Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы

Т. В. Пойдина

 

 

Методические указания по выполнению

Самостоятельной работы по дисциплине

«История искусств»

для студентов дневной формы обучения

по направлению подготовки 270100 «Архитектура»;

Дизайн архитектурной среды

 

 

 

 

 

 

 

 Изд-во АлтГТУ

Барнаул 2012


 

 

ББК

       Пойдина, Т.В.Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «История искусств» (для студентов дневной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды») / Т.В. Пойдина; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – с.23.

    Определено значение самостоятельной работы в изучении дисциплины «История искусств», подробно характеризуются основные требования к содержанию и порядку выполнения видов самостоятельной работы, приводится тематика заданий  и список литературы, необходимой при выполнении самостоятельной работы.

    Рекомендованы студентам дневной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды»

 

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

теории и истории архитектуры.

Протокол № от.11.2012 г.


Содержание

        Пояснительная записка                                                                              4

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 5

2. Тематика заданий контролируемой самостоятельной работы и  

        методические указания по выполнению                                                      6

3. Самостоятельная работа в форме написания эссе                                 12

3.1 Методические рекомендации по написанию эссе                                    12

3.2 Примерный план эссе (анализ художественного произведения)            14

4.    Самостоятельная работа в форме написания реферата                          15

4.1 Требования к структуре и содержанию реферата                                           15

4.2  Рекомендуемые темы рефератов                                                               17

5. Самостоятельная работа в форме подготовки презентации                        18

      Список используемой литературы                                                                 19

 





Пояснительная записка

           Дисциплина «История искусств» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть (общепрофессиональная часть). Модуль: История и теория» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды». Дисциплина нацелена на процесс познания мира через искусство, как отражение культуры человеческого общества и его эстетических представлений, с помощью конкретных художественных образов.

    В процессе изучения курса «История искусств» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям.

    Важнейшими задачами самостоятельной работы являются:

          – овладение опытом работы с учебно-методическими, научными, документальными, справочными;

          – формирование умения находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко-художественные сведения, вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.

    В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «История  искусств» студент должен знать:

   – сущность феномена искусства и основные эстетические категории;

   – знать классификацию видов искусств, периодизацию истории искусства, тенденции развития современного мирового искусства;

  – направления и теории в истории искусств, школы современного искусства; памятники мирового и отечественного искусства;

   Уметь:

   – сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть ведущих представителей;        

   – находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко- художественные сведения; понимать связи между историческими, историко-культурными процессами и современностью;

    – анализировать произведения искусства; вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.

Владеть:

    – навыками выявления художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров;

    – навыками художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений, выявления основополагающих принципов синтеза искусств.

Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы

    Тематика заданий для самостоятельной по дисциплине «История искусств» разработана в соответствии с образовательным стандартом и учебной программой для студентов очной формы обучения по направлению подготовки270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды».

 Самостоятельная работа, а также защита рефератов строятся как система с постепенно усложняющимися заданиями и направлены на создание поискового и информационного поля. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства. Отсюда стержневым вопросом в формировании дизайнерского мышления становится понимание средового творчества как новой формы синтеза искусств. При анализе произведений искусства различных исторических эпох особое внимание уделяется проблеме синтеза искусств, вопросы, связанные с изучением взаимодействия монументально-декоративного искусства с архитектурой предполагают углубленную самостоятельную подготовку по аналитической работе с текстами, изучению памятников, подготовку презентационных материалов, виртуальной экскурсии. Поэтому особая роль отводится изучению образцов архитектурно-пространственного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства, анализу художественных поисков использования монументально-декоративных композиций в дизайне среды и тенденций их развития. Выполняя учебные задания, следует изучить варианты декоративной стенописи (развитие архитектурной структуры, выявление формы, эстетическое обогащение пространства). На этой основе разработаны комплекты учебных и практических заданий проблемного характера для закрепления теоретических знаний и овладения рядом умений и навыков.      

    Самостоятельная работа студентов по дисциплине «История искусств» включает в себя:

  – углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;

  – работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;

  – знакомство с широким кругом памятников искусства;

  – освоение наглядных материалов; подготовку презентации;

  – подготовку к двум текущим и промежуточной аттестациям;

  – аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование);

  – подготовку и написание рефератов, докладов, глоссария.

Самостоятельная работа по курсу «История искусств» обеспечивает:

    – закрепление теоретических знаний и накопление навыков художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений;

   – формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений и умения оценивать явления художественной культуры; овладение навыками общения в процессе восприятия и изучения явлений художественной культуры;

    – осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

    – аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам искусства; выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты).

    Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:

1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как с рекомендованной, так и с найденной самостоятельно);

2. Выявление художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров; просмотр репродукций и освоение наглядных материалов; подготовку презентации.

3. Усвоение основных положений рассматриваемых методологических концепций искусствоведения, понимание сущности феномена искусства и основных эстетических категорий;

4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного;

6. Использование при самостоятельной подготовке аудиовизуальных и компьютерных средств обучения, медиаэнциклопедий.

    При анализе конкретных произведений изобразительного искусства следует обратить внимание на неповторимое воплощение одной и той же темы разными авторами, в разных видах искусства; на многообразие воплощения одних и тех же литературных образов средствами других искусств. Полезными являются задания поискового характера: сбор материалов, иллюстрирующих одну из изучаемых проблем (живопись на мифологические сюжеты и т. п.). Важным является освоение элементов библиографической работы.

    Самостоятельная работа включает изучение постоянной экспозиции Государственного художественного музея Алтайского края, знакомство с экспозициями художественных галерей и выставочных залов. Цель практических заданий в рамках самостоятельной работы по курсу «История искусств» состоит в приобщении студентов к овладению навыками приемов описания и атрибуции художественного произведения, что способствует формированию профессиональных компетенций, а именно способности использовать воображение, мыслить творчески, демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: