Если Давид считал себя богоизбранным вождем и, несмотря на свои падения, жил верой в Яхве, то Соломон превратился в типичного светского монарха, уверенного в своих наследственных правах. Подражая соседним царям, он стремился поднять свой престиж роскошью двора и огромным гаремом, что ложилось непосильным бременем на плечи народа. Повсюду стало назревать возмущение. Особенно тяготились деспотизмом царя северные колена, на которые легла вся тяжесть налогов и повинностей.
Причины кризиса Библия видит в религиозном отступничестве Соломона. Во-первых, в 3 Цар. X, 14, 28 говорится о том, что Соломон нарушил сразу несколько предписаний Второзакония: запрещение умножать золото и серебро (XVII, 17) и запрещение умножать коней (XVII, 16). Во-вторых, Библия говорит о том, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. И здесь греховным был не сам факт многоженства, которое допускалось в Ветхом Завете, а то, что Соломон стал заключать браки с язычницами, тем более что он брал жен из тех народов, браки с которыми категорически запрещались законом (Втор. VII, 3-4 ↔ 3 Цар. XI, 2). Большинство браков царя было не следствием его любвеобильности и невоздержанности, а политическими союзами. Кроме того, в древности большой гарем означал могущество царя. Но и этим не ограничивались грехи Соломона. Беря в свой гарем иноплеменниц, Соломон вынужден был строить для них храмы. Так рядом с Домом Божиим появились в Иерусалиме святилища финикийской Астарты, моавитского Кемоша, аммонитского Молоха. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу своей жизни сам стал принимать участие в идолослужении. Причем, скорее всего, сам царь не был активным идолопоклонником, а только лишь присутствовал за языческими богослужениями. В результате «сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» (XI, 4). Однако такое поведение смущало народ, который воспринимал пассивное участие царя в языческих богослужениях как идолопоклонство. В итоге весь народ (или большая его часть) уклонились от истинного Бога. Как пишет об этом Библия, «они оставили меня» (XI, 33).
|
|
Господь является Соломону и, напоминая оказанные ему милости, обличает его и обещает отторгнуть у его преемника большую часть царства (XI, 11-13). Но наказание Божие начинает проявляться уже при жизни Соломона. В 11-й главе говорится о том, что Сирия приобретает независимость и становится враждебным Соломону государством. Другие недовольные деспотичной властью находили убежище в Египте, где новый царь Шешонк I (945 – 924) был заинтересован в ослаблении Израильской державы.
|
|
Одним из таких мятежников стал ефремлянин Иеровоам, царский надзиратель, которому пророк Ахия из Силома предрек власть над северными коленами. О готовящемся восстании донесли царю, и Иеровоам бежал в Египет, где жил до смерти Соломона. Когда же царь умер, он вернулся и возглавил мятеж северян против дома Давидова.
Развенчивая Соломона, получившего от Бога мудрость, Библия показывает, что народ Божий должен ценить в правителях не земную силу и славу, а верность Богу и Его заветам.
Разделение Израильского государства.
После смерти Соломона в 931 г. до Р. Х. закончилась эпоха единой израильской монархии, длившаяся около 100 лет. Теперь на месте Израильского царства появляются два самостоятельных государства: Иудея и Израиль. Северное царство, Израиль, также упоминается в Библии под названием Ефрем (по наименованию важнейшего колена), Иосиф (отец Ефрема), Самария (по названию столицы, построенной в 1-й половине IX века). Территории Израиля и Иудеи в своей совокупности не достигали границ единого Израиля времен Давида, так как окрестные государства (Моав, Эдом, Аммон, филистимляне) быстро обрели независимость, и слабые израильские правители не в силах были удержать власть над этими бывшими провинциями. Вскоре сами цари Израиля и Иудеи стали марионетками в руках правителей Египта и Ассирии.
Следует обратить особое внимание, что автор книги Царств сдержанно рассказывает о распаде единого и относительно могущественного государства Давида на две части, он не видит в этом трагедии. Скорее всего, он не воспринимал этот распад как окончательное разделение, а лишь как обособление двух частей в государственной сфере. При этом две части Израиля имели общий язык, веру, культуру и считали себя единым этносом. Поэтому наименование «Израиль» автор относит не только к Северному царству и его населению, но так же обозначает жителей Южного царства, которых автор называет «сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных» (3 Цар. XII, 17). Также в пользу того, что автор считал Израиль и Иудею двумя частями единого государства, говорит его манера изложения древнееврейской истории: автор в одинаковой степени освящает события в обоих царствах, причем часто Израилю уделяется даже большее внимание (деятельность пророков Илии и Елисея происходила в Северном Царстве), хотя несомненно, что сам автор книги Царств был иудеем.