по педагогике.................................................................................. 35
5.1. Общая характеристика исследования по педагогике................. 35
5.2. Актуальные направления педагогических исследований.......... 38
5.3. Логическая структура диссертационного исследования
по педагогике..................................................,........................ 56
5.4. Теоретическая глава диссертационного исследования. 76
5.5. Практическая глава диссертационного исследования............... 82
Раздел 6. Примерная программа опытно-поисковой
(опытно-экспериментальной) работы по проблеме
исследования.................................................................................. 92
Раздел 7. Дополнительные материалы.......................................... 97
7.1.Необходимые документы................................................. 97
7.2.Терминологический минимум............................................... 104
7.3. Рекомендуемая литература.................................................... 130
4
ВВЕДЕНИЕ
Молодой педагог, начинающий самостоятельную исследовательскую деятельность, неизбежно сталкивается с возникновением ряда вопросов, касающихся различных аспектов подготовки и оформления диссертационного исследования. Ответы на эти вопросы позволяют сделать его деятельность более эффективной, однако начинающий педагог не всегда в состоянии своевременно их отыскать. Данное пособие призвано помочь молодому ученому в подготовке и написании кандидатской диссертации по педагогике и повысить качество его самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
|
|
Информация, представленная в данном пособии, может быть интересна всем специалистам сферы образования, работающим в области подготовки научных кадров высшей квалификации, а также непосредственно занимающихся научно-исследовательской деятельностью.
Пособие включает шесть разделов, в которых содержится информация общего и специального характера.
Первый раздел представлен статьей члена Совета Российского союза молодых ученых Д.В. Иванова, в которой автором раскрываются некоторые проблемы, возникающие у молодых ученых в процессе самоопределения в научном и педагогическом сообществах.
Во втором разделе представлено положение об аспирантуре в Челябинском государственном педагогическом университете.
Третий раздел содержит нормативно-правовую документацию, регламентирующую образовательную программу послевузовского профессионального образования, действующую на сегодняшний день на территории Российской Федерации.
В четвертом разделе помещены требования к содержанию подготовки аспирантов и соискателей по педагогике в Челябинском государственном педагогическом университете, составленные в соответствии с основными компонентами образовательной программы послевузовского профессионального образования.
|
|
Пятый раздел представляет собой пошаговые методические рекомендации по написанию диссертационного исследования по педагогическим дисциплинам: от выбора темы до оформления выводов по результатам проведенной экспериментальной работы.
Шестой раздел содержит образец программы опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы, которой может руководство-
5
ваться соискатель при организации и проведении опытной проверки результатов самостоятельной исследовательской деятельности.
Седьмой раздел включает дополнительные материалы, которые могут быть полезны начинающему исследователю в научном поиске: номенклатуру педагогических специальностей, перечень необходимой документации, образец индивидуального рабочего плана аспиранта на учебный год, терминологический минимум и список общепедагогической литературы.
При подготовке данного пособия были использованы следующие источники:
Баскаков, А.М. Спутник исследователя по педагогике (словарь) / АМ. Баскаков, Ю.Г. Соколова. - Челябинск, 2009.
Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования. - М., 2002.
Гершунсккй, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунский. -М., 1998.
Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. - М., 2006.
Ильясов, Д.Ф., Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя / Д.Ф. Ильясов, О.А. Семиздралова, Л.Г. Махмутова, Л.А Нижегородова. - Челябинск, 2009.
Новиков, А.М. Как работать над диссертацией / А.М. Новиков. -М., 2003.
Положение о порядке присуждения ученых степеней // Российская газета - 2002. - 6 февраля.
Фельдштейн, Д.И. Актуальные направления психолого-педагогических исследований / Д.И. Фельдштейн // Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний. - М., 2002.
Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция, методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М., 2006.
6
РАЗДЕЛ 1 МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ В ВУЗЕ СЕГОДНЯ1