Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; -УШК; -ЮШК - ЕЖК -.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Камни – камешки. Бумага – бумажка.
Окно – окошко. Деньги – денежки.
Перо – перышко. Серьги – сережки
Дно – донышко. Поле – полюшко.
Зима – зимушка. Горе – горюшко.
б) с суффиксом - К -.
Петля – петелька. Туфель – туфелька.
Капля – капелька. Неделя – неделька.
Вафля – вафелька. Сабля – сабелька.
|
|
Цапля – цапелька. Песня – песенка.
Лестница – лесенка. Сосна – сосенка.
Ведро – ведерко.
в) с суффиксом – Ц -.
Письмо – письмецо. Пальто – пальтецо.
Дерево – деревце. Масло – маслице.
Окно – оконце. Болото – болотце.
Полено – поленце. Колено – коленце (движение в пляске).
г) с суффиксом – ОНЬК -; -ЕНЬК.
Лиса – лисонька Дядя – дяденька
Киса – кисонька Тетя – тетенька
Упражнение «ДОБАВЬ ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, говорит последний слог, затем называет слово полностью.
Логопед Ребенок: Логопед Ребенок:
а) Малыш- малышка б) Веран веранда
Калит- калитка коман ДА команда
Улит улитка секун секунда
Выдум- выдумка награ награда
Ушан- ушанка
Коляс- коляска
Короб- коробка в) подру подруга
|
|
Селед- селедка отва отвага
Опуш- КА опушка шерен ГА шеренга
Баран- баранка кольчу кольчуга
Запис- записка бедня бедняга
Бабоч- бабочка
Загад- загадка
Зелен- зеленка
Сосед- соседка
Косын- косынка
(Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия).
Упражнение «НАЗОВИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
А) с окончанием – И.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Воробей - воробьи соловей - соловьи
Порошок - порошки коробок - коробки
Кабачок - кабачки василек - васильки
Пузырек - пузырьки муравей - муравьи
Бублик - бублики каблук - каблуки.
Б) с окончанием – Ы.
Дельфин - дельфины балкон - балконы
Вокзал - вокзалы компас - компасы
Колодец - колодцы альбом - альбомы
Комната - комнаты магнит - магниты
Солдат - солдаты павлин - павлины
В) с окончаниями - А; - Я.
Мастер - мастера полено - поленья
Облако - облака колос - колосья
Доктор - доктора дерево - деревья
Зеркало - зеркала
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2.Учить составлять предложение по сюжетной картинке.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: «У кого такой детеныш?». Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.
Ребенок:
У зайчихи зайчата.
У волчицы волчата.
У белки бельчата.
У тигрицы тигрята.
У орлицы орлята.
У галки галчата.
У козы козлята.
У наседки цыплята.