Субъекты:
- Физ лица (гражданин, лицо без гражданства, должностные лица)
- Гос образования (гос-во и 85 субъектов)
- Негос объединения (народ, полит партии, органы МСУ)
Объекты:
1) гос территория
2)личные неимщ блага (право на жизнь)
3)материал блага
4) поведение людей
5) деятельность органов гос власти и должн лиц
6) соц-полит блага (суверенитет)
Содержание:
1)Фактическое: поведение участников конституционного правоотношения, т.е. действие
2)Юридическое: юридические права и обязанности участников конституционного правоотношения, т.е. нормы
Основания:
1)Юридические факты- жизненные явления, влекущие правовые последствия. события и действия
2)Правовые состояния: например, гражданство
6. Субъекты конституционного права РФ.
Субъектами конституционного права - носители конституционных прав и конституционных обязанностей.
Субъекты конституционного права подразделяются на три большие группы:
Физические лица - граждане РФ; иностранцы; лица с двойным гражданством (бипатриды); лица без гражданства (апатриды); избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью. Конституционная правоспособность физических лиц определяется нормами Конституции, устанавливающими основные права и свободы (например, право избирать и быть избранными).
|
|
Государственные образования - государство в целом (РФ); субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Негосударственные объединения. - общности людей — народ РФ, народы субъектов Федерации, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы местного самоуправления; ассоциации граждан — политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения и др.; группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др.
7. Источники конституционного права РФ.
Источник права – это форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта.
Во-первых- внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм);
во-вторых- форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.
Особенностью системы источников российского конституционного права - является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.
Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:
|
|
- Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.
- Общепризнанные принципы и нормы междунар права
- Законы РФ о поправках к Конституции
- Постановление КС РФ о толковании Конституции
- Декларации (например, о гос суверенитете 1990, о правах и свободах ч-ка в РФ 1991)
- Решения, принятые на референдуме (1991 о сохранении совет союза, 1991 о введении поста главы гос-ва, 2014 о статусе крыма)
- Законы. 1) федеральный конституционный закон. ФКЗ обладают след чертами- развивает и дополняет К РФ, принимается по вопросам прямо предусмотренных К РФ, ФКЗ обладают большей юр силой, принимаются в особом порядке, не могут быть отклонены презилентов. 2) федеральный закон.
- Законы субъекта РФ
- Акты главы государства
- Акты фед собрания
- Акты правительства
- Акты органов гос власти субъектов
- НА органов МСУ
- Судебный прецендент
- обычай
8. Закон — основной источник российского конституционного права (понятие, признаки, виды).
Закон - НПА высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Классификация законов:
1. По юр.силе:
Конст РФ (закон высшей юр.силы);
ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.
ФЗ РФ- основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ; ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения фед.закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед.закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.
2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией,
Закон РФ о поправке к Конституции РФ;
ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о политпартиях 11.07.2001).
3.по территориальному признаку: ФЗ; законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.
4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ: ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето; ФЗ - президент обладает отлагательным вето.
Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:по юр.силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятии; по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.
Признаки закона:
1) принимается специально уполномоченными государством органами — органами законодательной власти или народом на референдуме;
2) принимается в особом процессуальном порядке;
3) регулирует наиболее важные общественные отношения;
4) общеобязателен;
5) выражает волю народа;
6) обладает высшей юридической силой.
9. Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания).
|
|
Конституционная ответственность – это закрепленная нормами конституционного права обязанность субъекта конституционно-правового отношения отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке, а в случае отклонения претерпевать меры государственного воздействия.
Разделяют позитивную (ответств отношение субъекта к свои констит обязанностям) и негативную ответст-ть.
Структура
Субьекты – Государство, Органы государственной власти, Органы местного самоуправления, Депутаты, Должностные лица, Общественные объединения, Физические лица (граждане, иностранцы, апатриды)
Основания – возникают вследствие нарушения (Конституции РФ, Конституций (уставов) субъектов РФ, других источников конституционного прав. Данная ответ-ть применяется не только за совершение правонарушения и при отсутствии таковых. Такая ответственность может наступать без вины.
Конст ответ-ть следует отличать от ответст-ти за нарушение норм Конституции РФ (за лишение жизни-уг ответ-ть)
Санкции
1)Правовосстановительные – принуждение к выполнению конституционной обязанности, отмена незаконного правового акта, обязанность возместить причиненный ущерб и т.д.
2)Предупредительные – предупреждение Президента РФ законодательному органу или высшему должностному лицу субъекта Федерации о необходимости отмены признанного судом незаконным правового акта, приостановление деятельности общественного объединения и т. Д.
3)Карательные – роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ, признание выборов недействительными
4) пресечения – ведение военного или чрезвычайного положения, «вето» Президента РФ и т. д.
10. Понятие и сущность Конституции РФ.
Конституция РФ - основной закон Российского гос-ва, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, общ-вом и гос-вом, закрепляющий основы конст.строя, организацию гос.власти.
Конституция РФ: фактическая (реально существующие основы общ и гос строя) и юридическая (прав форма выражения реальной системы общ отн-ий)
|
|
Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юр.силу, прямое действие и применяемый на всей терр РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конст РФ. Отличительные черты Конституции:
1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;
2. учредительный, первичный характер конст.установлений;
3. всеохватывающий характер конст.регламентации, т.е.тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (полит.сфера, эк-кая, социальная, духовная и другие); 4. особые юр.свойства: верховенство, высшая юр.сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и т.д.
Сущность Конституции
- Формально юридический подход – Кельзен, Коркунов- представители этой школы рассматривали право как закон, принятый компет органом гос-ва
- Естественно- правовой подход – Гоббс, Руссо и Радищев- считали, что право-это не продукт гос нормотворчества, осн права и свободы принадлежат чел-ку от рождения
- Социальный подход – ЛоссАль – конст вопросы- это вопросы силы, а не права, конституция-это писанный фактический закон
- Классово-волевой подход – Маркс и Энгельс- конституция-надстройка над экон базисом, конституция-продукт классовой борьбы
- Институционалистический подход – Ориу – конституция как статУт гос-ва и общ-ва который должен поставить преграду увлечением правительства путем всемогущей силы права.
Современ представление о сущности Конституции заключается в:
- Обеспечение народовластия
- Обеспечение прав и свобод ч-ка
- Установление институтов общ контроля
11. Виды Конституций РФ
Конституция РФ - основной закон Российского гос-ва, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, общ-вом и гос-вом, закрепляющий основы конст.строя, организацию гос.власти. Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юр.силу, прямое действие и применяемый на всей терр РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конст РФ.
- По степени кодификации – писанные (кодиф и некодиф), неписанные (+суд прецедент и обычай)
- По форме правления – монархические и републиканские
- По форме гос утройства – федеративные(объединение 2 и более гос тер образ-ий) и унитарные(части админ-террит и не имеют статуса гос образ-ий)
- По порядку внесения изменений и дополнений – гибкие и жесткие
- По времени принятия
ü Принятые в 18-19 в (конституции старого времени)
ü Принятые после вов
ü Принятые в 90х гг 20 в и в 21 в (конституции нового времени)
Конституции в РФ:
-К РФ
- К республик
- уставы краев, областей, городов, на уровне других субъектов.
Соотношение К РФ и К республики:
1.верховенство К и ФЗ
2. взаимное согласие РФ и субъектов на изменение статуса субъекта
3. формирование органов гос власти субъектов в соотв с основанием конст строя
4. проверка положений Уставов на соотв с К РФ
12. Конституция РФ 1993 г. Общая характеристика.
Конституция РФ 1993 года - была Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей.
Глава 1 - основы конституционного строя, Глава. 2 - права и свободы человека и гражданина, Глава 3- федеративное устройство, Глава 4 - президент РФ, Глава 5 - федеральное собрание, Глава 6 - правительство РФ, Глава 7 - судебная власть и прокуратура, Глава 8 – местное самоуправление, Глава 9- конституционные поправки и пересмотр конституции.
Конст.РФ отражает переходный хар-р российского общ-ва,в ней нашли отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода эк-кой деят-ти,полит.и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гр-на, федеративное устройство.
Это находит свое воплощение в ее осн.чертах,таких как:
1.прямое действие(нормы конст.не нуждаются в ином подтверждении, означает право гр-н непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав).
2.верховенство(ни один акт не м.б.принят если он противоречит положениям конституции).
3.высшая юр.сила(при столкновении нормы конст.РФ и иных правовых норм всегда должна применятся норма конституции).
4.особый порядок охраны (В стране учрежден и действует специализированный орган конст.контроля-Конст.суд РФ.)
Также конст.РФ отличают такие черты, как особый субъект, которым явл.народ, учредительный, первичный хар-р конст.установлений,кот.проявляется в том что ее установления явл.первичными и выступают в кач-ве первоосновы для текущего законодат-ва,особый порядок ее принятия и пересмотра.
Основные этапы принятия:
ü Июль 1990 на 1 съезде народ депутатов РСФСР образована комиссия для разработки закона страны, возглавил Ельцин
ü Нач 1993- объявлен конкурс
ü Окт 1993 – работа завершена
ü 15 Окт- указ президента, проект на всенарод голосование
ü 10 нояб- проект опубликован
ü 12 дек голосование, 58,4% «за»
13. Юридические свойства Конституции РФ.
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юр.свойства:
1.Верховенство Конституции озна чает, что гос-во, гос.власть в лице гос.органов, а также орг-ции, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конст имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конст РФ органы гос.власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конст РФ и законы.
2.Высшая юр.сила Конституции. Заключается в том, что все текущее законод-во, как на фед уровне, так и на уровне субъектов должны соответствовать К РФ
3.Нормативность – К РФ содержит основополагающие принципы взаимоотношения общ-ва и гос-ва, прав статуса личности, гос устройства, которые подлежат развитию в текущем законодательстве
4.Особая охрана Конституции. В охране Конст задействована практически вся система органов гос.власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конст.Суд РФ проверяет конституционность ряда НПА, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.
5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
6. Прямое действие – с постановлением пленума ВС РФ суд разрешает дело, применяя К РФ в случаях когда не требуется доп регламентации, когда КС РФ выявляет пробел в пра регулировании, когда закон субъекта РФ противоречит конституции РФ
Особенности Конституции: 1.принимается народом или от имени народа; 2.носит учредительный (первичный) характер; 3.особый предмет конст.регулирования (Конст носит всеохватывающий характер - политическая, эк-кая, социальная, духовная сферы жизни общ-ва).
14. Реализация конституционных норм (понятие, формы). Прямое действие норм Конституции РФ 1993 г.
Реализация Конституции – это соц-правовой процесс кот. обеспечивает проведение действующей конституции в жизнь.
Формы реализации конституции:
1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юр.нормами.
2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). Это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юр.норм.
3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.
4. Применение прав а - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.(4 способа применения- 1. Применение базов предписаний совместно с нормами, 2. Обособ осущ-ие субъектами норм К РФ, 3. Привлечение конст норм для обоснования суд решениу, 4. Применение норм для толкования прав предписаний)
Прямое действие конст.норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конст.нормы, все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда:
а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего данные отношения;
б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г)закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.
15. Конституция РСФСР 1918 г. (общая характеристика).
Конституция РСФСР 1918 года — конституция России в 1918—1925 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа – в ней определялось
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);
IV. Активное и пассивное избирательное право;
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР.
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК.
6 разделов, 17 глав и 90 статей.
16. Процедура пересмотра и изменения Конституции в Российской Федерации.
Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. Внесение поправок изменяет содержание гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.
Субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ являются:
Ст. 134 К РФ Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, группа численностью не менее одной пятой членов
Процедура пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из следующих стадий.
Во-первых, инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов 3/5 от общего числа членов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов).
Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание.
В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух ре шений: 1) подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается;
2) разработать проект новой российской Конституции.
В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путя ми:
1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;
2) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум). Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, проживающих на территории РФ. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.