Фестивали народного художественного творчества

 

Одной из наиболее эффективных технологий, которая помогает решать художественно-эстетические, социально-педа­гогические и экономические задачи, реализует личностно развивающую, социально организующую, креативную функции культуры, является фестивальная деятельность в сфере любительского творчества. Она ярко иллюстрирует процессы развития белорусской культуры на рубеже ХХ–ХХІ стст.

Фестивальное движение исторически сложилось и динамично развивается как социальное явление, иллюстрирующее наиболее актуальные идеи и потребности общества, которыми являются идеи гуманизма, духовности, общественного прогресса, эстетического развития личности и социума. Исследователи приходят к выводу, что “фестивализация культурной жизни общества” становится отличительным явлением современности, и уделяют много внимания выяснению причин такого феномена. В последние годы вышли в свет работы “Фестивальная практика: опыт case-study” Б.В.Периля (2002), “Основы кинофестивального менеджмента” (под ред. Г.А.Поличко, 2003), “Менеджмент музыкальных фестивалей” Н.Белоблоцкого (2003), “Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса” А.М.Мень­шикова (2004), “Фестивальный менеджмент. Российский и зарубежный опыт” (под ред. В.А.Бабкова, 2007) и др. В ряду приоритетных аспектов исследования проблемы – менеджмент, маркетинг празднично-фестивальной деятельности, историко-культурологический и социально-педагогический аспекты проблем развития празднично-фестивальной деятельности в сфере народного художественного творчества в Беларуси.

В конце ХХ – начале ХХІ ст. фестивальная деятельность вышла за границы собственно сферы художественного творчества, расширила свое социально-культурное пространство, нашла применение в смежных областях – науке (фестивали науки), экономике (фестивали-ярмарки, фестивали рекламы), естествознании (экологические фестивали), образовании (фестивали образовательных технологий), спорте (фестиваль хоккея, бега) и пр.

Слово “фестиваль” происходит от латинского “fēstīvus” – веселый, праздничный. Считается, что понятие “festival” возникло во Франции и обозначало “праздник”, а затем попало в другие языки с французского. В современном понимании фестиваль – это праздничное действо, которое состоит из цикла концертов, спектаклей и других мероприятий, объединенных, как правило, тематически. Они происходят в особенно торжественной обстановке.

В отечественной литературе до середины 90-х гг. ХХ ст. сохранилось достаточно одностороннее понимание понятия “фестиваль” только как “формы демонстрации творческих достижений в определенном виде и жанре искусства”. В современной социально-культурной практике это явление содержит в себе многочисленные общественно-культурные составляющие. Следующее определение данного понятия более глубоко раскрывает его сущность: фестиваль – общественно-культурная, художественная акция, которая выражает культурные интересы социальной общности, отражает уровень развития видов и жанров профессионального и любительского искусства, характеризуется комплексным решением художественно-эстетических, социально-педагогических и других задач.Фестиваль отличается от других видов культурных мероприятий (праздник, концерт, показ, шоу, смотр, конкурс и др.) наличием общехудожественных и научных целей и задач, масштабностью, разнообразием программы, широтой состава участников и др.

Фестивали отражают разнообразие народного художественного творчества. Характерной чертой последнего десятилетия стала их жанровая дифференциация и специализация. В конце ХХ – начале ХХI ст. в Беларуси заметно возросла активность регионов в проведении фестивальных мероприятий. Фестивальная “политика” начала складываться именно на региональном уровне и рассматриваться как фактор сохранения и развития культуры в регионах.

Система поддержки и развития народного художественного творчества начала складываться в Беларуси еще со второй половины ХХ ст. Ее организационная и управленческая структура включает два уровня: областной и региональный. Областной уровень составляют управления культуры облисполкомов и областные центры народного творчества; региональный – исполнительные органы на местах: районные исполнительные комитеты, районные методические службы. Результатом их сотрудничества стало разграничение функций и четкое взаимодействие центра и регионов. Процессы управления развитием народного художественного творчества сформировались в систему, организационно-творческим ядром которой стали фестивали и праздники-конкурсы. К примеру, культурная жизнь Витебской области не ограничивается прославленным “Славянским базаром”. Среди районных мероприятий – региональный праздник “Браслаўскія зарніцы”, цель которого – возрождение народных традиций в новых социокультурных условиях; Международный фестиваль “Звіняць цымбалы і гармонік” в Поставах, где популяризируется народно-инструментальное творчество; международный фестиваль песни и музыки Поднепровья на границе России, Беларуси и Украины “Дняпроўскія галасы ў Дуброўна”, который через исторические культурные и духовные связи укрепляет дружбу народов; региональный праздник “Квітней, Глыбоччына”, что пропагандирует и развивает традиции народного творчества и ремесел; областной фестиваль национальных культур “Нас аб’яднала зямля Беларусі” в Миорах, который собирает представителей 13 национальностей, проживающих на территории области; региональный праздник “Дзвіна – Двина – Даугава” в Верхнедвинске, который возник как логический результат сотрудничества Беларуси, России и Литвы в сфере культуры и искусства; региональный праздник на Кургане Дружбы в Верхнедвинском районе, на границе Латвии, России и Беларуси.

В Минской области проводятся фестивали “Напеў зямлі маёй”, “Свет творчасці, свет захапленняў”, фестивали юмора, вокального искусства (“Пеўчае поле”), инструментального (“Майскі вальс”, “Сымон-музыка”), хореографического (“Карагод сяброў”), театрального (“Бярэзінская рампа”, “Чароўны куфэрак”) и др.

“Фестивальные визитки” имеют и другие регионы. Для города Гомеля это фестиваль хореографического искусства “Сожскі карагод” (с 1997 г.), а также театрального творчества “Славянскія тэатральныя сустрэчы” (с 1996 г.). Брест и Брест­ская область олицетворили фестивальную активность в проведении международного фестиваля театрального искусства “Белая вежа” (с 1996 г.), народного искусства “Палескі карагод” (с 1991 г.). Творческий облик Гродно определяет Всебелорусский фестиваль национальных культур, Могилева – фестиваль духовной музыки “Магутны Божа” (с 1993 г.).

Большинство фестивалей народного творчества возникали там, где была сформирована определенная социокультурная среда. Условиями внедрения художественных идей, заложен­ных в основу фестивальных акций, в том или ином месте являются их приемлемость и привлекательность для боль­шинства населения. В одних случаях художественная идея развилась на реально существующих региональных народ­ных традициях и получила современное воплощение в форме фестиваля или праздника. Так, фестиваль народного танца “Беларуская полька” проводился в Чечерском районе Гомель­ской области на протяжении 1993–2000 гг., где исторически развит народно-бытовой танец. Местом локализации тра­диций народно-инструментального творчества стал Постав­ский район Витебской области. Там закрепился международ­ный фестиваль народной музыки “Звіняць цымбалы і гармо­нік” (с 1991 г.). Республиканский фестиваль народного юмо­ра проводится в Калинковичском районе Гомельской области с 1995 г.

Наибольший социально-культурный эффект достигается в тех случаях, когда происходит включение в современные контексты сакральных для социума событий, личностей, мест, памятников архитектуры и искусства. Так, во всей Европе фестивали приспособили для своего проведения объекты культурного наследия ― церкви, замки, крепости, способствуя тем самым их актуализации в коллективной памяти. Средневековую историю и культуру Беларуси реконструируют фестивали “Новогрудок” (2000, 2002, 2004), “Древний Несвиж” (2003), “Белый замок” (г. Минск, с 1998 г.), “Мирский замок” (г.п. Мир, с 1995 г.), “Заславский набат” (г. Заславль, с 2002 г.), “Меч Гедимина” (г. Лида, 2007 г.), “Рубон” (г. Полоцк, 2008 г.), “Седая легенда” (г. Друцк, 2001 г.), “Лошыцкі фэст” (г. Минск, ежегодно).

Социальная значимость фестивальной деятельности в сфере народного художественного творчества и целесообразность ее расширения и углубления выражаются в том, что фестивальные мероприятия оказывают системное стимулирующее воздействие на культуротворческие процессы: возрождают забытые пласты национальной и мировой культуры, стимулируют все виды творческой активности, повышают престиж и имидж местности, содействуют оживлению связей между регионами и формированию единого культурного пространства.

В Беларуси сложилась определенная технология реализа­ции фестивальных проектов. Она включает научно-методи­ческое, нормативно-правовое, финансово-экономическое, ма­териально-техническое, информационно-рекламное, кадровое обеспечение. Цель и задачи мероприятия формулируются и осуществляются инициативной группой – ответственными лицами учреждений и организаций, из числа которых созда­ется организационный комитет. Он утверждает положение, в котором отражены идейно-тематический замысел фестиваля, место и сроки его проведения, структура, условия участия, и основной финансовый документ – смету. При необходимости организационный комитет формирует исполнительную ди­рекцию. Основными этапами реализации программы меро­приятия являются постановка проблемы, подготовка рабоче­го плана и сметы расходов и доходов, проведение мероприя­тия, награждение участников, анализ и оформление итоговых документов.

Цели и задачи проведения культурных акций в масштабах области, их художественное содержание в обобщенном виде выражает направленность данных мероприятий на воспитательные и творческие итоги, что представляет собой своеобразную идеологию художественного развития в Минской области. Через программное содержание культурных акций раскрывается палитра интересов носителей и создателей современной народной художественной культуры и способов их воплощения в конкретных произведениях. Приведенная информация свидетельствует о разнообразии интересов населения в данной сфере, а также об умелом сочетании организационно-управленческих и художественно-творческих усилий для достижения значимых социально-культурных результатов.

Из вышеизложенного следует, что фестивали и праздники-конкурсы служат целям обобщения и трансляции положительного опыта и знаний, эффективной поддержки и стимулирования деятельности творческих личностей, являются формой корпоративного общения специалистов сферы народного творчества. Фестивальные традиции в народном художественном творчестве не только ярко иллюстрируют созидательный художественный потенциал жителей Беларуси, но и позитивно характеризуют организационные усилия управленческого аппарата, а также умелое организационно-методическое руководство социально-культурными процессами создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития ценностей культуры.

При всей сложности и разветвленности фестивального менеджмента в нем можно выделить следующие основные аспекты управления.

1. Финансовый менеджмент, значительную часть которого составляет фандрайзинг, то есть формирование фестивального бюджета за счет привлечения и аккумулирования средств из различных источников. Речь идет, прежде всего, о поиске спонсоров. Фандрайзинг обычно связан с бартером: реклама спонсора, в том числе и имиджевая, в фестивальном PR-пространстве в обмен на оборотные средства для реализации определенной части фестивальной программы. Поэтому фандрайзинг − это форма социально-культурного партнерства фестиваля и финансового донорства.

2. Программный менеджмент, который включает управление содержательной частью фестиваля. Это работа по отбору и формированию конкурсных и внеконкурсных программ, организация мастер-классов, семинаров, творческих профессиональных клубов и т.п. Сюда входит руководство отборочной комиссией в межфестивальный период, сотрудничество с жюри, пресс-центром во время фестиваля, подведение итогов и уточнение фестивальной концепции в постфестивальный период.

3. Управление персоналом, куда входят подбор, расстановка и руководство квалифицированными кадрами всех фестивальных служб и отделов: исполнительной дирекции, финансового отдела, отборочной комиссии, программной дирекции, службы PR и рекламы, отдела инфраструктуры и дислокации и др. Управление персоналом является главным, прерогативным видом деятельности продюсера фестиваля и его непосредственных помощников и заместителей, осуществляемой не только в период проведения мероприятия, но и в течение всего фестивального года.

4. Управление инфраструктурой и дислокацией, включающее в себя контроль и руководство вспомогательными службами по месту дислокации фестиваля, среди которых можно назвать следующие: служба приема и размещения; транспортная служба; отдел обслуживания иностранных гостей и VIP (хостинг, линейный перевод, бытовые вопросы и пр.); служба показа и контроля за продвижением театрального продукта; служба специальных и культурных программ (кофе-брейк, банкеты, ночные клубы, представительские мероприятия) и др.

5. Правовой менеджмент фестиваля, куда входят договорные аспекты, контроль за соблюдением авторских и смежных прав, соблюдение правил страхования рисков доставки и использования спектаклей и т. д.

6. Маркетинг, PR и реклама,определяющие не только лицо фестиваля, но во многом и успех фандрайзинга. Эта деятельность осуществляется в течение всего фестивального года путем организации специальных мероприятий, спланированных в соответствии со стратегией и тактикой общефестивального менеджмента (постоянно обновляющийся сайт в Интернете, пресс-конференции, творческие встречи, балы, конкурсы, марафоны, благотворительные обеды, лотереи и т.п.). Во время проведения фестиваля – это выпуск внутрифестивального печатного органа и его телевизионной вер­-сии, торжественные церемонии открытия и закрытия фестиваля, работа фестивального пресс-центра, а также мониторинг прессы и составление пресс-досье в первый постфестивальный период. Этот аспект фестивального менеджмента включает в себя также и мерчандайзинг,то есть выпуск и реализацию сопутствующих товаров с фестивальной символикой. Таковы основные направления фестивального менеджмента, каждое из которых может стать предметом самостоятельного исследования.

Подготовке и проведению фестивального мероприятия должен предшествовать анализ социокультурной ситуации, чтобы наиболее точно оценить наличие организационных условий, круга вопросов, которые требуют решения, сформулировать цели и задачи, выявить потенциальных учредителей и спронсоров фестивальной акции, спрогнозировать ее социально-культурные результаты.

Успех фестивального мероприятия у зрительской аудитории зависит от содержательного программного менеджмента. Программа фестиваля всегда носит комплексный характер. Его структура традиционно состоит из праздничного шествия участников по улицам города, торжественного открытия, раз­нообразных фестивальных мероприятий (концертных, конкурсных выступлений, выставок, презентаций, пресс-конфе­ренций и другие) и заключительного гала-концерта с награждением победителей.

Программа фестиваля включает разнообразные по содержанию и форме мероприятия: для зрительской аудитории (шоу-программы: концерты, спектакли, показы, конкурсы, смотры, выставки, балы, карнавалы, турниры, огненные и водные феерии, конкурсно-игровые программы и другие развлекательные мероприятия, благотворительные акции и др.); для участников (знакомство с памятниками истории и культуры, экскурсии, походы, посещение национальных парков, производственных предприятий, учебных заведений, театров, музеев, салонов, галерей, встречи с творческими личностями, вечера отдыха, посещение диснейленда, парка игровых аттракционов, торжественные встречи с руководством города, приемы в мэрии, администрации области, райисполкоме и т.д.); для специалистов сферы (творческие конкурсы, лаборатории, семинары, практикумы, школы передового опыта, мастер-классы, научно-практические конференции, фольклорные чтения, дружеские вечера, пикники, банкеты, фуршеты, party) и т.д.; для представителей средств массовой информации (пресс-конференции, работа пресс-центра и др.).

Таким образом, благодаря разнообразию программы фестивальных мероприятий, использованию разных форм рекламы, деятельности средств массовой информации, фестивальные события получают резонанс и становятся достоянием широкой общественности. В профессионально организованное, положительно эмоционально окрашенное информационное поле вовлекаются разные группы населения, которые добровольно избирают форму своего участия в программе фестиваля: от простого созерцания → к непосредственному участию и от него → к творчеству.

Фестивальная деятельность стимулирует исследование проблем развития народного художественного творчества на научно-теоретическом уровне. В ней, как в зеркале, отражаются степень и структура развития видов и жанров художественного творчества, выявляются процессы и тенденции, которые становятся основой для научно-методического обеспечения сферы, а также принятия серьезных управленческих решений по ее поддержке и развитию.

Таким образом, фестивальная активность существенно влияет на динамику развития общественных процессов.

Благодаря последовательному технологически выверенному фестивальному менеджменту в процессы освоения, создания, сохранения, распространения и дальнейшего развития культурных ценностей вовлекаются широкие разновозрастные слои населения. Они вносят значительный вклад в культурную жизнь Беларуси. Свидетельством этого являются многочисленные смотры-конкурсы, праздники, демонстрирующие творческие достижения любительских коллективов и отдельных исполнителей.

____________

1. Белорусская культура: вопросы и ответы: информ. сб. – Ч. 1 / научн. ред. В.П.Скороходов. – Минск: БелГИПК, 2002. –
С. 47–53.

2. Белякович, Н.Н. Социология творчества / Н.Н.Белякович. – Минск: Эдит ВВ, 2004. – 224 с.

3. Бирженюк, Г.М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / Г.М.Бирженюк, А.П.Марков. – СПб.: Санкт-Петербург. гуманитарный ун-т профсоюзов, 1997.

 

 


С.Б.Мойсейчук, кандидат

педагогических наук, доцент

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: