Порядок изменения Конституции установлен для гл. с 3-й по 8-ю

 Поправки к этим главам Конституции РФ прини­маются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Однако данные поправки вступают в силу толь­ко после одобрения законодательными органами субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, ли­бо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государ­ственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Фе­дерации. После чего закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения, они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в тече­ние одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем двух третей субъектов РФ одобрят дан­ный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и офици­ального опубликования.

 

17. Основы конституционного строя Российской Федерации (понятие, элементы, принципы).

Конституционный строй  - это форма(способ) организации гос-ва, которая обеспечивает его подчинение праву и характеризует его как констит гос-во. В общем виде это система эконом, соц-полит отн-ий и институтов закрепленных в К РФ, это конституция для конституции.

В основу современного понятия конституционного строя положе­ны три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности.

Основы конст строя делятся на 2 группы:

  1. Нормы, характеризующие российск гос-во (репусбл форма правления, светск хар-р гос-ва)
  2. Нормы, определяющие взаимоотношение гражданина и гос-ва (народ суверенитет, иностр гражд-во, плюрализм, права и свободы)

В основах конс строя закрепляются:

- ценности демократии

-ценности государственности

-ценности соц мира

В категории «основы конституционного строя» можно выделить следующие элементы

Которые нашли свое выражение в статьях гл. 1 Российской Конституции.

Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4).

Гуманный статус человека (ст. 2, 6).

Народовластие (ст. 3, 12).

Федерализм (ст. 5).

Социальное государство ст. 7).

Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8,9).

Разделение властей (ст. 10, 11).

Идеологическое многообразие (ст. 13).

Светское государство (ст. 14).

Целостность и незыблемость основ конституционного строя, РФ (ст. 15, 16).

 

 

18. Разделение властей и конституционная система органов государственной власти в Российской Федерации.

Принцип разделения властей получил свое воплощение в РФ в последнее десятилетие, в ходе осуществления демо­кратических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоя­тельными государственными органами может быть установлен в госу­дарстве демократический режим правления. (законодательная, ис­полнительная и судебная)

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государст­венная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ) - предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функ­ций эти государственные органы самостоятельны и независим ы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом.

Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получи­ла название системы «сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Особенностью РФ является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разде­ления властей.

. Одной из важнейших задач Президента является коор­динация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделён конституционными нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области.

На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом

I. законодательная власть - Федеральное Собрание РФ,

II. исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ,

 III. судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учётом положения ст. 71, 72 Конституции

 

19. Народный суверенитет в России.

В науке конституционного права обычно различают понятия народного, национального(право народа на развитие своей национ самобытности) и государственного(ин гос-ва самостоятельно и независимо осущ-ть свои функции как и внутри страны, так и за ее пределами) суверенитетов.

Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний, в свою очередь, вы­ступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей..

Суверенитет-верховенство на своей территории и независимость на международной арене.

Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество и его представители. Народ представляет собой совокупность индивидов, не отождествляемую ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наибо­лее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: