Отношение к царской власти

Идея царской власти вызывает у автора книги двойственное отношение. Он с одобрением говорит о намерении Гедеона сохранить строй свободной теократии, подчиненной только законам веры. Сын Гедеона, Авимелех, провозгласивший себя царем, обрисован священным автором как нечестивый злодей. Приводимая в связи с этим притча Иофама (IX, 7-15) носит явно антимонархический характер. Однако в конце книги все же признается необходимость единой наследственной власти ("В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" XXI, 25), которая была бы единственным средством для установления мира и справедливости. Кроме того, рассказы о жестокости и насилии, царивших в Израиле, выглядят весомым доводом в пользу введения монархического правления.

Богослужебное употребление в Православной Церкви.

Книга Судей употребляется за Православным богослужением 3 раза в году. В праздник Архистратига Михаила читается VI, 2, 7, 11 – 24 (явление Ангела Яхве Гедеону); 10-я паремия на Богоявление также повествует о Гедеоне (знамение шерсти и росы – VI, 36 – 40). И, наконец, 24 июня в праздник Рождества Иоанна Предтечи читается паремия о рождении Самсона от бесплодной матери: XIII, 2 – 8, 13, 14, 17, 18, 21.

Содержание книги Судей.

Книга Судей состоит из 21-й главы и делится на 3 части:

1. Введение, состоящее из двух частей, каждая из которых начинается сообщением о смерти Иисуса Навина (I, 1 – III, 6).

2. Основная часть книги – история о 12-ти судьях (III, 7 – XVI).

3. Эпилог, состоящий из двух рассказов, повествующих о духовном разложении Израиля (XVII – XXI).

Введение (I, 1 – III, 6).

В 1-й части введения (I гл.) рассказывается о войнах различных колен за утверждение на Обетованной Земле, их успехах и неудачах.

I, 1 – характерноедля стран Древнего Востока вопрошание Бога перед началом войны. Вопрошание совершалось различными способами, а в ответе бог указывал, какую именно следует избрать тактику ведения войны. Израильтяне, скорее всего, совершали вопрошание через священника. И Господь в ответе указывает на Иуду как на более сильное и многочисленное племя. Отметим, что подобный вопрос и ответ встречаются и в XX-й главе, но уже при совершенно иных обстоятельствах (XX, 18).

I, 6 – увечье, причиненное Адони-Везеку, было сделано с целью унизить побежденного, обречь его на муки. Кроме того, это было возмездие за его жестокость.

I, 19 – «Господь был с Иудой» ↔ «у них были железные колесницы». Обратим внимание на несоответствие этих фраз. Когда Господь был с Израилем, то и стены Иерихона не защитили язычников. Потому далее выясняется, что причиной неудач Иуды были вовсе не железные колесницы.

II, 1 – 5. Кульминация всего отрывка. Израиль обвинен в непослушании и неверности, что и стало причиной поражений.

II, 11 – 19. Краткий обзор всего периода Судей. В этих стихах очерчивается некий контур, который будет повторяться много раз в последующих главах.

1) 11 – 13: Израиль искушает Господа, поклоняясь другим богам.

2) 14 – 15: Господь в качестве наказания предает их в руки врагов.

3) 16 – 18: когда израильтяне стонали от притеснений врагов, Господь посылал им судей-избавителей.

4) 19: когда судья умирал, люди возвращались к прежним привычкам.

Основная часть книги (III, 7 – XVI).

III, 7 – 11. Гофониил – во многом образцовая фигура. Он был из колена Иудина и, по всей видимости, племянником Халева (9 ст.). К тому времени он уже отличился в войнах с хананеями и женился на дочери Халева (I, 11-15). Описывая деятельность Гофониила, автор повторяет модель, созданную в II, 11 – 19, но при этом добавляет две подробности: плач израильтян и сошествие Духа на Гофониила. Этот первый судья Израиля олицетворял собой идеального судью.

III, 12 – 30 Аод. В описании его деятельности повторяется та же модель, что и у Гофониила, с тем лишь отличием, что открытому выступлению израильтян предшествует хитро совершенное Аодом убийство. Будучи левшой, Аод носил меч у правого бедра и потому ему удалось пройти мимо стражников, которым даже в голову не могло придти, что оружие может находиться у правого бедра. Само оружие было весьма необычным – это был короткий обоюдоострый меч, который предназначался только для одного – для политического убийства.

Тайное слово, которое надеялся услышать Еглон – пророчество о новых победах, оракул от бога, а не обычное шпионское донесение (в ином случае он не стал бы удалять свиту). Поэтому царя погубило его честолюбие.

Девора, Варак и Иаиль (IV – V).

На этот раз действие происходит не в южной, а в центральной и северной Палестине. В этом эпизоде задача избавления Израиля поделена между тремя главными героями: Деворой, которая призывает Варака, затем Вараком, который ведет Израиль на битву, и Иаилью, от руки которой погибает начальник вражеского войска Сисара.

Однако именно вмешательство Господа становится решающим моментом в развитии событий (IV, 15). Хотя в библейском тексте нет точных указаний, экзегеты считают, что слова «привел в замешательство» следует объяснять так: из-за сильных дождей поток (река) Киссон, где состоялась битва, вышел из берегов, так что поле битвы превратилось в болото и колесницы стали увязать в грязи, превратившись из преимущества в ловушки.

Интересно, что Господь лишает Варака славы победителя, так как последний был недостоин этой славы из-за неверия (IV, 8 – 9), и отдает эту славу в руки Иаили, которая вообще не была израильтянкой.

IV, 18 – 21 «Гостеприимство» Иаили. Здесь совершенно нарушается обычная процедура приема гостя и это является следствием того, что в ту эпоху все вещи происходили ненормальным образом. Во-первых, гостя принимает не хозяин, а его жена. Затем Сисара просит воды и велит женщине постоять на страже, хотя по обычаю он не должен был ничего просить. И наконец, в нарушение всех законов гостеприимства Иаиль убивает своего гостя. Примечательно, как она это делает: ей не раз приходилось ставить шатер, и она берет в руки хорошо знакомые предметы и привычным ударом пробивает висок Сисары.

Гедеон (VI –VIII).

После победы Варака над хананеями израильтяне стали осваивать плодородные земли долины Изрееля, но тут появился новый враг – мадианитяне. Израиль вопиет к Господу, но вместо непосредственного ответа посылается безымянный пророк, который объясняет, что несчастье постигло людей за их непослушание. Однако Господь вновь намеревается спасти Израиль и инструментом избирает Гедеона. При этом можно отметить, что призвание Гедеона проходит по той же схеме, что и призвание Моисея (Исх. III). Как и Моисей, Гедеон получил призыв в то время, когда прятался от врага и выполнял черную работу (VI, 11). Как и Моисею, ему было сказано, что Господь посылает его спасти Израиль (14 ст.). Он, как и Моисей, возражает и говорит, что он не подходит для такой миссии (15 ст.). Но в ответ получает такое же обетование, что и Моисей: «Я буду с тобою». И как Моисей, Гедеон просит знамение в подтверждение своего призвания (17 ст.). Наконец, является чудесный огонь как знамение присутствия Бога (21 ст.). Итак, как Моисей спас Израиль от рабства египетского, так и Гедеон спасает от мадианитян. Таким образом, Бог Исхода опять приходит на помощь Израилю.

VI, 11 Ангел Господень: есть мнение, что это архистратиг Михаил (в день памяти Архистратига Михаила читается данный отрывок в качестве паремии), но наиболее убедительная версия – Сам Яхве в обличии Ангела, так как в Ветхом Завете выражение “Ангел Яхве” почти всегда обозначает Яхве в Своей деятельности среди избранного народа.

VI, 15 Самоуничижительные слова Гедеона означают, что он не обладает авторитетом, чтобы собрать ополчение, хотя по социальному статусу он не был беден (имел слуг), кроме того, его отец, по всей видимости, был начальником рода или клана, так как кумир Ваала стоял на принадлежащем им поле.

VI, 25 – 32 Разрушение жертвенника Ваала. Избавление начинается с борьбы против идолопоклонства. Господь повелевает поставить жертвенник Ему и уничтожить жертвенник Ваала, так как согласно первой заповеди оба жертвенника не могли находиться рядом: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

При этом Господь повелевает взять другого тельца, семилетнего, который был, видимо, основным производителем и потому принесение его в жертву было серьезной потерей для хозяйства. Первый же телец – тягловый, с его помощью Гедеон должен был разрушить жертвенник Ваала.

Из страха перед последствиями Гедеон разрушает жертвенник ночью. Народ требует смерти Гедеона, но находчивый отец решает спасти своего сына. Гедеон получает новое имя, т. е. обретает новую сущность, как бы заново рождается, становится героем.

VI, 36 – 40 Чудо орошения шерсти. В древнем мире существовал обычай: непосредственно перед вступлением в битву искать помощи Бога. Но, учитывая, что Гедеон уже был призван Богом, его поступок является скорее выражением неверия, чем веры, в чем Гедеон сам и признается («Если Ты спасешь Израиля»; «Не прогневайся на меня»). Положительные ответы Господа в обоих случаях – уступки слабой вере Гедеона, а не указания на то, что Господь был доволен Гедеоном.

При этом второе знамение (сухая шерсть) было действительно чудом, так как, если роса выпала и на землю, и на руно, то твердая площадка гумна должна была высохнуть намного быстрее, чем шерсть.

VII, 1 – 8 Сокращение числа воинов до 300. Целью сокращения количества воинов было то, чтобы Израиль не имел повода хвалиться, будто спасся собственной силой (ст. 2). Кроме того, по повелению Господа Гедеон отбирает тех воинов, которые лакали по-собачьи, т. е. наименее достойных, лишенных человеческого достоинства. Впрочем, есть мнение, что Гедеон отбирает лежащих воинов, так как те могли передвигаться незаметно и могли потому проникнуть с большей легкостью в стан мадианитян. Но первое толкование предпочтительнее, так как настоящей битвы не было, и потому необходимость в искусстве воинов отсутствовала.

VII, 16 – 25 Бегство мадианитян. Обратим внимание на странный набор предметов (трубы, пустые кувшины и светильники), которые берут с собой воины Гедеона. Читая библейский текст, видим, что настоящего сражения и не было. Победа была дана Богом, хотя искусная военная тактика также сыграла свою роль. Гедеон с большим мастерством развернул свое маленькое войско так, что создал впечатление огромной и мощной армии, окружившей лагерь врага. Крики людей Гедеона «меч Господа и Гедеона» повергли в ужас перепуганных мадианитян. В панике и смятении они сначала повернули свои мечи друг на друга, а затем бежали в беспорядке к Иордану, где обнаружили, что пути отступления перекрыты людьми Гедеона, оставшимися в резерве (VII, 24 – 25). Последующий захват и казнь двух вождей мадианитян показывают, насколько полным было их поражение.

VIII, 22 – 27 Правление Гедеона. Израильтяне хотели видеть в Гедеоне больше, чем простого судью и вождя. Он должен был править как царь, а сыновья его – наследовать ему (22 ст.). Тем более что Гедеон вел себя подобно царю с тех пор, как перешел через Иордан, и потому его сторонникам казалось вполне справедливым, чтобы он стал царем. Они основывались на том, что он спас Израиль. Но это было заблуждение, так как не Гедеон, а Господь спас Израиль. Беда была в том, что люди не хотели и не смогли отдать всю честь и хвалу Господу за свое избавление. Гедеон же хорошо осознавал это и, несмотря на то, что он хотел стать царем (своего сына он назвал Авимелех, что означает «отец мой – царь») и вел себя в дальнейшем подобно царю (большое количество жен), все же Гедеон отвечает достойным и категорическим отказом. При этом он просит у народа часть захваченного у мадианитян золота и делает из него ефод. Не совсем ясно, что это был за предмет. Предполагают, что это был 1) идол или кумир, 2) памятник в честь победы, 3) подобие ефода первосвященника. Наиболее вероятно последнее предположение, тем более что в ефоде первосвященника хранились урим и туммим, т. е. средства для узнавания воли Бога. А так как Гедеон объявил, что единственным Владыкой Израиля является Господь, то нужно было иметь возможность обращаться к Яхве с вопросами и знать Его волю. Скорее всего, именно с таким намерением Гедеон положил ефод в Офре, т. е. там, где Господь впервые явился ему. Но этот акт благочестия оказался ошибочным поступком, так как со временем ефод стал фактически идолом и израильтяне начали поклоняться ему. Вскоре же после смерти Гедеона идолопоклонство, начавшееся с поклонения ефоду, быстро развилось в полномасштабное поклонение Ваалу (33 ст.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: