Т. В. Пойдина
Методические указания по выполнению
Самостоятельной работы по дисциплине
«История искусств»
для студентов дневной формы обучения
по направлению подготовки 270100 «Архитектура»;
Дизайн архитектурной среды
Изд-во АлтГТУ
Барнаул 2012
ББК
Пойдина, Т.В.Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «История искусств» (для студентов дневной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды») / Т.В. Пойдина; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – с.23.
Определено значение самостоятельной работы в изучении дисциплины «История искусств», подробно характеризуются основные требования к содержанию и порядку выполнения видов самостоятельной работы, приводится тематика заданий и список литературы, необходимой при выполнении самостоятельной работы.
Рекомендованы студентам дневной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды»
|
|
Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры
теории и истории архитектуры.
Протокол № от.11.2012 г.
Содержание
Пояснительная записка 4
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 5
2. Тематика заданий контролируемой самостоятельной работы и
методические указания по выполнению 6
3. Самостоятельная работа в форме написания эссе 12
3.1 Методические рекомендации по написанию эссе 12
3.2 Примерный план эссе (анализ художественного произведения) 14
4. Самостоятельная работа в форме написания реферата 15
4.1 Требования к структуре и содержанию реферата 15
4.2 Рекомендуемые темы рефератов 17
5. Самостоятельная работа в форме подготовки презентации 18
Список используемой литературы 19
Пояснительная записка
Дисциплина «История искусств» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть (общепрофессиональная часть). Модуль: История и теория» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды». Дисциплина нацелена на процесс познания мира через искусство, как отражение культуры человеческого общества и его эстетических представлений, с помощью конкретных художественных образов.
|
|
В процессе изучения курса «История искусств» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям.
Важнейшими задачами самостоятельной работы являются:
– овладение опытом работы с учебно-методическими, научными, документальными, справочными;
– формирование умения находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко-художественные сведения, вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.
В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «История искусств» студент должен знать:
– сущность феномена искусства и основные эстетические категории;
– знать классификацию видов искусств, периодизацию истории искусства, тенденции развития современного мирового искусства;
– направления и теории в истории искусств, школы современного искусства; памятники мирового и отечественного искусства;
Уметь:
– сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть ведущих представителей;
– находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко- художественные сведения; понимать связи между историческими, историко-культурными процессами и современностью;
– анализировать произведения искусства; вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.
Владеть:
– навыками выявления художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров;
– навыками художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений, выявления основополагающих принципов синтеза искусств.
Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
Тематика заданий для самостоятельной по дисциплине «История искусств» разработана в соответствии с образовательным стандартом и учебной программой для студентов очной формы обучения по направлению подготовки270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды».
Самостоятельная работа, а также защита рефератов строятся как система с постепенно усложняющимися заданиями и направлены на создание поискового и информационного поля. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства. Отсюда стержневым вопросом в формировании дизайнерского мышления становится понимание средового творчества как новой формы синтеза искусств. При анализе произведений искусства различных исторических эпох особое внимание уделяется проблеме синтеза искусств, вопросы, связанные с изучением взаимодействия монументально-декоративного искусства с архитектурой предполагают углубленную самостоятельную подготовку по аналитической работе с текстами, изучению памятников, подготовку презентационных материалов, виртуальной экскурсии. Поэтому особая роль отводится изучению образцов архитектурно-пространственного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства, анализу художественных поисков использования монументально-декоративных композиций в дизайне среды и тенденций их развития. Выполняя учебные задания, следует изучить варианты декоративной стенописи (развитие архитектурной структуры, выявление формы, эстетическое обогащение пространства). На этой основе разработаны комплекты учебных и практических заданий проблемного характера для закрепления теоретических знаний и овладения рядом умений и навыков.
|
|
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «История искусств» включает в себя:
– углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
– работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
– знакомство с широким кругом памятников искусства;
– освоение наглядных материалов; подготовку презентации;
– подготовку к двум текущим и промежуточной аттестациям;
– аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование);
– подготовку и написание рефератов, докладов, глоссария.
Самостоятельная работа по курсу «История искусств» обеспечивает:
– закрепление теоретических знаний и накопление навыков художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений;
– формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений и умения оценивать явления художественной культуры; овладение навыками общения в процессе восприятия и изучения явлений художественной культуры;
– осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
– аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам искусства; выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты).
Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как с рекомендованной, так и с найденной самостоятельно);
2. Выявление художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров; просмотр репродукций и освоение наглядных материалов; подготовку презентации.
|
|
3. Усвоение основных положений рассматриваемых методологических концепций искусствоведения, понимание сущности феномена искусства и основных эстетических категорий;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного;
6. Использование при самостоятельной подготовке аудиовизуальных и компьютерных средств обучения, медиаэнциклопедий.
При анализе конкретных произведений изобразительного искусства следует обратить внимание на неповторимое воплощение одной и той же темы разными авторами, в разных видах искусства; на многообразие воплощения одних и тех же литературных образов средствами других искусств. Полезными являются задания поискового характера: сбор материалов, иллюстрирующих одну из изучаемых проблем (живопись на мифологические сюжеты и т. п.). Важным является освоение элементов библиографической работы.
Самостоятельная работа включает изучение постоянной экспозиции Государственного художественного музея Алтайского края, знакомство с экспозициями художественных галерей и выставочных залов. Цель практических заданий в рамках самостоятельной работы по курсу «История искусств» состоит в приобщении студентов к овладению навыками приемов описания и атрибуции художественного произведения, что способствует формированию профессиональных компетенций, а именно способности использовать воображение, мыслить творчески, демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус.