Метод ведения бухгалтерского учета

На современном языке бухгалтерский учет можно назвать информационной системой. Это сложная, но вместе с тем упорядоченная система, внутри которой действуют строгие правила. Для того чтобы система бухгалтерского учета эффективно выполняла возложенные на нее задачи, используется специальная методика или метод бухгалтерского учета, который включает в себя определенные способы и приемы, их принято называть элементами метода ведения бухгалтерского учета.

К ним относятся (рис. 5.1):

  • документация и инвентаризация;
  • оценка и калькуляция;
  • система счетов и двойная запись;
  • баланс и отчетность.

 

В случаях, предусмотренных законодательством, организации обязаны проводить инвентаризацию материально-производственных запасов, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона №129-ФЗ, при формировании учетной политики организации должен быть утвержден порядок проведения инвентаризации имущества организации.

Необходимо обратить особое внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной /вещественной проверки).

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона №129-ФЗ инвентаризация в обязательном порядке проводится в следующих случаях:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Налог на добавленную стоимость, подлежащий оплате постав­щикам за приобретенные производственные запасы и подрядчи­кам за услуги по транспортировке и доставке их в организацию, учитывается по дебету счета 19 на основании расчетных доку­ментов. По кредиту этого счета отражается списание налога на добавленную стоимость по назначению. Налог на добавленную стоимость фактически уплаченный за приобретенные и оприхо­дованные производственные запасы списывается со счета 19 в уменьшение задолженности бюджету, независимо от их отпуска в производство. Налог на добавленную стоимость по производ­ственным запасам, подлежащим использованию на непроизвод­ственные нужды, списывается со счета 19 на счета учета источ­ников их покрытия (29, 88).

Налог на добавленную стоимость по производственным ре­сурсам, подлежащим использованию на изготовление продукции и осуществление операций, освобожденных от налога, списыва­ются со счета 19 на счета учета затрат на производство (20, 23, 25, 26).

Записи операций на счете 19 по приобретенным производ­ственным запасам следующие.

Д Счет 19 "НДС по приобретенным ценностям" К

НДС по приобретенным материальным ценностям по расчетным документам Коррес­понди­рующий счет Списание оплаченного НДС по назначению Коррес­понди­рующий счет

Сальдо — остаток НДС

по материальным ценнос­тям на начало периода

   
     
     

По полученным матери­альным ценностям от по­ставщиков

60

В зачет бюджету по ис­пользуемым материаль­ным ценностям на произ­водственные нужды

 
   
   
    68
По оказанным услугам и  

По используемым матери-

альным ценностям на не­производственные нужды

 
Работам подрядчиками 60, 76  
    29, 88

По приобретенным подот­четными лицами матери­альным ценностям

 

По используемым матери-альным ценностям для

производства продукции

и операций, освобожденных от НДС

 
   
71  
    20, 23,
    25, 26

Сальдо — остаток НДС

по материальным ценнос­тям на конец периода

   
     
     

 

 

 48. Метод  списания материалов в производство

Материалы отпускаются со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. с. для осуществления основной деятельности предприятий, кроме того, они необходимы и для прочих хозяйственный нужд предприятия.

Материальные затраты имеют значительный удельный вес в себестоимости готовой продукции, поэтому важным является способ определения стоимости материалов, которые входят в себестоимость готовой продукции. Способ списания материалов в производство влияет непосредственно не только на себестоимость готовой продукции, но и на налогооблагаемую базу, например при расчете налогов на прибыль и имущество.

В условиях, когда цены на покупные материалы изменяются в течение отчетного периода, предлагаются следующие варианты списания материалов в производство:

  • метод средней себестоимости;
  • метод ФИФО;
  • метод ЛИФО;
  • по себестоимости каждой единицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: