Джованни Лоренцо Бернини

Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор.

Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Работал в Риме, в 1665 посетил Париж. В произведениях Лоренцо Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились принципы этого стиля: драматичная эмоциональность, эффектная театральность образов, активное взаимодействие архитектурных и пластических масс с пространством. Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33); полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Бернини торжественность и величавость. Главное творение Бернини - грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.

                                                              

 

Рим, Колоннада собор св. Петра(1657-1663 гг.)

 

Литература:

Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.5, М.: Стройиздат – 1987, с. 390

 

 

Франческо Борромини

(итал. Francesco Borromini; собственно Франческо Кастелли, итал. Francesco Castelli, 25 сентября 1599, Биссоне, Тичино — 2 августа 1667, Рим) — великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Наиболее радикальный представитель раннего барокко.

Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. С 1619 работал в Риме на Карло Мадерно, своего дальнего родственника, в соборе Святого Петра. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание. Для его творческой манеры были характерны отсутствие прямых линий, изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров с головокружительными перепадами уровней. Кругу он неизменно предпочитал эллипс. Завершив капеллу Фальконьери в церкви Сан-Джованни деи Фьорентини.

 

Рим, церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане,(1634-1667 гг.)

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.5, М.: Стройиздат – 1987, с. 267

2.Искусство стран и народов мира в 5 т. Т.2, М: Советская Энциклопедия,-1965- с.303         

 

 

ЗОДЧИЕФРАНЦИИ

 

 

Филибер Делорм

Родился около 1510 или 1515 г. Лион.08.01.1570.Париж.Архитектор и теоретик эпохи Возрождения.

ФилиберДелорм - один из великих архитекторов возрождения, который обладал универсальной наблюдательностью итальянских мастеров, без прямого подражания им. Он создавал свой стиль, руководствуясь правильными инженерными принципами, при этом учитывая французские архитектурные требования, которые отличались от итальянских, он использовал и усовершенствовал порядок архитектуры эпохи Возрождения, и, будучи человеком независимого, логического образа мышления и сильной личностью, мог найти своеобразие во французском Возрождении. Делорм, будучи сыном мастера –каменщика, был хорошо подготовлен к профессии зодчего. В Риме, он занимался раскопками и изучением классических антикварных вещей. Вполне вероятно, что черезсвоего соотечественника, которого он встретил в Риме, кардинала Жана дю Беллей, он получил возможность общаться с архитекторами эпохи Возрождения. В период строительства дворца Сан-Мор-де-Фоесе для кардинала дю Белей (около 1541-1547 гг.) он был назначен архитектора дофина (который стал Генрихом II в 1547 г. И назвал его аббатом Иврийским в 1549 г.). Любовницы Генриха Дианы де Пуатье он выстроил Анэ (1547-1556 гг.),мост для дворца Шенонсо (1556-1559 гг.),усыпальницу короля Франциска I в Сен-Дени(1547 г.), дополнения ко двору в Фонтебло (1548-1558 гг.) и новый замок в Сен-Жермен-ан-Лее. К сожалению, большинство его зданий были разрушены и известны только по гравюрам. После смерти Генриха (1559 г.) Делорм лишился королевской благосклонности и стал писать свои роботы «Новые изобретения для хорошего укрепления городов при малых затратах» (1561 г.) и «Первый том архитектуры ФилидераДелорма» (1567 г. Редакция в 1568 г.),два архитектурных трактата, излагающих теории его практических работ. В 1563 г. он по заказу короля начал постройку дворца Тюльри, которой занимался до конца жизни. Из его построек до наших дней дошла лишь небольшая часть дворца Анэ, дворец Тюильри погиб в революцию 1871 г., погиб замок Сент-Мор.

 Замок в Анэ. (1547-1552 гг.)

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12 т..Т.5 М.:Строймклад -1987-с.386,387

2.Искусство стран и народов мира в 5 т. Т.2.М.: Советская Энциклопедия-1965-с.198

 

Франсуа Мансар.

(13 января 1598 г., Париж -23 сентября 1666 гг., Париж)- выдающийся французский архитектор и инженер XVIIв.

    Всвоем творческом развитииМансар испытал некоторое влияния архитектора Саломона де Броса, с которым судьбе било угодно его свести. Карьеру архитектора Мансар начал в 1623г. Он начинал свою работу с произведений «нестрогих», прихотливых и не особенно самостоятельных, таких как фасад церкви ордена фельянов в Париже, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, начата в 1626г.В дворцовом комплексе БлуаМансар построил в 1635-1638 гг. корпус для герцога Орденского-брата короля Людовика ХШ, в котором архитектор прибегает к мансардному перекрытию, получившим его имя. В тот же период Мансар строит в Париже отель для Филиппа Лаврильера, королевского чиновника. Архитектор постоянно стремится раскрыть лестницу в свободное пространство. В этом отеле им была создана открытая лестничная клетка. Идея прикрепить пролеты лестницы к стенам высокого и ничем внутри не расчлененного помещения осуществилась также в замке Баллеруа. Мансар подытожил и полностью воплотил принципы своего зрелого искусства во дворце Мезон (1642-1651 гг.). Который начали называть в XIX в. Мезон-Лэффит, по имени нового владельца. Искусство Мансараосновывается на изощренном интеллектуализме и на глубоком понимании к человеческому восприятию, к самочувствию человека перед лицом архитектуры. Основываясь на таких принципах, зодчий мог сколько угодно прибегать к любым криволинейным поверхностям, иррациональным эффектам.

Париж. Замок Мезон-Лафитт (1642-1651 г.)

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т.Т.2.М.Стройнэлат-1987-с.120

2.artclasic.edu.ru


Саломон де Брос

(Около 1571,близВернёй -9.12.1626.Париж), французский архитектор.

Основная постройка – Люксембургский дворец в Париже (1615 – 20), отличающийся классицистически строгой, симметричной композицией, торжественностью внешнего облика. Среди др. сооружений Б. – Фасад в стиле барокко церкви Сен-Жерве в Париже (1616), храмгутенотов в Шарахтове (1621 – 23.разрушен в 1686),акведук в Аркёй (1624).

 

Париж. Люксембургский дворец (1615 -1620 гг.)

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т.Т.2.М.Стройнэлат-1987-с.116

 

Андре Ленотр

(12.03.1613 г., Париж -15.09.1700.Париж)- французский архитектор и дизайнер, создатель базисных образов регулярного, «французского» парка, в том числе парка в Версале...

Унаследовав от отца его должность (1637),перепланировал сади Тюильри, против характерное стремление к открытым, далеко протяженным - не только садовым, но и градостроительным - видовым перспективам (впоследствии продолжение пентральной оси садов превратилось в проспект Елисейских полей). В 1656-1661 устроил парк близ нового дворца в Во-де- Виконт 6лиз Мелёна, возведенного Л. Лево для королевского министра Фуко; здесь новый, регулярныйэтап в истории садово-паркового искусства обрел кристальную четкость. Назначенный «генеральным контролером королевских построек-(1657), в 1660-е годы создал парки вСен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийн, Сен-Клу и другие, но самое главное - распланировал (в 1661-1668) ансамбль Версаля и Трианонов. Безликий заболоченный ландшафт был преобразован здесь в грандиозное произведение искусства, вселяло подчиненное строгим и рациональным законам, воплощенным с артистической грацией. Прямые аллеи, боскеты, обширные газоны и бассейны,скульптура в узловых композиционных точках, - все это было подчинено в работах Ленотра идее искусства, зримо облагораживающего дикую природу (идее, сформировавшейся в недрах Ренессанса, во теперь реализованной с невиданной еще масштабностью). В 1662 мастер был приглашен и Англию, где создал проекты Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне; среди его заграничных авторских работ - также парк замка Дроттнингхольм в Стокгольме (1683).

близ Мелёна, парк дворца в Во-ле-Виконт (1656-1661 гг.)

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т.Т.2.М.Стройнэлат-1987-с.277

2.www.krugosvet.ru    

Суфло Жак Жермен

(22.07.1713 близ (в Бурсун)-29.08.1780 г.Париж)

Получив первоначальное образование в Лионе, приехал в Рим (1731), где в 1734-1737 был стипендиатом Французской академии. В 1750 вдоль побывал в Италии, где первым обмерял храмы Пестума и ряд другиг антикварных памятников, Жил в Лионе (с 1738), но в основном (с 1749) – в Париже. Восторженный почитатель античной и ренессансной классики. Суфло стремился придать ордерной системе максимальную монументальность и пластическую выразительность, избавляясь от архитектурных капризов рококо. Вместе с тем (в отличие от подавляющего большинства своих французских предшественников) высоко винил и зодчества национального средневековья, в особенности готику – за легкость и безупречную логику ее конструкций. Среди его наиболее значительных работ –фасад громадного госпиталя 17 в. (Отель-Дьё; с 1751,достроен в 1741-1842 со значительными отступлениями от проекта) и биржа (1751-1752;ныне протестантская церковь) в Лионе, Юридическая школа (с 1771),а также перестройка дворца и парка Менар (с 1764) в Париже. Не раз выступал в роли реставратора (в частности, в 1764 и 1771 вел работы в парижском соборе Нотр-Дам). Шедевром Суфло явилась знаменитая парижская церковь св. Женевьсвы (проект 1755,строительство-1764-1790); она должна была стать главным храмом города, однако в 1791 была превращена в Пантеон выдающихся деятелей французской истории и культуры. Это крестообразное в плане купольное здание с классическим портиком впечатляет своим величиям, выделяясь и конструктивным новаторством, в особенности в интерьере (легкие трехгранные опоры массивного купола, впоследствии искаженные достройками). Опубликовав Сюиту планов трех о мтичных храмов Пестума (1764), а также Труды, или Свод различных частей архитектуры в двух томах (1767).

Париж, церковь Св. Женевьевы(1764-1790 гг.)

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т.Т.2.М.Стройнэлат-1987-с.175

2. artclasic.edu.ru

 

Жак Лемерсье

 Жак Лемерсье познакомил Париж с некоторыми особенностями римской архитектуры начала века. В начале века Лемерсье побывал в Риме (между 1607 и 1614 годом), где, вероятно, учился у Розато Розати, чья церковь Сан Карло аи Сатинари послужила для Лемерсье моделью для церкви Сорбонны в Париже. По возвращении он достроил церковь Л’Ораторие (1616, начата С. Метезе), и был признан новым мастером классицизма во Франции. Он привлек внимание Ришелье, и был назначен королевским архитектором при дворе Людовика XIII. Для покровительствовавшего ему кардинала Ришелье архитектор построил Палас-Кардиналь (впоследствии переименованный в Пале-Рояль), в Париже (1629). Также для Ришелье Лемерсье построил церковь Сорбонны (начата в 1626. Наиболее амбициозный проект, созданный для его покровителя, — конструкция шато (замка) и окружающего городка близ Ришелье в Индр-ет-Луар (сейчас практически полностью разрушен). С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра, начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. Лемерсье принадлежит идея расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре), и с этой целью построил павильон де Л’Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Он удлинил вдвое западное крыло, созданное ранее, и начал строить северный корпус, при этом сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства дворовых фасадов. Другой важной работой Лемерсье явилось строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца. В 1646 году Лемерсье принял на себя завершение строительства монастыря, начатого Франсуа Мансаром в Валь-де-Грас в Париже.

Церковь Сорбонны (1635 – 1642гг.)

Литература:

1. «Всеобщая история архитектуры в 12т.» Т 5

 

 

Жюль Ардуэн-Мансар

Жюль Ардуэн-Мансар (16.04.1646 – 11.05.1705) французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, ведущий представитель французского классицизма второй половины XVIIв. Учился зодчеству у Либераля Брюана — архитектора, известного созданием Отеля инвалидов в Париже. Кроме того, Жюль унаследовал коллекцию планов и чертежей своего знаменитого двоюродного деда Ф. Мансара. Заодно взял себе и его фамилию, ставшую сильной торговой маркой. Карьеру самостоятельного архитектора Ардуэн-Мансар начал с проекта дворца де Кланьи для мадам де Монтеспан. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх. Службу при дворе Людовика XIV Жюль начал с проекта по расширению дворца в Сен-Жермен-ан-Ле, затем завершил строительство Версаля. Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали такие парижские достопримечательности, как Собор инвалидов, а также комплексы площади Побед и Вандомская.

 Париж. Дом инвалидов (1676 - 1706гг.)

Литература:

1. «Всеобщая история архитектуры в 12т.» Т 7

 

Жан Бюллан
                        (1515 - 1578 гг.)

Рядом с Деллормом личность и творчество Бюллана остается несколько в тени. Гораздо скромнее его труд о пяти ордерах колонн по Витрувию, скромнее и созданные им сооружения: так называемый Шатле в Шантильи, полуразрушенная галерея-веладук в Феран-Тардеиуа и порталы, где довольно близко повторен ордер римского храма Юпитера Статора. В стремлении приблизиться в своем творчестве к монументальности древнего Рима Бюллан стоит несколько особняком не только среди ближайших современников, но и среди всех французских архитекторов XVI   и первой половины XVII вв. Заимствуя из античности ордер, прежде всего как элемент архитектурного декора, Бюллан пытается так же возродить целиком величественный римский портик, повторить мощные формы римских эхвелухов(?) и мемориальной колонны и вдохнуть новую жизнь в схему триумфальной арки, изменив ее почти до не узнаваемости и спользовав для лоджии на высоте третьего этажа. Бюллан прибегал иногда к эффективным, но довольно рискованным сопоставлением форм и масштаба, обнаруживая композиционную незрелость французской архитектуры того времени в наивных попытках сочитать классику и национальные традиции. Особенно показательным в этом отношении один из порталов и лоджий замка Монморанси в Экуане. Для повышения внушительности облика здания Бюллан прибег к приемам контраста между большими и малыми формами и увеличению проемом снизу вверх. Но масштабный контраст ордера и арочных проемов в портале или средней и верхней арок в лоджии (в свое время оставшихся открытыми) воспринимается сдесь как диссонанс. Диссонансом звучит так же соединение римского ордера и классической арки с французскими окнами, крышами, люкаридми(?), арками приземистой формы и т.д. в меньшей степени стилистическая и масштабная разновидность форм чувствуется в галерее-виадуке Феран-Тардеиуа, может быть наиболее интересном произведении Бюллана.

Замок в Экуане (1538г)

Литература

1. «Всеобщая история архитектуры в 12т.» Т 5


Клод Никола Леду

(21.03.1736 – 19.11.1806) - французский архитектор, ученик Ж.Ф. Блонделя и Л.Ф. Труара. С 1773 г. — «архитектор короля». Автор немалого числа построек в Париже и его окрестностях. В 1780-е гг. обратился к так называемой «говорящей архитектуре». В 1784—89 гг. возвел вокруг Парижа пояс из сорока шести таможенных застав, из которых ныне сохранились только три (Пантен, Ла Виллет, застава на улице Бланш). В этих и некоторых других своих работах (театр в Безансоне, 1775—1784) Леду использовал строгие стереометрические формы, отчасти подготавливая стиль ампир. В проекте города Шо (с 1771 г., осуществлен частично) развил идею ренессансного идеального города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий. В конце жизни написал книгу «Архитектура, рассматриваемая с точки зрения искусства, морали и законодательства» (издана в 1804 г.), в которой далеко опередил свое время, предвосхитив ряд идей современной архитектуры.

Париж. Застава Ла Виллет (1785 – 1789)

 

Литература:

1. «Всеобщая история архитектуры в 12т.» Т 5

 

 

Луи Метезо

 

Луи Метезо́ (фр. Louis Métezeau [Метёзо́], род. в 1560 в Дрё в департаменте Эр и Луар — ум. 18 августа 1615 в Париже в Иль-де-Франс). Сын Тибо Метезо (Thibault Métezeau), брат Клемента Метезо (Clément II Métezeau) и племянник Жана Метезо (Jean Métezeau).

Возможно, он разработал Hotel d’Angouleme (начало 1584). С 1954 г. работал в Лувре, Тюильри и других королевских дворцах, способствовал разработки площади Вогезов. Может быть, он строил южный фасад Гранд- Galerie и внес вклад в интерьер Galerie в Зале Антиквариата, все в Лувре. Париж (1601-8). Он создал интерьеры Hotel- де-Жан-де- Fourcy в Париже (1601-10). Он посетил Флоренцию в 16010 году для изучения Palazzo Pitti, событие которое вдохновило его на дизайн Люксембургского дворца в Париже. Он сделал большой вклад в развитие французского манеризма.

 

 

Париж. Люксембургский дворец (1615-1632 гг.)

 

Литература:

 

1.Всеобщая история архитектуры в 12 Т. Т 7. М. Стройиздат 1987 стр. 117

2.www. enciklopedia. com

 

 

ЗОДЧИЕ АНГЛИИ

 

Иниго Джонс


Иниго Джонс (InigoJones; крещён 19 июля 1573, Лондон — 21 июня 1652, там же) — английский архитектор, дизайнер и художник, который стоял у истоков британской архитектурной традиции.

О ранней жизни Джонса известно мало, за вычетом того, что его отца тоже звали Иниго, и что он работал в Лондоне плотником. В 1603 г.. пройдя обучение в Италии, молодой Иниго снискал покровительство датского короля КристианаIV и некоторое время работал у него при дворе. Будучи поклонником «венециана» АндреаПалладио, он первый принес его благородно – классицистическую манеру («палладианство») на север Европы. В течение последующих 28 лет, с 1615 по 1642 годы, Джонс был главным придворным архитектором Якова I и Карла I. Он применил свое знание произведений Палладио и Скамоцци при постройке домика королевы (Куинс - хаус) в Гринвиче. Эту работу пришлось прервать, когда в 1619 году сгорел Уайтхолльский дворец в Лондоне. В ходе восстановительных работ Джонс построил сдержанный и элегантный Дом банкетов, изнутри решенный как базилика. Единственный зал этого здания украсил Рубенс. Примерно в то же время Джонс работал над капеллой Сент – Джеймсского дворца. Грандиозные планы перестройки Уайтхолла, которые лелеял архитектор, все время откладывались, и в свободное время он занялся перепланировкой Ковсит – Гарлена и Сомерсет – хауса. Считается, что это он принес в Лондон регулярное градостроительство по итальянскому образцу, создав в Ковент – Гардане первую лондонскую площадь современного образца. Хотя Джонсу приписывается целый ряд зданий в Лондоне, уверенно можно назвать его работой только Дом банкетов. В 1634 – 42 гг. он занимался расширением городского собора св. Павла, однако эта работа погибла во время Великого лондонского пожара (толковали, что ей вдохновлялся Кристофер Реи при строительстве ныне существующего храма). С началом гражданской войны в Англии Джонс остался без работы. Более того, он попал в плен к сторонникам Парламента, и кое какое – то время все его имущество было конфисковано. Получив наконец помилование, он принял приглашение графа Пемброка и приступил к перестройке его загородного поместья Уилтон – хаус. Смерть помешала ему осуществить задуманное, так что завершать работы в Уилстон – хаусе пришлось наиболее авторитетному ученику Джонса, Джону Уэббу.

 

Литература:

1. Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 5 м. Стройиздат – 1987 – с. 277.

 

 

Джон Нэш

(18.01.1752 г. – 13.05.1835 г.)

Учился у архитектора Р.Тейлора. С 1784 г. Нэш работал в Уэльсе по заказам. К 1787 г. он смог вернуться в Лондон, был хорошо принят в обществе и снискал благосклонность принца – регента (впоследствии короля Герцога IV)/ Построенные Нэшем виллы и замки разбросаны по всей Британии и представляют огромное разнообразие стилей: классицизм, неоготика, стиль Тюдоров. Некоторое время Нэш работал вместе с Х.Рептоном, знаменитым ландшафтным архитектором. Одна из их совместных работ – исполненный в восточном стиле дворец регента «Павильон» в Брайтоне (1815 - 1821). По просьбе принца Нэш разработал одну из самых смелых в истории Лондона градостроительных концепций, которая охватывала территорию от Молла на юге до недавно построенного Риджентс – парка на севере. Фасады домов, выходившие на Риджент – стрит, перестроенные Нэшем в неоклассическом стиле, стали обрамлением парадного подъезда к Букингемскому дворцу. Новая дорога была продолжена в 1813 – 1820, и архитектор старался проектировать каждый квартал как единый архитектурный ансамбль (ныне Риджент – стрит обрамляют витрины дорогих магазинов, большинство зданий были построены 1920 – е годы). Мраморная арка у входа в Гайд – парке тоже была создана по проекту Нэша. С кончиной короля в 1830 Нэш утратил свое высокое положение при дворе, уехал в собственный дом Ист – Каус – касл на о – ве Уайт.

 

Лондон, мраморная арка у входа в Гайд-парк(1827г.)

Литература:

Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 м. Стройиздат – 1987 – с. 413.

 



Кристофер Рен

(20 октября 1632 г. Ист – Нойл, --- - 25 февраля 1732 г. ---) был сыномнастоятеля церкви в ---

Он учился в Оксфорде, где главным предметами его занятий была математика, естествознание, и медицина. В 1651 г. он получил аттестат, а с 1657 г. преподавал астрономию в Оксфорде. Ньютон считал его одним из лучших математиков его времени. В 1661 г. король поручил ему составление проекта фортификаций и порта в --- но он отказался. В следующем году он начал проектировать свою первую постройку – Шелдонский театр в Оксфорде. Проект реконструкции Лондона был первым из крупных работ Рена. «Eror»проект оказался наиболее реалистичным. Получил заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рен предложил различные пространственные решения, некоторые здания построены поистине с барочной пышностью. Для перестройки собора св. Павла, продолжавшейся с 1675 по 1711 г., Рен сделал несколько проектов; один из них лег в основу большого деревянного макета. Окончательный план очень напоминает структуру стоявшего прежде на этом месте средневекового собора, однако в решении интерьера архитектору удалось достичь пространственного единства главного нефа с обширным средокрестъем. Вознесенный на высоту 111 м купол остроумной конструкции, состоящий из трех оболочек, имеет ясную гармоничную форму и превосходило, согласуется в пропорциях с остальными частями здания. Градостроительные значения проекта Рена трудно переоценить. Это был первый грандиозный и вместе с тем вполне реальный план реконструкции существующего города.

 

Собор св. Павла (1675 – 1710 гг.)

Литература:

Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 м. Стройиздат – 1887 – с. 410.

 

Уильям Чэмберс

(род. 23 октября 1723 г. Гётеборг — ум. 8 марта 1796 г. Лондон) — шотландский архитектор, представитель классицизма в архитектуре.

Получив коммерческое образование, Чеймберс поступил на службу шведско-индийской компании. В двадцатилетнем возрасте он уехал с поручением отца в Индию и Китай, где его привлекло своеобразие индийских и китайских построек. Он постоянно делал их зарисовки. Вскоре он решил посвятить себя архитектуре. Чеймберс отправился в Париж, где стал учеником Клериссо. Затем он уехал в Италию. Здесь он рисовал античные здания и постройки Ренессанса. В 1755 году Чеймберс возвратился в Англию и, получив благодаря покровительству лорда Бюта, доступ в поместье принца Уэльского в Кью, занялся планировкой этих знаменитых садов. Чеймберс обратил на себя внимание всего мира. Начал строительство грандиозного здания правительственных учереждений(1776 г.). Оно заняло место древнего Сомерсет-Хауза в Лондоне и получил его название. Оно состояло из ряда корпусов, размещенных вокруг одного большого и двух маленьких дворов, и выходило одним фасадом на Стрэнд, а другим на Темзу.

Лондон, Сомерсет-Хауза 1776-1786 гг.

 

 

Литература:

Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.5, М.: Стройиздат – 1987, с. 430

 

 

Роберт Адам

 

Роберт Адам (англ. Robert Adam. 3 июля 1728, Керколди – 3 марта 1792, Лондон) - шотландский архитектор из династии палладианцев Адамов, крупнейший представитель британского классицизма XVIII века.     

Разработал Адамов стиль — воздушную, лёгкую и непринужденную версию раннего классицизма с упором на изящный дизайн интерьеров. Не чуждался неоготики. Оказал большое влияние на вкусы современников в отношении мебели (в частности, на Чиппендейла). Его лучшие постройки: Register-house в Эдинбурге и Keddiestonhall около Дерби, здание университета и церкви святого Георгия в Эдинбурге, больница в Глазго, здание в Лондоне, известное под именем Адельфи и много частных дворцов, усадебные дом а (Кенвуд-хауc в Лондоне, 1768-1769), общественные здания (университет в Эдинбурге, 1769-1789), городские кварталы Адельфи, 1789-1792, и другие – в Лондоне, застройка которых разделена на секции с 2-3 ярусными квартирами.

Лондон. Реджистер-хаус (1772-1792гг.)

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в. 12 т.. Т.5. М. Стройиздат - 1987-с. 422

Роберт и Джеймс Адам

Братья Роберт и Джеймс Адам являются представителями классицизма, мода на который в конце XVIII в. охватила всю Англию и оказала заметное влияние на архитектуру Америки.

 

 

Роберт Адам учился в Эдинбургском университете, затем изучал архитектуру, по-видимому, у своего отца. В 1754-1758 он совершил путешествие во Францию и в Италию, где изучал античное искусство и архитектуру. Одним из результатов этой поездки стал созданный им проект реконструкции дворца Диоклетиана в Сплите в Далмации. В 1764 Роберт Адам опубликовал книгу, посвящённую этой постройке, которую он назвал величайшим воплощением римского гения. После обучения за границей Адам вернулся в Англию, где вскоре стал одним из ведущих архитекторов, а в 1762 был назначен придворным архитектором Георга III. Первое его значительное произведение - квартал Адельфи, расположенный террасами на берегу Темзы. Среди других работ, выполненных в Лондоне, - ворота Адмиралтейства, площади Фицрой и Финсбери и ряд частных домов Уэст-Энде. Благодаря использованию строгих и гармоничных форм древнеримской и ренессансной архитектуры произведения Адама, в особенности интерьеры зданий, отличаются изысканностью и утонченностью.

 

 

 Графство Дербишир, Кедлстон-холл (1759-1763 гг.)

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в. 12 т.. Т.5. М. Стройиздат - 1987-с. 423

 

ЗОДЧИЕ ГЕРМАНИИ

 

Карл Фридрих Шинкель

(13 марта 1781, Брандебург – 9 октября 1841, Берлин) – (немецкий) архитектор, художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве.

 

Родился в семье архидиакона Лютеранской церкви. После кончины отца переехал в Берлин (1 795), где учился архитектуре под руководством братьев Гилли в только что основанной ими Академии архитектуры (c 1798 по 1800), одновременно с этим работая художником на фарфоровой фабрике. С 1803 по 1805 посетил Италию и Францию, позже, в 1826 побывал в Англии

Деятельно занялся зодчеством с той поры, как его по предложению В фон Гумбольдта назначили асессором Прусской строительной депутации (1810). Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, сосредоточил в своих руках контроль нал важнейшими строительными работами и королевстве. Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны - придав им ещё более свободную, гибкую вариативность. К числу наиболее значительных его сооружений, выполненных в "греческом стиле", относятся: Новая гауптвахта (1816-1818). Драматический театр (1818-1821). Дворцовый мост со скульптурами по эскизам самого Шинкеля (1819-1823), Старый музей (1822-1830) в Берлине; храм Николаикирхе (1830-1837), дворец Шарлоттенхоф (с 1826) и ряд парковых павильонов в Потсдаме. Изначально испытывая острый интерес и к готике, под воздействием своих английских впечатлений, начал строить в неоготическом вкусе: чугунный памятник королеве Луизе в Гранзее близ Берлина, 1811, Вердерская церковь в Берлине. 1825-1828, не сохранилась; Николаевская часовня в парке Петродворца, 1831-1833; замок Бабельсберг близ Потсдама, с 1834. Под руководством Шинкеля (по планам 1817 и 1833) былa значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его общей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов).

 

                                                          

 

 

К. Шинкель. Драматический театр в Берлине. 1818-1821гг.

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в. 12 т.. Т.5. М. Стройиздат. – 1987.- с.

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Шинкель_Карл_Фридрих


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: