Принятие и распространение христианства на землях Беларуси

Первобытное общество на территории Беларуси

Первые попытки первобытного человека проникнуть на территорию Европы датируются 40-35тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (остатки человека того типа обнаружены в пещере Кро-Маньон во Франции). Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Самые древние поселения(стоянки) найдены на Беларуси 26-23 тыс.лет назад в дер. Юровичи, Бердыж Гомел.обл. Три периода (границы определ.по данным археол.раскоп):

-каменный век (закончился приблизительно в конце 3-его тысячелетия до н.э.). Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют. Люди брали от природы всё вготовом виде – такой вид хоз-ва называют присваивающим. После отступления последнего ледника началось потепление. Первобытные люди стали заниматься индивидуальной охотой. Собака – первое прирученное человеком животное. Люди начали изготавливать остродонную глиняную посуду(втыкалась в земной пол жилища). Незаменимым материалом для изгот.орудий стал кремень. Матриархат – женщина играла определяющую роль в жизни первобытн. общества.

1)палеолит(100-10тыс.лет до н.э.): ручное рубило, нако-неч.стрел,костяные горпуны, преоблад. охота. Формир.родовая община

2)мезолит(9-5тыс.ет до н.э.): кремн.и костян.орудия труда,охота, рыбалка, собир-во;

3)неолит(5-3тыс.лет до н.э.):глиняная посуда, зарожд. земледелие и животноводство.

-бронзовый век (на гран.3 и 2-го тысяч.до н.э.-конец 8в.до н.э): на смену матриархату пришёл патриархат (большая патриархальная семья), переход от присваивающ. к производящему.хоз-ву, металлургия, использ. бронзы, производ.хоз-во, распростр. ткачество, бронза поступала из Кавказа, Скандинавии. Животноводство(свинья стала первым домашним животным).Земледелие – мотыжное, потом подсечно-огневое. На территорию Беларуси начали проникать индоевропейцы – племена животноводов-кочевников, Балтские племена начали осваивать территорию Беларуси.

-железный век(7в до н.э.-5в н.э.):научились добыв. железн.руду, железные орудия труда. Земледелие- пахотное(деревян.рало и соха с железным наконечни-ком). Родовая община переходит в соседско-родовую. Появл.имуществ-ая неравность между людьми и возник. укреп.городища.Анимизим-душа способная жить отдельно от тела.фетишизм-душа вселялась в неодушевлённые предм.тотемизм-вера в связь между людьми и животным (растением)

2.Происхождение белорусов.

4тыс. лет назад-переселение народов (появл.балтских племен). 6 век до н.э. – появление славян существует несколько концепций этногенеза белорусов:

- светлая кожа, русые волосы, светлые глаза

- носили белые льняные одежды

- много берёзовых рощ и лесов

- в период феодализма было холоднее – обилие снегов

- религиозное вероисповедание: православная вера – чистая, светлая, в отличие от язычества.

 «Финская» И. А. Ласкова — предками белорусов были финно-угры ассимилированные балтскими племенами в бронзовом веке; «Балтская» В.В. Седова - балты явились этническим субстратом (подосновой), в результате взаимно -ассимиляции балтов с пришлыми славянами сформировался белорусский этнос; «Племенная» (Е. Ф. Карский, М. Гринблат, М. В. Довнар-Запольский, В. И. Пичета)-консолидация племён кривичей, радимичей, дреговичей, волынян и др. племен по различ. соц.-экономич., политич., военным и религиозным причинам в X-XII вв (предки белорусов кривичи (Западная Двина), дреговичи (между Припятью и Двиной), радимичи (Сож).)«Древнерусская» (С. А. Токарев, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков)-белорусы образовались на месте древнерусской народности, наряду с украинцами и русскими в результате распада Киевской Руси в XII-XIII вв. Итоги исслед. генома бел-ов, которое проводилось в 2005-2010гг. в Инст. генетики и цитологии Нац-ой академии наук Беларуси, не подтверждают гипотезы о происхожд. Бел-ов в результ. славяно-балтского или славяно-угрофинского генетич. синтеза. Согласно выводам генетиков, белорусы по своему геному относ. к индоевропейскому генному типу, к его ген-ной группе (славянской). Также существуют внешнеполитические обстоятельства: большая часть территории Беларуси в средние века не была захвачена ни крестоносцами, ни татарами, оставалась свободной.

Сам термин «Белая Русь» появился в 12 веке и относился в то время к Владимиро-Суздальскому княжеству. В 15 веке термин употребляется для обозначения Московской Руси.

Полоцкое и Туровское княжества - первые государственные образования на территории Беларуси

Полоцкое княжество (862 г-перв. упомин. о Полоцке в лето-писи «Повесть времен. лет»). Первый князь Рогволод. В 60-70 гг.Х в. Полоцку как возм. союзн. придав. важн. знач.в сопернич. между Киевом и Новгор. Рогволод дал согласие на брак Рогнеды с киев. князем Ярополком, а новгор. князю Владимиру было отказано. При Владимире достигла своего могущества Киевская Русь. Рогнеда - Горислава-Анастасия.

Усиление княжества при Брячиславе (сын Изяслава). Он захватил волоки, которые соединяли Зап. Двину с Днепром, вскоре войско Брячислава было разгромлено его дядей-киев. Князем - Ярославом Мудрым.

Всеслав Чародей управлял Полоцкой землёй с 1044 по 1101г.

В 1066г. ВсеслЧар. захватил и разграбил Новгород. В ответ трое сыновей Ярослава Мудрого напали на Менск. 3 марта1067-битва на р. Немиге. Сист. управл-княжеско-вечевой строй. Вече-общее собрание взрослых мужчин (которое могло назначать/снимать князя; решало наиболее важные обществ. и гос. дела; заключ. договор. с др. городами)

.Князь (организация и командование войском, сбор дани с местного населения).

 Первое упоминание о Турове в 980г. Перв князем в Турове был старш. сын Владимира Святополк. До конца Х в. Туровск. княж. развив. как самостоят. 1054-1119-Туровск.княж. владели князь Изяслав и его сыновья. С 1113г. княжество перешло к наследникам В.Мономаха. В 50-е годы 12ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович. Особенность обществ-политич. строя - наличие в городе и князя, и посадника. В конце 12-начале 14в. Туровская земля была целиком присоединена к ВКЛ.

 

Принятие и распространение христианства на землях Беларуси

 

Как известно, в 988 году киевский князь Владимир провозгласил христианство официальной религией своего государства. Дело было за малым. Донести эту мысль во все концы Руси. А концов было много, и далеко не все из них, радостно восприняли княжескую инициативу. Поэтому часто приходилось применять насилие. Как говорили в те времена, Русь крестили «огнем и мечом».

На земли современной Беларуси христианство приходило разными путями. В Полесье, вотчину дреговичей, новую религию удалось принести мирным путем. Существует легенда о каменных крестах, приплывших по Днепру и Припяти прямо от Киева, и обагривших кровью воды в районах Турова и Пинска. Пораженные таким зрелищем полищуки приняли новую веру. Тех кто не принял, убеждали военные формирования из Киева.

Несколько по - другому процесс христианизации пошел в землях кривичей. Кривичи никогда не были абсолютно подчинены Киеву. А столица их Полоцк старался вести обособленную политику. У Киева не было достаточно военных сил для силового решения вопроса.

Однако, в Полоцке понимали, что принятие христианства неизбежно. К тому же оно несет определенные выгоды. Развитие культуры и письменности, поддержание отношений с соседними, уже христианскими странами. Ведь на тот момент все соседи кривичей, кроме Литвы, уже хрестились.

Первыми известными христианами Полоцка были княгиня Рогнеда (в крещении Анастасия), и ее сын Изяслав. Изяслав был человеком набожным и сделал немало для развития письменности и наук в Полоцке.

В 992 году была создана Полоцкая епархия на землях кривичей. Несколько позже в Турове была создана епархия для дреговичей. Дольше всех процессу христианизации сопротивлялись радимичи. В их земле, Смоленском княжестве, епархия организована была только в 12 веке.

Через христианскую культуру Беларусь вошла в европейскую цивилизацию. Постепенно искоренялись такие пережитки язычества, как многоженство, кровная месть, языческие жертвоприношения. На землях Беларуси стали появляться каменные архитектурные сооружения, наиболее величественным из которых, бесспорно, является храм Святой Софии в Полоцке над Двиной. При церквях и монастырях были школы. Там же переписывались книги. Образованные монахи были советниками князей в государственных делах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: