* Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
* Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
* Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
* Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
* Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
* Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
* Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
* Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
* Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
* Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
* Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
* Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Познавательное развитие: К концу года дети могут
* Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.
* Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
* С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка).
* Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе).
* Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
* Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).
Речевое развитие: К концу года дети могут
* Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
* Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
* Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
* Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
* Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
* Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
* Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).