Двойная запись фактов хозяйственной жизни на счетах и ее значение

Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковых суммах.

Все операции должны быть подтверждены документами. Записи операций составляются на основе документов.

Порядок отражения операций способом двойной записи:

– операция первого типа отражается по дебету и кредиту активного счета;

– операция второго типа отражается по дебету и кредиту пассивного счета;

– операция третьего типа отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета;

– операция четвертого типа отражается по дебету пассивного счета и кредиту активного счета.

Ее использование обеспечивает возможность самоконтроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах. Используя двойную запись, один счет дебетуется, другой счет кредитуется на одну и ту же сумму. Если правильно сделана разборка операций по счетам, то сумма оборотов по дебету всех счетов и сумма оборотов по кредиту всех счетов будут равны.

Вместе с тем двойная запись имеет познавательное значение, так как показывает, откуда поступили средства и куда направляются.

32) Бухгалтерская отчетность – это получение итоговых данных о результатах работы предприятия за отчетный период. Бухгалтерскую отчетность составляют предприятия, являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности. Предприятия, которые имеют дочерние предприятия, помимо собственного бухгалтерского отчета, представляют отчетность объединения. Бухгалтерская отчетность составляется на основании синтетического и аналитического учета. Бухгалтерская отчетность бывает: 1) квартальной; 2) годовой. Перед составлением годового отчета предприятие обязано провести инвентаризацию. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса в пояснительной записке, которая прилагается к годовому отчету, должны быть даны объяснения. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждается подписями лиц с указаниями даты исправления. Отчетность в зависимости от назначения может быть: 1) внешней; 2) внутренней. Внешняя служит информацией для внешних пользователей, юридических и физических лиц о характере деятельности доходности. Составление внутренней отчетности вызывается потребностью самого предприятия. В зависимости от периода, который охватывает отчетность, различают периодическую и годовую отчетность. Периодические отчеты составляются регулярно, через определенные промежутки времени (месячная, квартальная, полугодовая). Квартальная бухгалтерская отчетность содержит: 1) форму № 1 (баланс); 2) форму № 2; 3) справку к форме № 2; 4) приложение. Годовой отчет включает в себя то же самое плюс пояснительную записку, которая прилагается к годовому отчету. Пояснительная записка имеет объем примерно 15–20 страниц. В ней излагаются основные факторы, которые повлияют в отчетном году на результаты деятельности. В ней освещается финансовое состояние предприятия. Составление годового отчета является обязательным для предприятий всех форм собственности. Годовой отчет представляется органам государственного управления, государственной налоговой инспекции и собственникам предприятия. Срок представления годового отчета 1 апреля. Важнейшей формой выражения деловой активности предприятия является величина финансового результата, т. е. прибыли, получаемой от производственной инвестиционной финансовой деятельности. Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются как наиболее активная часть бухгалтерского отчета. За последние годы отчет о финансовых результатах претерпел значительные изменения.

33)Схемы активно-пассивных счетов. Объекты, учитываемые на этих счетах. Счетная формула сальдо конечного.

В системе счетов бухгалтерского учета применяются и так называемые активно-пассивные счета, сочетающие в себе признаки активных и пассивных счетов. В таких счетах остаток может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно и дебетовым, и кредитовым, что называют развернутым сальдо; например, счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», где дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, а кредитовое сальдо показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса (это развернутое сальдо).

Развернутое сальдо в обычном порядке по активно-пассивному счету определить невозможно, ибо нельзя уменьшить дебиторскую задолженность за счет кредиторской и, наоборот, кредиторскую задолженность нельзя погашать дебиторской. Чтобы получить развернутое сальдо (отдельно дебетовое и кредитовое) по активно-пассивному счету, необходимо вести раздельный учет, т.е. детализировать учетные записи (например, отдельный учет дебиторов на активных счетах и отдельный учет кредиторов на пассивных счетах), а затем подсчитать суммы оборотов и соответствующих остатков исходя из природы (структуры) активного и пассивного счетов.

34) Учетная политика организации (УПО) представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостные измерения, группировка итогов, обобщение фактов). В учетной политике организации утверждаются: 1) план счетов; 2) нетиповые формы первичной документации (если такие имеются); 3) порядок проведения инвентаризации; 4) методы оценки активов и обязательств; 5) правила документооборота; 6) технология обработки информации; 7) порядок контроля за хозяйственными операциями. Основными требованиями учетной политикиявляются: 1) полнота отражения фактов; 2) осмотрительность при приобретениях и вложениях; 3) приоритет содержания над формой; 4) непротиворечивость синтетических и аналитических учетов; 5) рациональность ведения бухгалтерского учета. Оперативное планирование на предприятии. Оперативное финансовое планирование в отличие от составления финансового плана включает в себя разработку и составление двух документов: 1) платежного календаря; 2) кассовый план предприятия. Платежный календарь позволяет сопоставить доходы и расходы за определенный период времени (на месяц, на декаду, на пять дней, в отличие от финансового плана, который составляется на год с разбивкой по кварталам). Основой для составления платежного календаря являются: 1) данные баланса доходов и расходов предприятия; 2) плановые данные по производству и реализации продукции; 3) планы материально-технического снабжения; 4) планы размещения заемных средств и обязательств. Платежный календарь состоит из двух разделов: 1) валовые доходы и поступления денежных средств; 2) валовые расходы и отчисления средств. В доходной части платежного календаря основным источником является выручка от реализации продукции (размер выручки определяется исходя из графика отгрузки продукции и сданных работ). Доходы включают поступления от арендной платы и получение кредитов банка. В расходной части отражаются все виды платежей, предусмотренных на платежный период. Это платежи поставщикам в соответствии с заключенными договорами и все расходы, связанные с оплатой труда исходя из предусмотренного фонда заработной платы, планового, но с корректировкой на процент выполнения производственной программы. Кассовый план предприятия может составляться на месяц и на более короткие сроки. В нем отражаются источники поступления средств в кассу предприятия и расходы и выплаты денежных средств из кассы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: