Порядок учета материалов в пути

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов, к которым относятся материалы, включая малоценный инвентарь и хозяйственные принадлежности, готовую продукцию, товары, а также оборудование, требующее монтажа до его передачи в монтаж (в дальнейшем - запасов), зависит от многих фактов:

1. наличия права собственности на них;

2. их видов;

3. оплачены они или нет;

4. получены они или нет;

5. наличия расчетных документов на полученные запасы;

6. от формы получения - покупки, безвозмездного получения, оприходования возвратных материалов от ликвидации основных средств и т. п.

В практике бывают случаи, когда запасы на конец месяца поступили на склад, но расчетные документы на их оплату от поставщика не получены.

Либо оплаченные запасы отгружены поставщиком, и право собственности на них перешло к организации, ее оплатившей, но запасы на отчетную дату не поступили на склад организации. В первом случае полученные запасы рассматриваются как неотфактурованные поставки, во втором - как запасы, находящиеся в пути. В указанных случаях организация отражает их стоимость в составе собственных запасов, однако для контроля за их окончательной оценкой и оприходованием на складе должны организовать их бухгалтерский учет в специальных регистрах.

В случае оплаты организацией расчетных документов поставщиков до момента оприходования покупаемых запасов они учитываются организацией как материальные ценности в пути.

Стоимость оплаченных счетов поставщиков за не прибывшие на склад материальные ценности, находящиеся в пути, учитывается в бухгалтерии в ведомости учета материалов в пути по следующим показателям:

- дата и номер записи;

- номер и дата счета-фактуры;

- номер документа железнодорожного или водного транспорта;

- станция отправления; наименование поставщика;

- род материала;

- сумма;

- номер склада или приходного ордера;

- дата и номер записи;

- кредит (сумма).

В ведомости, открываемой на год, каждый счет записывается отдельно позиционным способом.

К учету принимаются акцептованные платежные документы, независимо от того, оплачены они банком или нет. В Журнале-ордере №6 платежные документырегистрируются в отчетном месяце в графе «за не прибывший груз» или в графе «акцепт». При поступлении ценностей бухгалтерия получает счет-фактуру и оприходует ценности на склад. Записи будут оформлены в Журнале-ордере №6 такими проводками:

Д 60 К 51 -оплата за прибывший груз;

Д 10 К 60 -оприходованы материалы условно.

Как поступят материалы, последнюю проводку надо отсторнировать.

При приемке материалов может быть расхождение, которые оформляются следующими проводками:

Д 10 К 91-1 -излишки,

Д 76-2    К 60 - либо недостача или порча.

Учет материалов по неотфактурованным поставкам

Неотфактурованные поставки - это такие поставки, по которым МПЗ поступили, но без платежного документа (есть счет-фактура, но нет платежного поручения). Запасы, поступившие на склад без расчетных документов поставщиков (неотфактурованные поставки), оформляются актом о приемке материалов типовой форме N-7 как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика.

Акт в двух экземплярах составляет приемная комиссия (в составе, установленном приказом по организации, с обязательным участием материально ответственного лица и, как правило, представителя незаинтересованной организации, например, аудиторской или профсоюза). В приемном акте делается запись "Неотфактурованные поставки" и производится оценка полученных запасов по учетным ценам. Эту величину записывают в Журнале-ордере №6.

К оплате в этом месяце эти поставки не подлежат, так как платежные документы отсутствуют. По мере поступления документов (поручения), оплачивают банком, и эта запись в Журнале-ордере №6 отразиться в графе «акцепт», а ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется. При этом основные проводки будут такие:

1) Д 10 К 60 - отражены неотфактурованным поставки по учетным ценам;

2)   при получении расчетных документов проводка:

Д 10 К 60 -сторнирована стоимость ранее принятых на учет материалов;

3)   по расчетным документам оформите проводки:

Д 10 К 60 - отражена стоимость запасов согласно счету-фактуре;

Д 19 К 60 -отражен НДС согласно счету-фактуре.

 Д 60 К 51 -перечислены денежные средства поставщику

Д 68 К 19 -взаимозачет с бюджетом.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое производственные запасы?

2. Назовите основные задачи учета материалов.

3. Какие субсчета имеет 10 счет «Материалы»? Каковы особенности учета на каждом субсчете?

4. Что включается в фактическую себестоимость материалов при покупке?

5. Отразите схему записей по счету.

6. Что относят к транспортно-заготовительным расходам?

7. Как могут учитываться транспортно-заготовительные расходы? Охарактеризуйте каждый счет.

8. Какие способы списания материалов вы знаете? В чем суть каждого метода? Когда применяется каждый из методов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: