double arrow

Списание материально-производственных запасов


Материалы могут быть списаны так:

 Д 20,23,25,26,29,28,91,44 К 10

При этом согласно ПБУ 5/01 и «Методических указаний» при списании можно использовать один из вариантов оценки:

1) по средней себестоимости;

2) по себестоимости каждой единицы;

3) метод ЛИФО;

4) метод ФИФО.

Метод оценки по стоимости единицы запасов

Данным способом следует оценивать наиболее ценные материалы. Это могут быть драгоценные камни и металлы, помимо этого этот способ могут использовать для оценки запасов, которые не могут заменять друг друга. Пример.

Организация купила в отчетном периоде 50 единиц товара по цене 5100 руб. за единицу, 40 единиц этого товара по цене 4500 руб. за единицу, 80 единиц по цене 5500 руб., 100 единиц по цене 5200 руб., 60 единиц по цене 5300 руб. Кроме того, были остатки на складе - 120 единиц по стоимости 5000 руб. за единицу. Продали покупателям 300 единиц товара на сумму 1553000 руб. При определении размера расходов при реализации покупных товаров по этому методу оценки каждая из отпущенных единиц запаса списывается по той стоимости, по которой она была приобретена.

Остаток товара на складе на конец отчетного периода составил 120 единиц. В отчетном периоде из 300 единиц, отпущенных покупателям, было:




- 40 единиц из остатка товаров на складе на начало отчетного периода;

- 25 единиц из первой партии;

- 25 единиц из второй партии;

- 50 единиц из третьей партии;

- 100 единиц из четвертой партии;

- 60 единиц из пятой партии.

Тогда отпущенные товары будут отражаться в учете в сумме 1553000 руб. ((40*5000) + (25*5100) + (25*4500) + (50*5500) + (100*5200) + (60*5300)). Остаток товаров на конец отчетного периода будет отражаться в учете в сумме 760000 руб. ((50-25) * 5100 + (40-25) * 4500 + (80-50) * 5500 + (120-40)*5000).

Метод оценки по средней себестоимости

Применяя данный способ, бухгалтер, сразу определяет среднюю себестоимость материалов. При списании ценностей необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов по формуле:

                                          Стоимость остатка

                                       материалов на начало

                                         отчетного периода

                                                         +

                                       Стоимость материалов,

                                              поступивших в

                                            отчетном периоде

Средняя стоимость = --------------------------------------------,                                            (5)

                                       Количество материалов

                                   на начало отчетного периода

                                                         +

                                       Количество материалов,



                              поступивших в отчетном периоде

Рассмотрим тот же пример:

1)   Общая стоимость товаров за отчетный период:

2313000руб. = (120 * 5000) + (50 * 5100) + (40 * 4500) + (80 * 5500) + (100 * 5200) + (60 * 5300);

2)   общее количество товаров: 330 единиц = (120+50+40+80+100+60);

3) средняя стоимость одной единицы: 5140 руб. = (2313000 руб./330 единиц);

4) стоимость товаров, отпущенных покупателям: 1542000 руб. = (5140 руб.* 300 единиц);

5) стоимость остатка товаров на конец отчетного периода: 771000 руб. = (150 единиц*5140 руб.).

Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО)

Применяя данный метод, бухгалтер должен соблюдать такое правило: Сначала списываются материалы по себестоимости первой закупленной партии, затем по себестоимости второй и т.д., а в конце месяца все запасы должны быть оценены по себестоимости последней партии купленной в этом периоде.

Применительно к примеру, это будет выглядеть следующим образом: Реализованные 300 единиц продукции будут списываться по себестоимости партий в таком порядке:

1) сначала 120 единиц остатка товара на сумму 600000 руб. (5000 руб.* 120
единиц);

2) затем 50 единиц товара оценивается по стоимости первой поступившей
партии товара на сумму 255000 руб. (5100 руб.* 50 единиц);



3) далее 40 единиц товара оцениваются по стоимости 2-ой поступившей
партии - сумма списания составит 18000 руб. (4500 руб.*40 единиц).

4) 80 единиц продукции по стоимости третьей парии на сумму 440000
руб.(5500руб.*80)

5) остальные 10 единиц (300-120-50-40-80) списываются по стоимости
четвертой партии на сумму 52000 руб. (5200 руб. *10 единиц).

Всего за отчетный период было списано 300 единиц товара на общую сумму 1527000 руб. (600000 руб. + 255000 руб. + 180000 руб. + 440000 руб. + 52000 руб.).

На конец отчетного периода стоимость остатка товара на складе составит 786000 руб. (2313000 - 1527000).

Метод скользящей оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)

Если предприятие применяет этот способ, то бухгалтер сразу списывает материалы по себестоимости последней покупки и т.д., а в конце месяца все запасы оцениваются по себестоимости тех, что приобретены ранее.

Рассмотрим способ на том же примере. Списание реализованных 300 единиц продукции будет происходить следующим образом:

1) Сначала будет списано 60 единиц продукции по стоимости последней
партии на сумму 318000 (5300руб. * 60 единиц);

2) Далее 100 единиц на сумму 520000 (5200руб. * 100 единиц);

3) Затем 80 единиц на сумму 440000 руб. (55 00 руб. * 80 единиц);

4) 40 единиц продукции на сумму 180000руб. (4500 руб. * 40 единиц)

5) и оставшиеся 20 единиц продукции (300 – 60 –100 – 80 - 40) на сумму 102000 руб. (5100 руб. * 20 единиц)

Таким образом, себестоимость реализованной продукции в количестве 300 единиц равна 1560000руб. (318000 + 520000 + 440000 + 180000 + 102000)

Стоимость остатков (150 единиц) на конец месяца равна 753000 руб. (2313000 - 1560000)

Заключение:в целях минимизации налогов самым оптимальным вариантом при списании МПЗ в производство считается метод ЛИФО, этот способ также выгоден в условиях высокого уровня инфляции, т.к. реализуется продукция по самой последней себестоимости, с учетом изменения уровня цен.

Независимо от варианта списания материалов в производство проводка будет единая:







Д 20, 23... K 10, 41

Материалы, предназначенные для основного производства, могут быть использованы на собственные нужды организации(например, на ремонт производственного оборудования или офисного помещения).

Стоимость таких материалов спишите проводкой:

Д 25(26) К 10- списана стоимость материалов, использованных для собственных нужд организации.

При использовании материалов для продажиготовой продукции и товаров сделайте запись:

Д 44 К 10 -списана стоимость материалов, использованных в процессе продажи продукции (товаров).

Продажа материалов

Зачастую у организации накапливаются излишки материалов, которые не используются в процессе производства. Такие материалы могут быть проданы. Выручку от продажи материалов отразите так:

Д 62 К 91-1 -отражена выручка от продажи материалов.

Если материалы облагаются НДС, начислите этот налог проводкой:

Д 91-2 К 68 - "Расчеты по НДС"- начислен НДС с выручки от продажи материалов.

Себестоимость проданных материалов спишите:

Д 91-2 К 10- списана себестоимость проданных материалов.

В конце месяца определите финансовый результат от продажи материалов:

Д 91-9 К 99- отражена прибыль от продажи материалов

или:

Д 99 К 91-9- отражен убыток от продажи материалов.

Передача материалов безвозмездно

Если вы передаете материалы безвозмездно, сделайте в учете запись:

Д 91-2 К 10- списаны материалы, переданные безвозмездно.

После передачи материалов начислите НДС:

Д 91-2 К 68 - "Расчеты по НДС"- начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно.

 

Инвентаризация МПЗ

Инвентаризация- это элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой перерасчет средств в натуральном выражении согласно приказа руководителя. Итоги инвентаризации оформляются протоколом, инвентарной ведомостью. По расхождениям лишь будет сличительная ведомость. Руководитель сам принимает решения по результатам ее.

Статьей 12 закона «О бухгалтерском учете» установлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета, выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета:

- излишки имущества приходятся в соответствии и зачисляются нафинансовые результаты организации:

Д 10 К 91-1- по рыночным ценам;

- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения:

Д 94 К 10 и Д 20,... 44 К 94;

- недостача имущества и его порча сверх норм на виновных лиц:

Д 94 К 10,

Д 73-2 К 94,

 Д 50 (70) К 73-2 (по рыночным ценам);

- если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, то убытки по недостаче имущества списываются на финансовые результаты:

Д 94 К 10,

Д 91-2 К 94;

в силу чрезмерных обстоятельств недостачу имущества на счет 94 не отражают, а сразу списывают на финансовые результаты:

Д 99 К 10 (по фактическим затратам).

 

Отчет о движении МПЗ

Отчет о движении МПЗ составляется ежемесячно на основании карточки складского учета. Карточка открывается на каждое наименование, ведется в натуральном выражении так:

Например, халаты атласные. Вводим информацию:

1) единицы измерения;

2) цена за единицу;

3) обрабатываем счет-фактуру в карточку;

4) обрабатываем накладные по расходу;

5) подводим итого по приходу и расходу;

6) выводим сальдо.

Последних две информации карточки направляем в отчет о движении МПЗ, который включает в себя такие позиции:

1) сальдо по каждому наименованию (сено, солома, гранулы);

2) поступление;

3) выбытие;

4) сальдо на конец месяца.

Отчет составляется в двух единицах измерения:

- в натуральном;

- в стоимостном.

Отчет составляется в двух экземплярах. К нему подшиваются все первичные документы. Отчет кладовщик сдает в бухгалтерию вместе с подшитыми документами. Второй вариант остается у кладовщика.

 







Сейчас читают про: