Метод бухгалтерского учета — совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов бухгалтерского учета.
Элементы метода бухгалтерского учета — документация, оценка, бухгалтерские счета, двойная запись, инвентаризация, калькуляция, балансовое обобщение, отчетность.
Документация представляет собой способ сплошного и непрерывного фиксирования каждой хозяйственной операции. В документах или на технических носителях информации (дискетах, магнитных лентах и др.) отражают данные о содержании произведенных операций, которые затем подвергаются экономической группировке и обобщению.
Для дальнейшего отражения в бухгалтерском учете и обобщения документально подтвержденных разнородных хозяйственных операций их следует подвергнуть оценке, которая заключается в денежном измерении средств, их источников и операций.
Бухгалтерские счета. На счетах регистрируют состояние средств и их источников, а также изменения в объектах бухгалтерского учета, происшедшие под влиянием хозяйственных операций. По каждому учетному объекту, т. е. по каждому виду хозяйственных процессов, по каждой категории средств и их источников открывают отдельный счет. Тем самым счета служат для группировки учетных объектов по принципу однородности их экономического содержания.
Отражение хозяйственных операций производится способом двойной записи. Сущность способа состоит в регистрации каждой операции одновременно в двух счетах в одной и той же сумме. Благодаря двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.
Правильность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета периодически проверяется инвентаризацией. Она представляет собой способ проверки наличия средств, их источников, а также состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
Инвентаризация — важное средство контроля за сохранностью собственности и работой материально ответственных лиц. Ее данные сверяют с показателями учета. Выявленные при этом недостачи в зависимости от причин относят в учете на счета затрат или за счет виновных лиц, а излишки приходуют.
Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции.
Калькуляция представляет собой способ исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также произведенной готовой продукции и оказанных услуг. Она заключается в подсчете общей суммы затрат, относящейся к калькулируемому объекту, и установлении себестоимости единицы продукции или общего ее объема.
Итоговые данные по счетам, полученные с помощью двойной записи, и исчисленный финансовый результат подвергают дальнейшей укрупненной группировке с целью получения обобщенных показателей деятельности. Для этого применяют баланс и отчетность. С помощью балансового обобщения осуществляется контроль за совокупностью объектов бухгалтерского учета путем сопоставления хозяйственных средств с их источниками, которые по общей сумме должны быть равны друг другу. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое состояние организации.
Бухгалтерская отчетность. кроме баланса, состоит из ряда таблиц (форм) и служит для оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации, контроля за сохранностью имущества, экономического анализа и оценки деятельности организации.
Вопрос 76. Учёт расчётов с финансовыми организациями, расчётов по социальному
страхованию и обеспечению
Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», предназначенному для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. Работодатели уплачивают единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.
К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:
69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
На субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.
На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.
На субсчете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды.
При этом записи производятся в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации и счетом 70 - в части отчислений, производимых за счет работников организации. Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции со счетом 99 или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.
По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
Счет 69 корреспондирует:
по дебету с кредитом счетов: 50,51,55,70;
по кредиту с дебетом счетов: 08,20,23,25,26,44,51,70,73,91,96,97,99.
Вопрос 79. Учёт капитала, фондов и резервов






