Б) творчество И.А. Гончарова («Обломов») и Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание)

Давая общую характеристику русской литературе XIX века, А.М. Горький писал: «В историческом развитии литератур европейских наша литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур запада не возникла к жизни с такой силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта. Нигде на протяжении неполных 100 лет не появилось столь яркого созвездия имен, как в России. Наша литература – наша гордость. В русской литературе нашли в себе яркое выражение великие освободительные идеи, созданные человечеством… Значение русской литературы признано мироачальника экспедиции адмирала Путятина. Путешествие продолжалось 2,5 года. Плодом его явилось два тома очерков, издаваемых под названием «Фрегат «Паллада», ставшим классическим образом описания путешествий. В 70-е годы Гончаров выступил   как талантливый критик; его статья «Мильон терзаний», посвященная комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», не утратила своей значимости до настоящего времени.  

После смерти Гончарова в журнале «Вестник Европы» появился некролог, в котором было сказано:  «В лице Гончарова сошел со сцены последний из крупных людей 40-х годов. Подобно Герцену, Достоевскому, Островскому, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

Критики относит Гончарова к одному из течений критического реализма 2-ой половины XIX века – психологическому реализму. Представители этого течения раскрывают социальную проблематику через анализ отдельной человеческой личности, соотносят социальное с вечными природными качествами человека.

Гончаров соединяет анализ человеческой личноствоплотиться этому идеалу.

Исходя из понимания истории и человека, Гончаров утверждал принцип объективности в творчестве. Писатель может не дать ответ на поставленный вопрос, с точки зрения Гончарова, но он должен правильно поставить этот вопрос, исследовать жизнь, подвести читателя к выводам. Гончаров опирается и на принцип жизни и на развития человеческого характера в произведении. Он дает историю героя, историю его воспитания, изменение характера. Гончаров показывает власть среды, прошлого в жизни человека. Чем раньше повлияли на человека обстоятельства, тем сильнее их следы. Гончаров считал, что писатель должен изобразить то, что сложилось в жизни, что имеет вид законченности. В этом утверждении Гончаров противостоит и Достоевскому, и Тургеневу.

Одним из наиболее известных произведений Гончарова является роман «Обломов».

Работа над романом, как вспоминал сам Гончаров, шла медленно, с большими перерывами. В феврале 1849 года был опубликован отрывок под названием «Сон Обломова», который сам писатель опредепонять какую сенсацию разбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвёл он на всё общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя».

Художественное своеобразие романа характеризуется широкой эпичностью (действие охватывает 37 лет), сочетанием объективности изложения с  субъективной аналитичностью. Произведение можно определить как социально-психологический роман, дающие широкое обобщение общественных явлений и монографически исследующий психологию одного человека.

 Вся жизнь Обломова рисуется в  романе как страшный удручающий процесс постепенного духовного и морального оскудения человеческой личности, как превращение живого человека в мёртвую душу. Судьба Обломова – череда неудачных разочарований и жизненных поражений: в детстве учился кое-как, ибо учение считал «за наказание, ниспосланное небом за наши грех обладает способностью глубокого проникновения в суть вещей. Он наблюдателен и хорошо видит суету людей своего сословия. В споре со Штольцем справедливо критикует деятельность дворян его круга, погоню чинами, лицемерие, сплетни светского общества и т.п.  Трагизм образа Обломова в том, что борьба внутренних сил в нём самом кончается поражением. Он не в силах возродиться к новой жизни, гибельная природа обломовщины предначертала его жизненный путь.

Своеобразным двойником Обломова выступает его крепостной слуга Захар (один из «трехсот Захаров», населяющих Обломовку). В одном из откликом на роман верно отмечалось, что Захар и его хозяин «выросли на одной и той же почве, питались одними и теми же соками». Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам», – думает о нем хозяин.

 Обломову противостоит в романе Андрей Штольц, личность которого отражает определённые исторические и притом прогрессивные тенденции в разролюбов отмечал, что намёк на нового человека скорее всего можно увидеть в Ольге; в ней есть стремление к решению кардинальных вопросов бытия, которого нет в Штольце.

Вопрос о перспективе развития России решается автором и  Добролюбовым по-разному. Гончарову показалось, и он хотел уверить в этом читателя, что обломовщина уходит в прошлое. Добролюбов считал, что обломовщина обречена, но сама по себе она не уйдёт, её нужно испепелить, должны быть новые силы, которые сделают это.

Многие критики отмечали, что обломовщина как явление типическое, явление собственнического  общества представляет собой  явление мирового значения. Один из современников Герцена датский литератор Ганзен, прочитав роман, писал ему: «В «Обломове» я нашёл столько знакомого и старого, столько родного! Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много «обломовщины…».

 Роман Гончарова получил высокую оценку современников. Л.Н.Толстой назвал его «капитальнейшей вещью», в И.С.Тургенев отмечал: «… Пока останется хоть один русский – до тех п«Зимние заметки о летних впечатлениях», «Записки из подполья». Светлых по интонации исполненных «поэзии в прозе» произведений наподобие «Белых ночей» Ф.М. Достоевский после каторги уже не пишет.

С романа «Преступление и наказание» (1866) обычно начинают третий и последний этап творческой работы Ф.М. Достоевского.   В сентябре 1865 года Достоевский изложил суть создаваемого произведения (называя его «повестью») в письме к издателю журнала «Русский вестник» М.Н. Каткову, впоследствии его опубликовавшему:

«Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... Он решает убить ее, обобрая сюжетная линия романа сохранилась и в публикуемой его редакции. Убив «старушонку», Родион Раскольников вынужден убить и ее младшую слабоумную сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и застала его на месте преступления. Так, одно преступление, совершенное убийцей, в соответствии с «теорией», чуть ли не во благо человечества, немедленно потянуло за собой другое – убийство невинного существа, угнетавшегося отвратительной старухой. Убив, Раскольников неожиданно ощущает себя в духовной изоляции от людей, включая безумно любящих его мать и сестру, а также его друга Разумихина. Зато к нему начинает чувствовать инстинктивный интерес такой монстр, как Свидригайлов.

 В публикуемом тексте «Преступления и наказания» проницательный следователь Порфирий Петрович все-таки быстро понял, кто убийца, на что и намекает Раскольникову при первой же встрече. Но вряд ли он смог бы что-то доказать. Кроме того, Родион Раскольников сам готовится стать юристом (даже напечатал в газете «Периодическая речь» заинтересовавшую Пясное».

Жизнь Раскольникова показана на фоне судеб других персонажей романа. Свидригайлова, Лужина и Лебезятникова принято считать «кривозеркальными» духовными «двойниками» Раскольникова. В них он волей-неволей видит своеобразно преломленным то дурное в своей личности, то неверное в своих воззрениях, что его самого привело в итоге к страшному и непоправимому поступку. С другой стороны, определенные черты его личности преломлены в образах чиновника Семена Мармеладова и следователя Порфирия Петровича. Наконец, Раскольникова любят лучшие из героев романа, которые также соотносятся с его литературным характером в системе образов «Преступления и наказания», как его двойники. Это Соня Мармеладова, Дуня, Разумихин.

Как говорит Раскольников, его друг Разумихин за него «на распятие пойдет». Разумихин прекрасно видит нечто зловещее, творящееся в душе Родиона и даже близок к верной догадке, но после ложного признания в убийстве старухи-процентщицы молодого сектанта Миколки (решившего «страдание принять») на некоторое врогах-самонаблюдениях главного героя, а также его диалогах с другими персонажами, в которых постепенно раскрывается и он и его собеседники. Большое значение имеют также сновидения Раскольникова. Все это выстроено однако вокруг нескольких трагических событий(убийство старухи-ростовщицы и Лизаветы, гибель раздавленного лошадьми Мармеладова, смерть Катерины Ивановны). В сюжетно-композиционном отношении роман нередко напоминает великолепный психологический детектив. Не случайно он многократно использовался юристами как материал для ценнейших наблюдений. То же можно сказать о специалистах-философах, социологах, психологах и т. д. (в том числе даже богословах). Однако значение этой многогранной книги, одной из лучших книг мировой литературы, ни в коей мере не сводится ни к ее необыкновенному богатству идеями философско-психологического или какого-либо иного плана, ни к ее занимательно-беллетристической стороне. Это значение базируется на том уникальном художественном синтезесоставляющих «Преступление и наказание» нным; его образы до настоящего времени сохраняют огромное воспитательное значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: