Типовые операции по учету недостач

А- и П-

К четвертому типу балансовых изменений приводят такие хозяйственные операции, в следствии которого сумма одной статьи баланса уменьшается и уменьшаются статьи пассива на эту же сумму.

Пример: с р/м погашена задолженность предприятия по платежам бюджета на сумму 50000 руб.

5. Принцип равенства актива баланса (имущества и пассива баланса обязательств) лежит в основе методики бух. учета и называется основным бух. уравнением. А=П

 

№4. Изложите сущность инвентаризации и особенности порядка проведения и отражения ее результата.

Инвентаризация – способ выявления фактического состояния хозяйственных средств и их источников образования на предприятии с учетом сравнения с данными бухгалтерии.

Виды инвентаризации:

- полные;

- частичные;

- плановые и внеплановые.

Плановые обязательно проводятся на предприятии, например, ежегодно инвентаризуются все хозяйственные средства предприятия перед составлением бух. отчетности, чтобы выявить их фактическое состояние, а также ежеквартально инвентаризует денежные средства в кассе.

Внеплановые проводятся по распоряжению руководителя предприятия, хозяйственного суда, и выше стоящих органов.

Полная инвентаризация означает что инвентаризуются все ценности, все имущественные права, расчеты, обязательства и источники.

Частичные – означает что инвентаризуются отдельные места хранения (склады).

Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов в учете.

На предприятии должна действовать инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителя. Когда определяется место проведения инвентаризации материально – ответственного лица берут расписку, о том, что все документы сданы в бухгалтерию и все ценности предъявлены для осмотра. Затем комиссия в присутствии МОТ пересчитывает и взвешивает ценности и их фактическое наличие в инвентаризационную опись. МОТ не допускается к составлению описи при пересчете ценностей. После составления описи МОТ дает расписку, о том, что все ценности проверены в его присутствии, и претензий к комиссии у него нет. После составления описи, бухгалтер сверяет фактическое наличие ценностей с учетными данными в бухгалтерии. Если по ценностям имеются расхождения их записывают в сличительную ведомость. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость), расписки МОТ вместе м предложениями и выводами инвентаризационной комиссии передаются руководителю, который принимает решение о списании излишков и недостач о взыскании с МОТ и т.д. После этого бухгалтер отражает результаты инвентаризации в учете.

Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете регламентирования в законе «О бух. учете и отчетности».

Излишки должны приходоваться на увеличении прибыли предприятия, т.е. Д10 К94. Недостачи ценностей должны отражаться на счет 94 «Недостачи, потери от порчи МЦ» - активный, калькуляционный. Недостачи в пределах норм естественной убыли списываются за счет издержек производства или обращения (бой, порча, испарения). Недостача сверх норм естественной убыли относят на МОТ. Если виновник недостачи не установлен или судом отказано в иске недостачи списывают за счет чистой прибыли предприятия (84,92 – за счет чистой прибыли).

Согласно законодательству РБ (закон об НДС) суммы недостач относятся к операциям реализации и облагаются налогом на добавленную стоимость по стандартной ставке. Согласно законод-ву «О законе о бух. учете и отчетности» предприятие имеет право взыскать с виновных лиц рыночную стоимость недастоющих ценностей.

В этом случае разница между балансовой и рыночной стоимости недостачи относятся на доходы будущих периодов, т.е на прибыль (счет 98 – пассивный, собирательно – распределительный).

Д73 К98 – разница между балансовой и рыночной стоимости отнесена на виновное лицо.

Д73 К68 – начислен НДС к уплате в бюджет от суммы разницы.

Д70 К73 – возмещение недостачи, и параллельно делается проводка на списание доходов будущих периодов Д98 К92, Д92 К99.

Типовые операции по учету недостач

Д10 К92 – выявлены излишки производственных запасов при инвентаризации: на складах,

- в цехах Д10, К20,23,25 (инвентаризационная опись, сличительная ведомость)

Д94 К10 – выявлены недостачи материально- производственных запасов. (-//-)

Д20,23,25 К94 – недостачи в пределах норм естественной убыли списаны на издержки производства (-//-)

Д20-25 К10 – списаны недостачи МПЗ в пределах норм естественной убыли (-//-)

Д73/2 К94 – недостачи сверх норм естественной убыли списаны на виновное лицо (протокол комиссии, сличительная ведомость)

Д73 К98 – недостача отнесена на виновное лицо по рыночной стоимости: добавление суммы, разницы между рыночной стоимостью на расчеты с персоналом по возмещению ущерба. (расчет бухгалтера).

Д70 К73/2 – удержание у виновных лиц, суммы недостачи из з/п (протокол, расчет бухгалтера, ПКО)

Д50 К73/2 – удержание у виновных лиц суммы недостачи путем взноса наличными и денежными средствами(-//-).

Д98 К92 – закрытие счета 98 – равномерное списание пропорциональным удержанным суммам или суммам погашения наличными денежными средствами (расчет бухгалтера).

Д94 К68 – начисление НДС на сумму недостачи (НДС = сумма недостачи/100 *20) (-//-).

Д84,92 К94 – при отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании с них недостачи списываются за счет прибыли предприятия. (-//-).

Д92 К94 – таким же образом списываются недостачи от стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий, но за счет налогооблагаемой прибыли (расчет бухгалтера).

 

№5. Изложите порядок документального оформления и учета поступления ОС.

ОС – это средство труда в течении длительного времени переносящее свою стоимость на ново созданный продукт, путем начисления амортизации.

Единица учета ОС – это отдельный инвентарный объект.

Отдельный инвентарный объект – это устройство, предмет или комплекс предметов, выполняющий вместе 1-у функцию. Каждому объекту на предприятии присваивается инвентарный номер.

Для учета движения ОС применяют документы типовых форм:

Акт о приемке-передаче объектов ОС (ф. №ОС1, №ОС -1а) применяется для оформления приемки в эксплуатацию отдельных объектов ОС и их отражения в учете. Этот акт составляется на каждый объект ОФ, на приемку нескольких объектов ОФ составляется акт №ОС1а - в случае, если поступает хоз. инвентарь, инструменты, оснастка и т.д. Если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. К акту ОС1 или ОС1а прилагается техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и другое), которые затем передаются МОТ по месту эксплуатации объекта. Акт (ОС1, ОС1а) составляется в 1 экземпляре, передается со всей технической документацией в бухгалтерию, подписывается гл. бухгалтером и утвержденным руководителем организации.

Накладная на внутреннее перемещение ОС2 составляется в 2 экземплярах работником цеха или отдела сдатчика. 1-й экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию; второй – цеху сдатчику.

Акт приемки сдачи отремонтированных, модернизированных объектов ОС3 применяется для оформления приемки в ремонт и на модернизацию, достройки, дооборудовании объекта и сдачи в эксплуатацию после достройки, модернизации оборудования.

Акт на списание ОС (№ОС4) применяется для оформления списания объектов в следствии износа или ветхости, 2 экземпляра.

Акт о списании ОС (№ОС4а) применяется для списания грузовых или легковых автомобилей, полуприцепов (2 экземпляра).

Акт на списание групп объектов ОС (ОС4б) применяется для списания инвентаря, хоз. принадлежности, спец. Одежды, оснастки, если эти группы эксплуатации в одинаковое время по одинаковой стоимости и однотипны.

Для аналитического учета ОС применяется инвентарная карточка учетаОС (№ОС6). Карточки ведут в бухгалтерии, заполняют в одном экземпляре. Открывается карточка на основании акт о приемке (ОС1) технических и др. документаций. На протяжении всего срока эксплуатации объекта в карточку делают записи о ремонтах объекта, модернизации, перемещениях, о суммах начисления амортизаций, о переоценках и т.д. Последняя запись о списании объекта (о выбытии).

Аналитический учет группы объектов ОС ведут в карточках группового учета ОС6а. На предприятии, где не большое количество ОС в место карточки ведут инвентаризационную книгу учета объекта ОС6б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow