В современных условиях девальвации духовной культуры общества, особенно очевидной в молодежной среде, роль музыки в воспитательном процессе неоспорима. Ряд исследователей констатируют тот факт, что сегодня музыкальная культура общества столкнулась с рядом проблем: противоречие между потенциальной ценностью всего музыкального искусства во всем его объеме и актуальной значимостью для большинства лишь популярной музыки; стереотипность и стандартизация музыкальных интересов стали потребностью восприятия; возрастают потребительско-развлекательные установки основной части общества; снижается общий уровень художественной культуры населения. В этой связи огромное значение приобретает система организованного педагогического воздействия – музыкального воспитания – как основополагающего фактора социального, духовного, художественно-эстетического развития личности.
Освоение ценностей музыкальной культуры для подрастающего поколения возможно лишь в пространстве свободной нерегламентированной деятельности, которую осуществляют внешкольные культурно-образовательные учреждения. Сегодня остается актуальной проблема создания и внедрения новых эффективных технологий в музыкально-воспитательный процесс, способствующих самоопределению, самореализации и самосовершенствованию подростков средствами музыкального искусства в сфере досуга.
|
|
Социально-культурные изменения в обществе создают предпосылки для пересмотра системы музыкально-образовательных учреждений, создания заведений нового типа. Одним из таких учреждений является “Детская филармония[1]”, созданная как концертная общественная структура на базе учреждения культуры “Могилевская государственная детская школа искусств № 2 имени М.Н.Солдатова”.
Ссылаясь на определение понятия “менеджмент” Г.Н.Новиковой как форму управления предприятием, цель которой – достижение наивысшей эффективности материального и духовного производства, рассмотрим некоторые особенности управления детским концертным учреждением.
Прежде всего отметим, что в основе деятельности “Детской филармонии” – решение организационно-управленческих задач, способных повлиять не столько на экономический, сколько на педагогический эффект, влияние на формирование и развитие личности ребенка, его творческую самореализацию в музыкальном искусстве, а также стимулирование саморазвития культурной жизни в регионе.
Главная цель “Детской филармонии” – создание условий для реализации музыкального потенциала подростков и дальнейшего творческого развития. Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач:
|
|
– повышение культурного уровня населения города через приобщение и целенаправленную пропаганду музыкально-эстетических ценностей искусства;
– содействие повышению исполнительского уровня учащихся и преподавателей;
– повышение уровня качества музыкально-образовательного процесса;
– проведение культурно-просветительской, воспитательной, концертной работы;
– внебюджетная деятельность услуг с целью пополнения материально-технической базы школы;
– использование, создание и хранение произведений, определяющих развитие музыкальной культуры г. Могилева;
– проведение методической, культурно-просветительской, концертной работы.
Функционируя как концертная организация, “Детская филармония”, с одной стороны, расширяет функции музыкально-образовательного учреждения – детской школы искусств, а с другой – является той автономной досуговой нишей, в которой подростки могут самовыражать и самореализовывать свой музыкально-творческий потенциал в различных формах музыкальной деятельности, адаптироваться в социуме, решать проблемы межличностного взаимодействия со сверстниками, эффективно осваивать различные формы культурных практик.
Таким образом, организационно-административный механизм управления детской концертной организации синтезирует особенности детского музыкально-образовательного учреждения (ДШИ, ДМШ), центра детского творчества, методического образовательного центра, концертной филармонической организации, включающей ряд творческих коллективов и индивидуальных исполнителей.
В штат “Детской филармонии” входят творческий актив, формируемый из педагогического коллектива УК “МГ ДШИ № 2 им. М.Н.Солдатова” и ее администрации, а также творческие коллективы школы и их руководители, исполнители, учащиеся школы. Творческий актив филармонии имеет следующую структуру:
– менеджер концертно-зрелищных программ;
– менеджер по связям с общественностью, СМИ и рекламе;
– концертно-лекционный отдел (ведущие, режиссер концертов и зрелищных мероприятий);
– отдел организационно-технического обеспечения (звукооператор, технические работники).
Единство музыкально-образовательных, воспитательных и творческих задач в деятельности “Детской филармонии” позволяет активно включаться ее участникам в целенаправленную систему трансляции музыкального искусства, расширяя культурно-образовательное пространство.
Как концертная организация “Детская филармония” при УК “МГ ДШИ № 2 имени М.Н.Солдатова” располагает большим арсеналом детских и взрослых творческих коллективов. При филармонии существуют и самодеятельные детские творческие коллективы, которые функционируют на базе музыкальной студии. Это позволяет привлечь в систему общеэстетической музыкальной подготовки большое число подростков, а музыкальное образование становится доступным для учащихся разного уровня способностей и возможностей. Наличие такого количества творческих коллективов, с одной стороны, предоставляет учащимся возможность выбора наиболее оптимальной формы музицирования и музыкального саморазвития, с другой – является необходимым условием для совершенствования исполнительского уровня и творческой самореализации преподавателей.
Высокий уровень профессиональной музыкальной подготовки учащихся позволяет говорить о необходимости рекламы талантливой молодежи, создании дополнительных условий для реализации творческого потенциала за рамками школы, в концертной деятельности.
Необходимость создания детской концертной организации вызвана значительным объемом концертно-лекционной и внеклассной работы, проводимой школой. Общее количество внеклассных мероприятий ежегодно составляет 120–140 концертов по нескольким направлениям:
|
|
1) цикл концертов для учащихся школы, родителей, преподавателей;
2) цикл музыкально-просветительских концертов для учащихся детских воспитательных и образовательных учреждений Октябрьского района и города;
3) циклы тематических концертов в рамках деятельности “Литературно-музыкальной гостиной” (Детская библиотека им. А.С.Пушкина и областная библиотека им.В.И.Ленина);
4) участие в социально значимых акциях для детей-инвалидов, ветеранов труда и Великой Отечественной войны, многодетных матерей;
5) циклы концертов “мастера искусств – детям”, проводимые средними специальными и высшими музыкальными учебными заведениями города и республики;
6) участие в городских, областных и республиканских социально-культурных мероприятиях;
7) музыкально-развлекательные концертные программы на взаимовыгодных условиях для предприятий, фирм коммерческих и общественных организаций города, приуроченных к календарным и профессиональным праздникам, юбилеям, общереспубликанским праздникам;
8) гастрольные поездки в другие города Беларуси и за ее пределы в рамках международного культурного сотрудничества; проведение концертов зарубежных коллективов в рамках культурного обмена.
Современная система музыкально-образовательного учреждения рассматривается как открытая для взаимодействия в культурно-образовательном пространстве; главной характеристикой ее выступает сотрудничество с другими субъектами социокультурной деятельности (родители, преподаватели, учащиеся), общественными организациями, учреждениями, прочими воспитательными системами, а также отмечается активная роль учреждения в социокультурной жизни региона. В условиях всеобщей нехватки бюджетных средств на саморазвитие, ограниченного бюджетного финансирования такая деятельность позволит пополнять и расширять материально-техническую базу, что, безусловно, влияет на дальнейшее развитие творческого потенциала.
|
|
Можно утверждать, что “Детская филармония” имеет право претендовать на статус концертной музыкально-развлекательной и просветительской организации города. По нашему мнению, разноплановая концертная деятельность филармонии способна увеличить панораму концертной жизни города, привлечь широкую слушательскую аудиторию. Вовлечение в музыкально-творческую среду большого круга молодежи региона, приобщение населения к профессиональному музыкальному искусству, целенаправленное художественно-эстетическое воспитание являются непременным условием деятельности “Детской филармонии”.
Говоря о взаимосвязи всех управленческих функций, следует отметить, что в детской концертной организации основное внимание уделяется изучению, удовлетворению и развитию творческих потребностей как участников филармонии, так и слушательской аудитории.
Концертная деятельность способствует формированию устойчивой мотивации к музыкально-познавательной и творческой деятельности у подростков, повышению уровня личной самооценки, самовыражению и самореализации в музыкальном искусстве. Кроме того, широкая сфера слушательской аудитории способствует тому, что каждый исполнитель может найти “своего” слушателя, “свою” концертную площадку, адаптироваться к условиям сцены. Только при условии постоянного и непрерывного общения с музыкой становится возможным влиять на формирование устойчивых и осознанных музыкально-познавательных интересов молодежи, развитие музыкального вкуса и внутренней духовной культуры.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие направления арт-менеджмента в деятельности детской концертной организации:
– планирование концертной деятельности, отбор репертуара, разработка творческих проектов;
– организация творческого развития участников, репетиционной и концертной деятельности творческих коллективов, индивидуальных исполнителей;
– привлечение внебюджетных средств на реализацию творческих проектов;
– формирование положительного общественного мнения о детском музыкальном творчестве и рекламе талантливой молодежи через взаимодействие со СМИ;
– контроль над выполнением музыкально-творческих проектов, техническим обеспечением музыкального проекта;
– изучение мотивации и стимулирование учащихся и преподавателей на эффективное выполнение творческих задач, а зрителей – на активное посещение творческого проекта;
– координация деятельности всех участников “Детской филармонии” в разработке и реализации творческого проекта;
– создание деловой репутации “Детской филармонии” как реального и действенного партнера.
Обозначенные механизмы арт-менеджмента позволяют считать “Детскую филармонию” каналом трансляции художественной культуры, где задаются новые модели культурной жизни и поведения не только детей и подростков, но и других категорий населения.
______________
1. Веремеева, Н.П. Белорусская молодежь на рубеже веков: взгляд социолога / Н.П.Веремеева, Н.Я.Голубкова, Л.В.Филинская // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта: у 7 т. / адк. рэд. А.І.Жук. – Мінск: БДУ, 2001. – Т.1: Педагогіка. Псіхалогія. Сацыялогія. Філасофія. – С. 256−272.
2. Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения / В.Т.Кабуш. – Минск, 1995. – 35 с.
3. Караўкін, В.І. Эстэтычныя арыентацыі сучаснай моладзі / В.І.Караўкін // Адукацыя і выхаванне. – 2003. – № 12. – С. 24–27.
4. Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2006. – 178 с.
5. Яконюк, В.Л. Формирование музыкальных потребностей школьников и молодежи / В.Л.Яконюк // Художественное образование XXI века. Преемственность. Методология. Дидактика: материалы Междунар. науч. конф., Минск, 3–5 дек. 1998 г. – Вып. 3: Музыкальное образование / сост. В.Л.Яконюк. – Минск: Бел. гос. академия музыки, 1999. – С. 25–30.
Раздел 3