Социальные последствия

[Ухудшение здоровья и рост смертности

Средняя продолжительность жизни в России в 1990—2009 годах[45]

В 90-е годы произошло значительное ухудшение здоровья населения и роста смертности. Так, в докладе Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации «О современном состоянии смертности населения Российской Федерации» отмечалось: «С 1989 года по 1995 год число умерших увеличилось в России с 1,6 млн человек в 1989 году до 2,2 млн человек в 1995 году, то есть в 1,4 раза» [46]. В докладе говорилось: «Беспрецедентный рост смертности населения России в 90-е годы проходит на фоне резкого ухудшения здоровья населения». Как отмечалось в докладе, на ситуацию повлияли долговременные и современные факторы. Доклад резюмировал, что «наиболее ощутимой жертвой негативных сторон реформирования общества» стало население и его здоровье. В основе скачкообразного и обвального роста смертности в 90-е годы лежало ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом: ростом безработицы, длительными задержками выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, ухудшением качества питания, снижением доступности социальных услуг, затяжным психологическим стрессом, неуверенностью в своём будущем и будущем детей, ростом криминализации, алкоголизма и алкоголизации общества в целом, как реакции на устойчивое чувство незащищенности и неуверенности[47], наркомании[46].

Ухудшение питания

За годы реформ сократилось потребление ряда важнейших продуктов питания[50]. Главный научный сотрудник Института экономики РАН Ренальд Симонян, характеризуя изменение питания за годы реформ, говорит о резком ухудшении его структуры, недостатке белков ивитаминов[51].

Рост преступности

Динамика числа тяжких и особо тяжких преступлений в России в 1992—2010 годах, в тысячах.[54]

«Либеральные» реформы, как отмечают исследователи, вызвали значительный рост преступности в России.[55][56][57] Факторами роста преступности являлись, в частности, обнищание населения, ослабление милиции и судебной системы в результате недофинансирования, ослабление моральных норм.[55]

Расслоение по доходам

Диспаритеты между секторами экономики, возникшие в результате либерализации и обвальной приватизации, привели к быстрому росту дифференциации доходов населения.[20]

Наука и НИОКР

Во время реформ было резко сокращено финансирование науки и НИОКР[40]. В 1992—1997 годах расходы на науку сократились в 6 раз.[33] В 1990 году расходы на науку составляли 5,5-6 % ВВП, а в 1992 году — 1,9 %

В отраслях экономики

Агропромышенный комплекс

Реформы привели к значительному сокращению объёмов производства в сельском хозяйстве.[43] За годы реформ произошло сокращение посевных площадей, сбора зерна, поголовья скота

 

Духовное развитие российского общества на протяжении 90х годов. Оцените изменения в духовно жизни российского народа, назовите основные процессы, характеризующими духовную жизнь на протяжении 90х, ценности которые являются для вас ориентиром в сегодняшней жизни.

 Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства. Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям".\продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ. В современности  первое место в культуре стали занимать средства массовой информации. Им даже присвоено имя "четвертой силы", имея в виду три другие - законодательную, исполнительную и судебную. складывается общая картина культурной жизни России, характерная для постмодернизма, широко распространенного в мире к концу нашего века. Это особый тип мировоззрения, направленный на отказ от всех норм и традиций, установления каких-либо истин, ориентированный на безудержный плюрализм, признание равноценными любых культурных проявлений. Но постмодернизм не в состоянии примирить непримиримое, так как не выдвигает для этого плодотворных идей, он лишь совмещает контрасты как исходный материал дальнейшего культурно-исторического творчества. В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития. Наша культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира. Но для этого надо перейти к таким формам ее самосознания, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмы непримиримой борьбы, жесткой конфронтационности, отсутствия "середины". Непременно необходимо уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки.

46

I) 1991 – нач. 1996 – этап прозападного внешнеполитического курса. Период становления основ внешней политики, разработка концептуальных основ. Период поиска российской идентичности и роли Р в новом мире. Первый этап связан с деятельностью министра иностранных дел А. В. Козырева. Вкратце суть его доктрины состояла в ориентации прежде всего на западные страны (США и Западную Европу). Стратег партнерство с США и ориентация на страны зап европы было чрезв гипертрофированным, кот вытеснила отнош с Африкой, развитые в сов вр., отнош с нефтедобывающими странами ЛА, взаимоотн с АТР. 2е напр – СНГ, кот съедало весь потенциал рос внеш пол – развал сов армии, воен вооружение, кот осталось в этих респ-ках, борьба за власть в них. Важно было урег конф-ты: приднестровский, таджикский, грузино-абхазский, грузино-осетинский, армяно-азербайджанский, удержать ситуацию под контролем. Хотя были потеряны выгодные эк отнош, ВПК, гражд. столкновения на рос простр-ве, удалось избежать страшной гражд войны, кот как прав неизбежно возникает после распада стран.

II.) С 1996 по 2000 гг координационным образом поменялось содержание внешней политики России. Концепция Евгения Примакова, возглавившего МИД в корне отличалась от козыревской доктрины. Основные постулаты её были следующими:

— приоритет российских интересов и отказ от роли «младшего брата» во взаимоотношениях с Западом, не допуская при этом обострения отношений;

— поддержка концепции многополярного мира, предполагавшая многовекторность и поиск новых союзников на Востоке;

— продолжение экономической интеграции России в новый глобализирующийся мир;

— «разноскоростная» интеграция в СНГ, формирование высокоразвитого интеграционного ядра из наиболее заинтересованных в этом проекте стран.

— Р заявляет о себе как об осн медиумме м/н переговорного процесса – осн переговорщик в урег самых круп проблем 2й пол 90х гг: ближн вост, Балканы, сев Корея. Прим ввел евразийский концепт во внеш пол, кот включал ряд положений. Во-первых, представление о том, что Россия в силу своего географического фактора играет роль своеобразного моста между Западом и Востоком, это дает ей преимущество в разнообразных транзитных коммуникациях. Во-вторых, особое значение приобретает идея многовекторной дипломатии, когда страна не вовлекается в жесткие рамки союзнических обязательств перед другим государством, а выстраивает свою внешнеполитическую стратегию исходя из прагматичного понимания национальных интересов и отстаивая свою национальную безопасность. Наконец, основой «евразийства» признается многополюсная модель мирового порядка, в которой Россия выступала как «полюс» СНГ. «Доктрина Примакова» лежала в основе внешней политики на протяжении практически всех четырех лет второго срока президентства Ельцина — и когда Примаков был министром иностранных дел, и когда его в сентябре 1998 года сменил в МИДе Игорь Сергеевич Иванов.

Особое значение имела концептуализация внешней политики и национальной безопасности РФ. В этот период были разработаны два основополагающих документа. «Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Национальному собранию» 1996 года стало, по существу, первым в истории российской государственности документом, содержащим комплексную официальную трактовку национально-государственных интересов. 17 декабря 1997 года Указом Президента была утверждена «Концепция национальной безопасности», ставшая основным концептуальным документом для разработки внешнеполитических стратегий.

III) 2000-2005 – Путинский этап. Главной чертой политики президента Путина явилось, во-первых, активное личное участие в определении внешнего курса страны, во-вторых, широкая дипломатическая деятельность, в-третьих, курс, основанный на прагматизме и многовекторности. Таким образом, его курс являлся и является более сбалансированным, по сравнению с концепциями предшественников, но в то же время и вобрал многие элементы доктрин Козырева и Примакова. Происходит дальнейшая концептуализация рос вне пол. В 2000 г. принимается серия новых концептуальных документов: концепция национальной безопасности, концепция внешней политики, энергетическая стратегия, военная доктрина и т.д.

Во главу угла были поставлены традиционные исторические ценности – национальная безопасность страны, укрепление ее суверенитета и территориальной целостности. Особо подчеркивалось, что РФ является «великой державой, одним из влиятельных центров современного мира, активный участник его глобальных перемен, выступающий за стабильный и демократический миропорядок. Первоочередные задачи внешней политики были сформулированы с позиций защиты национальной безопасности:

поддержка целей и принципов Устава ООН, общепризнанных норм международного права;

создание благоприятных условий для внутренних преобразований в стране;

формирование пояса добрососедства по периметру российских границ и содействие устранению там очагов напряженности;

строительство системы международных партнерских и союзнических отношений;

защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

формирование позитивного восприятия России в мире.

Россия – крупнейшая евразийская держава, имеющая жизненные Интересы не только по периметру своих границ, но и отдаленных регионах мира;

Россия отказывается от мессианских амбиций, свойственных Советскому Союзу, ее внешняя политика самостоятельна, реальна, предсказуема, прагматична и конструктивна, она ориентирована на поиск консенсуса, но не затяжную конфронтацию;

Как мировая держава, Россия имеет свою позицию по всем основным проблемам современного развития в соответствии с задачами национальной безопасности и международно-правовыми принципами; она готова отстаивать свои интересы всеми приемлемыми средствами;

Во внешнеполитической стратегии Россия сохраняет «свободу рук», не связывая себя жесткими рамками союзнических обязательств;

Обладая статусом коспонсора мирного процесса, Россия готова к посреднической деятельности в разрешении международных конфликтов – на Корейском полуострове, в Афганистане, на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку, в зоне Большого Средиземноморья.

Центральной линией нового внешнеполитического курса стало укрепление многосторонних начал в международных отношениях.

IV) 2005 – н.в. курс стал жестче, меньше пространства для компромисса с разл пол силами при сохр идеи многополярности, невмеш в воен коалиции. Открытая враждебность к США, менее серьезная к ЕС.

Спец-ка нов курса: 1. Р позиционируется как вел евразийская / мировая энергетич держава и самостоятельный актор в мир пол-ке. 2. Р продолжает пол по интегр в глоб стр-ры: G8 – июль 2006 саммит в СПб, Р –председатель, 4 вопр повестки дня; вступление в ВТО (Грузия не подписала); открытая пол и приоритет в глоб энерг п-ке, политическая инструментализация энерг сектора; готовность Р участвовать в многомиллионных проектах поддержки беднейших стран мира – прогр борьбы с пандемией (птич грипп), борьбы с бедностью, мн терроризм – резолюция 2005 г. ГА ООН по предложению Р – пропаганда терроризма инкриминируется как преступление против человечности. По этим позициям, за искл энерг составляющей – у Р общие с США.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: