Структура конст- правовых отношений

Субъекты:

  1. Физ лица (гражданин, лицо без гражданства, должностные лица)
  2. Гос образования (гос-во и 85 субъектов)
  3. Негос объединения (народ, полит партии, органы МСУ)

Объекты:

1) гос территория

2)личные неимщ блага (право на жизнь)

3)материал блага

4) поведение людей

5) деятельность органов гос власти и должн лиц

6) соц-полит блага (суверенитет)

Содержание:

1)Фактическое: поведение участников конституционного правоотношения, т.е. действие

2)Юридическое: юридические права и обязанности участников конституционного правоотношения, т.е. нормы

Основания:

1)Юридические факты- жизненные явления, влекущие правовые последствия. события и действия

2)Правовые состояния: например, гражданство

 

6. Субъекты конституционного права РФ.

Субъектами конституционного права - носители конституционных прав и конституционных обязанностей.

Субъекты конституционного права подразделяются на три боль­шие группы:

Физические лица - граждане РФ; иностранцы; лица с двойным гражданством (бипатриды); лица без гражданства (апатриды); избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью. Конституционная правоспособность физических лиц определяет­ся нормами Конституции, устанавливающими основные права и сво­боды (например, право избирать и быть избранными).

Государственные образования - государство в целом (РФ); субъекты РФ — республики, края, области, го­рода федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства — как на федеральном уровне, так и на уров­не субъектов Федерации.

Него­сударственные объединения. - общности людей — народ РФ, народы субъ­ектов Федерации, население административно-территориальных еди­ниц и муниципальных образований; органы местного самоуправления; ассоциации граждан — политические партии, массовые обще­ственные организации, религиозные объединения, общественно-по­литические движения и др.; группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др.

 

7. Источники конституционного права РФ.

Источник права – это форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых- внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм);

во-вторых-  форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.

Особенностью системы источников российского конституционного права - является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.

Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.
  2. Общепризнанные принципы и нормы междунар права
  3. Законы РФ о поправках к Конституции
  4. Постановление КС РФ о толковании Конституции
  5. Декларации (например, о гос суверенитете 1990, о правах и свободах ч-ка в РФ 1991)
  6. Решения, принятые на референдуме (1991 о сохранении совет союза, 1991 о введении поста главы гос-ва, 2014 о статусе крыма)
  7. Законы. 1) федеральный конституционный закон. ФКЗ обладают след чертами- развивает и дополняет К РФ, принимается по вопросам прямо предусмотренных К РФ, ФКЗ обладают большей юр силой, принимаются в особом порядке, не могут быть отклонены презилентов. 2) федеральный закон.
  8. Законы субъекта РФ
  9. Акты главы государства
  10. Акты фед собрания
  11. Акты правительства
  12. Акты органов гос власти субъектов
  13. НА органов МСУ
  14. Судебный прецендент
  15. обычай

 

8. Закон — основной источник российского конституционного права (понятие, признаки, виды).

Закон - НПА высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов:

1. По юр.силе:

Конст РФ (закон высшей юр.силы);

  ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.

 ФЗ РФ- основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ; ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения фед.закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед.закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ. 

 2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:

ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией,

Закон РФ о поправке к Конституции РФ;

ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о политпартиях 11.07.2001).

3.по территориальному признаку: ФЗ; законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ: ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето; ФЗ - президент обладает отлагательным вето.

Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:по юр.силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятии; по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

Признаки закона:

1) принимается специально уполномоченными госу­дарством органами — органами законодательной власти или народом на референдуме;

2) принимается в особом процессуальном порядке;

3) регулирует наиболее важные общественные отношения;

4) общеобязателен;

5) выражает волю народа;

6) обладает высшей юридической силой.

 

 

9. Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания).

Конституционная ответственность – это закрепленная нормами конституционного права обязанность субъекта конституционно-правового отношения отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке, а в случае отклонения претерпевать меры государственного воздействия.

Разделяют позитивную (ответств отношение субъекта к свои констит обязанностям) и негативную ответст-ть.

Структура

Субьекты – Государство, Органы государственной власти, Органы местного самоуправления, Депутаты, Должностные лица, Общественные объединения, Физические лица (граждане, иностранцы, апатриды)

Основания возникают вследствие нарушения (Конституции РФ, Конституций (уставов) субъектов РФ, других источников конституционного прав. Данная ответ-ть применяется не только за совершение правонарушения и при отсутствии таковых. Такая ответственность может наступать без вины.

Конст ответ-ть следует отличать от ответст-ти за нарушение норм Конституции РФ (за лишение жизни-уг ответ-ть)

Санкции

1)Правовосстановительные – принуждение к выполнению конституционной обязанности, отмена незаконного правового акта, обязанность возместить причиненный ущерб и т.д.

2)Предупредительные – предупреждение Президента РФ законодательному органу или высшему должностному лицу субъекта Федерации о необходимости отмены признанного судом незаконным правового акта, приостановление деятельности общественного объединения и т. Д.

3)Карательные – роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ, признание выборов недействительными

4) пресечения – ведение военного или чрезвычайного положения, «вето» Президента РФ и т. д.

 

10. Понятие и сущность Конституции РФ.

Конституция РФ - основной закон Российского гос-ва, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, общ-вом и гос-вом, закрепляющий основы конст.строя, организацию гос.власти.

Конституция РФ: фактическая (реально существующие основы общ и гос строя) и юридическая (прав форма выражения реальной системы общ отн-ий)

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юр.силу, прямое действие и применяемый на всей терр РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конст РФ. Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конст.установлений;

3. всеохватывающий характер конст.регламентации, т.е.тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (полит.сфера, эк-кая, социальная, духовная и другие); 4. особые юр.свойства: верховенство, высшая юр.сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и т.д.

Сущность Конституции

  1. Формально юридический подход – Кельзен, Коркунов- представители этой школы рассматривали право как закон, принятый компет органом гос-ва
  2. Естественно- правовой подход – Гоббс, Руссо и Радищев- считали, что право-это не продукт гос нормотворчества, осн права и свободы принадлежат чел-ку от рождения
  3. Социальный подход – ЛоссАль – конст вопросы- это вопросы силы, а не права, конституция-это писанный фактический закон
  4.  Классово-волевой подход – Маркс и Энгельс- конституция-надстройка над экон базисом, конституция-продукт классовой борьбы
  5. Институционалистический подход – Ориу – конституция как статУт гос-ва и общ-ва который должен поставить преграду увлечением правительства путем всемогущей силы права.

Современ представление о сущности Конституции заключается в:

  1. Обеспечение народовластия
  2. Обеспечение прав и свобод ч-ка
  3. Установление институтов общ контроля

11. Виды Конституций РФ

Конституция РФ - основной закон Российского гос-ва, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, общ-вом и гос-вом, закрепляющий основы конст.строя, организацию гос.власти. Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юр.силу, прямое действие и применяемый на всей терр РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конст РФ.

  1. По степени кодификации – писанные (кодиф и некодиф), неписанные (+суд прецедент и обычай)
  2. По форме правления – монархические и републиканские
  3. По форме гос утройства – федеративные(объединение 2 и более гос тер образ-ий) и унитарные(части админ-террит и не имеют статуса гос образ-ий)
  4. По порядку внесения изменений и дополнений – гибкие и жесткие
  5. По времени принятия

ü Принятые в 18-19 в (конституции старого времени)

ü Принятые после вов

ü Принятые в 90х гг 20 в и в 21 в (конституции нового времени)

 

Конституции в РФ:

-К РФ

- К республик

- уставы краев, областей, городов, на уровне других субъектов.

Соотношение К РФ и К республики:

1.верховенство К и ФЗ

2. взаимное согласие РФ и субъектов на изменение статуса субъекта

3. формирование органов гос власти субъектов в соотв с основанием конст строя

4. проверка положений Уставов на соотв с К РФ

 

12. Конституция РФ 1993 г. Общая характеристика.

Конституция РФ 1993 года - была Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей.

Глава 1 - основы конституционного строя, Глава. 2 - права и свободы человека и гражданина, Глава 3- федеративное устройство, Глава 4 - президент РФ, Глава 5 - федеральное собрание, Глава 6 - правительство РФ, Глава 7 - судебная власть и прокуратура, Глава 8 – местное самоуправление, Глава 9- конституционные поправки и пересмотр конституции.

Конст.РФ отражает переходный хар-р российского общ-ва,в ней нашли отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода эк-кой деят-ти,полит.и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гр-на, федеративное устройство.

Это находит свое воплощение в ее осн.чертах,таких как:

1.прямое действие(нормы конст.не нуждаются в ином подтверждении, означает право гр-н непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав).

2.верховенство(ни один акт не м.б.принят если он противоречит положениям конституции).

3.высшая юр.сила(при столкновении нормы конст.РФ и иных правовых норм всегда должна применятся норма конституции).

4.особый порядок охраны (В стране учрежден и действует специализированный орган конст.контроля-Конст.суд РФ.)

 Также конст.РФ отличают такие черты, как особый субъект, которым явл.народ, учредительный, первичный хар-р конст.установлений,кот.проявляется в том что ее установления явл.первичными и выступают в кач-ве первоосновы для текущего законодат-ва,особый порядок ее принятия и пересмотра.

Основные этапы принятия:

ü Июль 1990 на 1 съезде народ депутатов РСФСР образована комиссия для разработки закона страны, возглавил Ельцин

ü Нач 1993- объявлен конкурс

ü Окт 1993 – работа завершена

ü 15 Окт- указ президента, проект на всенарод голосование

ü 10 нояб- проект опубликован

ü 12 дек голосование, 58,4% «за»

 

 

13. Юридические свойства Конституции РФ.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юр.свойства:

1.Верховенство Конституции озна чает, что гос-во, гос.власть в лице гос.органов, а также орг-ции, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конст имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конст РФ органы гос.власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конст РФ и законы. 

2.Высшая юр.сила Конституции. Заключается в том, что все текущее законод-во, как на фед уровне, так и на уровне субъектов должны соответствовать К РФ

3.Нормативность – К РФ содержит основополагающие принципы взаимоотношения общ-ва и гос-ва, прав статуса личности, гос устройства, которые подлежат развитию в текущем законодательстве

4.Особая охрана Конституции. В охране Конст задействована практически вся система органов гос.власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конст.Суд РФ проверяет конституционность ряда НПА, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

6. Прямое действие – с постановлением пленума ВС РФ суд разрешает дело, применяя К РФ в случаях когда не требуется доп регламентации, когда КС РФ выявляет пробел в пра регулировании, когда закон субъекта РФ противоречит конституции РФ

Особенности Конституции: 1.принимается народом или от имени народа; 2.носит учредительный (первичный) характер; 3.особый предмет конст.регулирования (Конст носит всеохватывающий характер - политическая, эк-кая, социальная, духовная сферы жизни общ-ва).

 

 

14. Реализация конституционных норм (понятие, формы). Прямое действие норм Конституции РФ 1993 г.

Реализация Конституции – это соц-правовой процесс кот. обеспечивает проведение действующей конституции в жизнь.

Формы реализации конституции:

1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юр.нормами.

 2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). Это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юр.норм.

3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

4. Применение прав а - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.(4 способа применения- 1. Применение базов предписаний совместно с нормами, 2. Обособ осущ-ие субъектами норм К РФ, 3. Привлечение конст норм для обоснования суд решениу, 4. Применение норм для толкования прав предписаний)

Прямое действие конст.норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конст.нормы, все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции.

Суд, разрешая дело, применяет не­посредственно Конституцию, когда:

 а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат ука­зания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего данные отношения;

 б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый пос­ле вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с со­ответствующими положениями Конституции;

г)закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регу­лировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конститу­ции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о кон­ституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

 

 

15. Конституция РСФСР 1918 г. (общая характеристика).

Конституция РСФСР 1918 года — конституция России в 1918—1925 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируе­мого народа – в ней определялось

II. Общие положения Конституции РСФСР;    

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное пра­во;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуще­ствляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд сове­тов, ВЦИК и СНК.

6 разделов, 17 глав и 90 статей.

 

 

16. Процедура пересмотра и изменения Конституции в Российской Федерации.

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение по­правок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. Внесение поправок изме­няет содержание гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъектами права на внесение предложений о поправках и пере­смотре положений Конституции РФ являются:

Ст. 134 К РФ Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодатель­ные (представительные) органы субъектов РФ, Совета Федерации или депутатов Госу­дарственной Думы, группа численностью не менее одной пятой членов

Процедура пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из сле­дующих стадий.

  Во-первых, инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов 3/5 от общего числа чле­нов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов).

Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание.

  В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух ре шений: 1) подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается;

2) разработать проект новой российской Конституции.

В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путя ми:

1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;

 2) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум). Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, проживающих на территории РФ. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: