Экономическое и политическое развитие белорусских земель в IX - XII вв

В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы. О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и Волковыске (1504), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на белорусском языке под канцлером Львом Сапегою в Вильне. Это белорусское издание и было оригиналом закона; многочисленные польские переводы, начавшиеся с 1616 г., такого значения не имели и носили частный характер.

Развитие культуры на белорусских землях в X - XII вв.

Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть государственных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии. Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его мечник т.п. Во главе местной власти в воеводствах стоял воевода. Его заместителями были каштелян(командовал воен подразделениями в воеводстве), подвоевода(заведовал канцелярией), городничий(отвечал за ремонт и укрепление воеводского замка), ключник(смотрел за сбором подателей). Во главе поветов стоял староста, в городах-войт. Сельская администрация была представлена тиунами, сотниками, старцами.

Причины образование ВКЛ (сущ 1230-1795)

Причины: внешне - политические: были связаны с необходимостью организации обороны от рыцарей-крестоносцев; внутриполитические: необходимость для мелких удельных княжеств преодол. феод. раздробленности (требовалось объедин. княжств в борьбе с внешн. врагом); экономические: были связаны с отделением ремесла от сельского хозяйства и развитием торговых отношений между разными территориями, что содействовало их объединению. В сер 13в. быстро укрепл. Новогрудск. княжство, т.к. отдалено от районов борьбы с крестон. и монг-татар, высокий ур. развит с/х.

Миндовг-первый князь (1240-1263)-князь-язычник принял христианство и сделал Новогрудок своей резиденцией. В 1253г. произошла коронация Миндовга; след. Войшелк (1264-1267) - присоед. балтские земли. Гедимин (1316 - 1341) - 80% бел. земель добровольно вошли в ВКЛ. В 1323г основал постоянную столицу государства в Вильно. Ольгерд (1345-1377)- тер. увелич. и ВКЛ стало называться «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское». Пути вхожд. бел. земель в состав ВКЛ:

1.Соглашения (Полоцкое княжество с согласия бояр и купцов) 2.Подчинение (некоторые княжества Зап. Бел).

3.Брак (Витебское княжество через брак дочери князя с литовским князем Ольгердом).

При Гедимине возросла роль велик. князя как руководителя гос-ва. В перв.полов.15в. гос-во стало назыв. Великое княжство Литовское, Русское Жемайтское.

Образовалось огромное гос-во,в котором жили как православные, так и католики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: