасады зданий.

Изобилие лепнины, исчезновение пролета и прерывистый характер антаблеметов ведут к тому, что в павильонах дрезденского Цвингера (ок. 1720 г.) происходит распад ордера, элементы которого становятся частью декоративного убранства. Сохраняют значение только чередование проемов, роскошь скульптурных групп и игра пространств.

 

 

Маттеус Даниэль Пёппельман.

Цвингер. Дрезден. 1711 – 1722 гг.

 

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12 т.,Т.7, Стройиздат.–1987–стр.360-363

2. http://www.arhitekto.ru/txt/6germany08.shtml

Доминикус Циммерманн

(1685 – 16.11.1766)

Немецкий архитектор в стиле барокко, мастер штукатурных работ

Паломническая церковь в деревне Вис (нем. Wieskirche) — одно из главных свершений баварского рококо и центральное произведение архитектора Доминика Циммерманна, который провёл в деревне Вис последний десяток лет своей жизни.

Овальная в плане церковь стоит у подножия Альп, в Баварии, в коммуне Штайнгаден муниципалитета Вайльхайм-Шонгау. Наплыв паломников в деревеньку Вис в 1738 г. был связан с тем, что на статуе скорбящего Спасителя выступили слёзы. В доме, где произошло это чудо, через два года соорудили часовню, но она не могла вместить всех желающих поклониться реликвии и исцелиться от своих недугов. Тогда близлежащее Штайнгаденское аббатство приняло решение возвести в Висе отдельный паломнический храм.

Строительство церкви, которое курировал Циммерман, продолжалось с 1745 по 1754. Как и в случае с другими памятниками баварского рококо, внешний вид храма непритязателен, почти монохромен, что резко контрастирует с буквально фонтанирующим лепниной интерьером, в котором преобладают лёгкие кремовые тона и вытянутые, эллипсоидные формы. Внутренность храма ошеломляет неподготовленного путешественника, едва ли ожидающего найти столь расточительное, эффектное убранство в отдалённой пастушеской деревушке, — всем этим Циммерман стремился передать ощущение спонтанности религиозного экстаза.

К XIX веку поток паломников в Вис сошёл на нет, популярность рококо ушла в прошлое, и встал вопрос о сносе обветшавшего памятника, однако этому воспрепятствовали местные жители. Включение церкви в список всемирного наследия ЮНЕСКО (1983) сделало её известной за пределами Германии, а в 1985—1991 гг. она была тщательно отреставрирована.

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12 т.,Т.7, Стройиздат.–1987–стр.360-363

2.ru.wikipedia.org/wiki/Паломническая церковь в Висе

 

Азам Космас Дамиан

(28.9.1686, Бенедиктбёерн – 10.5.1739, Мюнхен)

Азам Эгид Кверин

(1.9.1692, Тегернзе – 29.4.1750, Мангейм)

 

Азам Космас Дамиан и Эгид Кверин – немецкие художники, основные исполнители позднего барокко в иллюзионистической декорации религиозной архитектуры.

Вместе с братом представлял часть поколения немцев, обученных в Риме на итальянской традиции барокко. Они были сыновьями Ханса Георга Асама, первого из баварских художников, занимавшихся иллюзионистической росписью. Их произведения, отчасти выполненные в сотрудничестве, отличаются глубокой и драматической интенсивностью религиозного чувства. Братья обучались в Риме у Джиана Лоренцо Бернини, около 1714 г., и их первые религиозные работы несут влияние учителя, особенно в том, что касается понятия «theatrum sacrum», или священного театра, в котором декоративные элементы совмещаются, чтобы вовлечь зрителя в живую религиозную драму. Во многих их произведениях сложное переплетение архитектурных и декоративных элементов создает трудность для различия вклада каждого из братьев. Церковь св. Иоанна Непомукского в Мюнхене (1733-1746), а также известная как Асамкирхе (церковь Асам), в честь братьев, является их шедевром. Они порой сотрудничали в декорации зданий, созданных другими, например архитектором Иоганном Михаэлом Фишером, известным в связи с церковью аббатства Премонстратенцев в Остерхофене (1726-1729, декорация 1730-1735). Их другие значительные работы включают церковь монастыря в бенедиктинском аббатстве Велтенбурга (1716-1721), где позолоченная скульптура Эгида Квирина «Святой Георгий и дракон» (1721), выразительно освещенная сзади, главенствует на высоком алтаре; урсулинскую церковь в Штраубинге (1736-1741), в которой архитектурная планировка выполнена Эгидом Квирином, и легкий, почти в стиле рококо, интерьер – Космасом Дамианом.

 

Азам Космас Дамиан и Эгид Квирин.

Азамкирхе. Мюнхен. 1733 – 1746 гг.

 

Литература:1.Всеобщая история архитектуры в 12 т.,Т.7, Стройиздат.–1987–стр.360-363

2.http://ru.wikipedia.org

 

Георг Бер

(1666 – 1738)

 

Георг Бер — известный мастер немецкого барокко. Он посторил множество памятников архитектуры, самый известный из которых – это собор Фрауэнкирхе в Дрездене (1726—1743)

Фрауэнкирхе строился как лютеранский (протестантский) собор, несмотря на то что курфюст саксонский Август I (1670–1733), при котором началось строительство, был католиком. Храм построен Георгом Бером — известным мастером немецкого барокко. Отличительной чертой собора был его огромный 12-тонный купол, в высоту достигавший 95 м. Хотя купол не имел дополнительных опор внутри здания, тем не менее вся конструкция оказалась на удивление прочной и устойчивой. По свидетельству очевидцев, в 1760 г., во время Семилетней войны, в купол попало более ста пушечных ядер, выпущенных прусской артиллерией (прусскую армию возглавлял Фридрих II). Ни один из этой сотни снарядов не причинил храму ни малейшего вреда — ядра отскакивали от купола, как теннисные мячи от стенки. Однако во Вторую мировую войну Фрауэнкирхе был разрушен во время усиленных бомбежек Дрездена союзной авиацией. В конце XX — начале XXI вв. храм подвергся реставрации. Восстановительные работы продолжались 13 лет, и в конце 2005 г. буквально «возродившийся из пепла» Фрауэнкирхе был освящен.

 

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12 т., Т7,М., Стройиздат – 1987- ст.360-363

2. http://archigermany.rbcmail.ru/15.htm

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: