Система нормативного регулирования бух учёта в России - совокупность нормативных актов, которые определяют правила организации и ведения бухгалтерского учёта.
Первый уровень документов- законодательные акты, регулирующие бух учёт: кодексы, закон о бух учёте, ряд указов президента и т. д.
Второй уровень - положение по ведению бух учёта (ПБУ). Определяется документами, которые чисто определяют правила ведения учёта, относительно конкретных объектов учёта (учёт основных средств)
Третий уровень- методические указания, рекомендации и инструкции министерств и ведомств относительно ведения бух учёта.
Четвёртый уровень- документы, приказы самого предприятия. Среди документов этого уровня следует выделить приказ «об учётной политике организации», который составляется на основании документов второго уровня ПБУ учётная политика организации.
В настоящее время процесс реформирования бух учёта происходит на основании введения в практику национальных стандартов России правил международных стандартов.
1973 в Лондоне был образован комитет по международным стандартам финансовой отчётности. Этим комитетом были разработаны международные стандарты финансовой отчётности (МСФО)
17.09.12
Предмет, объекты и принципы бухгалтерского учёта (3 и 4 тема)
Предмет и метод бух учёта
Объекты бух учёта
Принципы и допущения бухгалтерского учёта
Понятие бух учёта сформулировано в федеральном законе №402 от 06.11.11года «О бухгалтерском учёте». Данный закон начинает действовать с 1 января 2013 года. Бух учёт, согласно данному закону есть формирование документированной, систематизированной информации об объектах учёта и составления на её основе бухгалтерской финансовой отчётности.
Предметом бухгалтерского учёта является информационная система отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заёмные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.
Главным в информационной системе учёта является учёт:
1. Имущества
2. Обязательств
3. Хозяйственных операций
Федеральный закон о бухгалтерском учёте, действующий в настоящий период, даёт следующие определения бух учёта:
Бух учёт- упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации в денежном выражении, путём сплошного непрерывного и документального оформления информации.
Метод бухгалтерского учёта
Метод бухгалтерского учёта -совокупность способов и приёмов ведения бух учёта.
Элементы метода бух учёта:
1. Документирование - это создание документа с использованием различных методов, способов и средств фиксирования информации на материальном носителе.
2. Инвентаризация- это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.
3. Счета- это специальный способ группировки, текущего отражения и контроля изменений отдельных однородных объектов бухгалтерского учета.
4. Двойная запись- способ ведения бухучёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается по крайней мере на двух счетах, обеспечивая общий баланс.
5. Оценка- это денежное выражение стоимости объекта в бухгалтерском учете, т. е. та сумма, в которой объект признается в учете и отчетности.
6. Калькуляция- результат исчисления в денежной форме стоимости отдельных объектов бухгалтерского учета и одновременно способ их оценки.
7. Баланс- это свод конечных сальдо всех счетов.
8. Отчётность- это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за определенный период.
Объекты бухгалтерского учёта
К объектам бух учёта относят:
1. Имущество организации
2. Источники формирования имущества
3. Обязательства организации
4. Хозяйственные операции
Имущество организации (по составу и функциональной роли):
1. Необоротные активы
2. Оборотные активы
Разделение на внеоборотные и оборотные активы происходит вследствие того, что разные элементы имущества по- разному участвуют в обороте. Одни используются длительный промежуток времени и постепенно переносят свою стоимость на стоимость готового продукта. Другие участвуют лишь в одном обороте и в течение этого оборота, переносят полностью свою стоимость на стоимость готового продукта.
К необоротным активам относят:
1. Основные средства (Земельные участки и объекты природопользования, здания, машины, оборудование и другие основные средства)
2. Нематериальные активы (Права на объекты интеллектуальной (промышленной) cобственности: Патенты, лицензии, товарные знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы, организационные расходы, деловая репутация организации)
3. Доходные вложения в материальные ценности (Имущество для передачи в лизинг, имущество, предоставляемое по договору проката)
4. Капитальные вложения (незавершённое строительство)
5. Долгосрочные финансовые вложения (Инвестиции в дочерние общества, инвестиции в зависимые общества, инвестиции в другие организации, займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев, прочие долгосрочные финансовые вложения)
Оборотные активы включают в себя:
1. Материальные оборотные активы (материалы, сырьё, готовая продукция, расходы будущих периодов)
2. Денежные средства
3. Краткосрочные финансовые вложения
4. Средства в расчётах (различные виды дебиторской задолженности)