Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”

 

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

                                     Ход игрового упражнения.

    Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

 

 а) с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; -УШК; -ЮШК - ЕЖК -.

 

Логопед: Ребенок:                 Логопед: Ребенок:

 Камни –  камешки.                Бумага –     бумажка.

 Окно –      окошко.                  Деньги –  денежки.

 Перо –      перышко.                Серьги –  сережки

Дно –   донышко.                 Поле –   полюшко.

Зима –      зимушка.                  Горе –    горюшко.

 

б) с суффиксом  - К -.

 

Петля – петелька.                       Туфель – туфелька.

Капля – капелька.                       Неделя – неделька.

Вафля – вафелька.                       Сабля – сабелька.

Цапля – цапелька.                       Песня – песенка.

Лестница – лесенка.                    Сосна – сосенка.

Ведро – ведерко.

 

в) с суффиксом – Ц -.

 Письмо – письмецо.                   Пальто – пальтецо.

Дерево – деревце.                        Масло – маслице.

Окно – оконце.                             Болото – болотце.

Полено – поленце.                       Колено – коленце (движение в пляске).

 

г) с суффиксом – ОНЬК -;  -ЕНЬК.

Лиса – лисонька                             Дядя – дяденька

Киса – кисонька                                Тетя – тетенька

                 Упражнение «ДОБАВЬ ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ».  

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

                                       Ход игрового упражнения.

 

    Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, говорит последний слог, затем называет слово полностью.

 

Логопед        Ребенок:                Логопед        Ребенок:

 

а) Малыш-       малышка            б) Веран             веранда 

  Калит-     калитка                   коман  ДА   команда 

  Улит             улитка                    секун              секунда   

  Выдум-    выдумка                 награ              награда

   Ушан-         ушанка                          

     Коляс-          коляска

 Короб-          коробка               в) подру             подруга  

     Селед-        селедка                    отва                отвага

  Опуш- КА опушка                    шерен   ГА   шеренга

    Баран-     баранка                    кольчу            кольчуга

    Запис-     записка                    бедня              бедняга

 Бабоч-       бабочка

    Загад-        загадка

     Зелен-          зеленка

    Сосед-       соседка

 Косын-         косынка

 

(Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия).       

 

Упражнение «НАЗОВИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных  множественного числа именительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

 

  А) с окончанием – И.

Логопед:                    Ребенок:          Логопед:             Ребенок:

Воробей         -             воробьи             соловей    -   соловьи

Порошок        -          порошки           коробок   -    коробки 

Кабачок          -         кабачки                  василек    -    васильки    

Пузырек          -        пузырьки          муравей   -    муравьи

Бублик                 -         бублики            каблук      -    каблуки.

 

      Б) с окончанием – Ы.

Дельфин       -              дельфины         балкон       -   балконы

Вокзал          -           вокзалы             компас      -    компасы

Колодец        -           колодцы            альбом      -   альбомы

Комната        -           комнаты            магнит      -    магниты

Солдат           -          солдаты             павлин     -    павлины

 

    В) с окончаниями  - А; - Я.

Мастер         -            мастера           полено       -    поленья

Облако         -             облака            колос          -    колосья

Доктор          -           доктора           дерево        -   деревья

Зеркало         -           зеркала  

 

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

 

 

                            Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.

2.Учить составлять предложение по сюжетной картинке.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.

 

                               Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: «У кого такой детеныш?». Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.

 

                                                        Ребенок:

 

У зайчихи зайчата.

 У волчицы волчата.

                                             У белки бельчата.

У тигрицы тигрята.

                                             У орлицы орлята.

                                             У галки галчата.

                                             У козы козлята.

У наседки цыплята.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: