Грех Соломона и его последствия (3 Цар XI)

Если Давид считал себя богоизбранным вождем и, несмотря на свои падения, жил верой в Яхве, то Соломон превратился в типичного светского монарха, уверенного в своих наследственных правах. Подражая соседним царям, он стремился поднять свой престиж роскошью двора и огромным гаремом, что ложилось непосильным бременем на плечи народа. Повсюду стало назревать возмущение. Особенно тяготились деспотизмом царя северные колена, на которые легла вся тяжесть налогов и повинностей.

       Причины кризиса Библия видит в религиозном отступничестве Соломона. Во-первых, в 3 Цар. X, 14, 28 говорится о том, что Соломон нарушил сразу несколько предписаний Второзакония: запрещение умножать золото и серебро (XVII, 17) и запрещение умножать коней (XVII, 16). Во-вторых, Библия говорит о том, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. И здесь греховным был не сам факт многоженства, которое допускалось в Ветхом Завете, а то, что Соломон стал заключать браки с язычницами, тем более что он брал жен из тех народов, браки с которыми категорически запрещались законом (Втор. VII, 3-4 ↔ 3 Цар. XI, 2). Большинство браков царя было не следствием его любвеобильности и невоздержанности, а политическими союзами. Кроме того, в древности большой гарем означал могущество царя. Но и этим не ограничивались грехи Соломона. Беря в свой гарем иноплеменниц, Соломон вынужден был строить для них храмы. Так рядом с Домом Божиим появились в Иерусалиме святилища финикийской Астарты, моавитского Кемоша, аммонитского Молоха. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу своей жизни сам стал принимать участие в идолослужении. Причем, скорее всего, сам царь не был активным идолопоклонником, а только лишь присутствовал за языческими богослужениями. В результате «сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» (XI, 4). Однако такое поведение смущало народ, который воспринимал пассивное участие царя в языческих богослужениях как идолопоклонство. В итоге весь народ (или большая его часть) уклонились от истинного Бога. Как пишет об этом Библия, «они оставили меня» (XI, 33).

       Господь является Соломону и, напоминая оказанные ему милости, обличает его и обещает отторгнуть у его преемника большую часть царства (XI, 11-13). Но наказание Божие начинает проявляться уже при жизни Соломона. В 11-й главе говорится о том, что Сирия приобретает независимость и становится враждебным Соломону государством. Другие недовольные деспотичной властью находили убежище в Египте, где новый царь Шешонк I (945 – 924) был заинтересован в ослаблении Израильской державы.

Одним из таких мятежников стал ефремлянин Иеровоам, царский надзиратель, которому пророк Ахия из Силома предрек власть над северными коленами. О готовящемся восстании донесли царю, и Иеровоам бежал в Египет, где жил до смерти Соломона. Когда же царь умер, он вернулся и возглавил мятеж северян против дома Давидова.

Развенчивая Соломона, получившего от Бога мудрость, Библия показывает, что народ Божий должен ценить в правителях не земную силу и славу, а верность Богу и Его заветам.

Разделение Израильского государства.

После смерти Соломона в 931 г. до Р. Х. закончилась эпоха единой израильской монархии, длившаяся около 100 лет. Теперь на месте Израильского царства появляются два самостоятельных государства: Иудея и Израиль. Северное царство, Израиль, также упоминается в Библии под названием Ефрем (по наименованию важнейшего колена), Иосиф (отец Ефрема), Самария (по названию столицы, построенной в 1-й половине IX века). Территории Израиля и Иудеи в своей совокупности не достигали границ единого Израиля времен Давида, так как окрестные государства (Моав, Эдом, Аммон, филистимляне) быстро обрели независимость, и слабые израильские правители не в силах были удержать власть над этими бывшими провинциями. Вскоре сами цари Израиля и Иудеи стали марионетками в руках правителей Египта и Ассирии.

Следует обратить особое внимание, что автор книги Царств сдержанно рассказывает о распаде единого и относительно могущественного государства Давида на две части, он не видит в этом трагедии. Скорее всего, он не воспринимал этот распад как окончательное разделение, а лишь как обособление двух частей в государственной сфере. При этом две части Израиля имели общий язык, веру, культуру и считали себя единым этносом. Поэтому наименование «Израиль» автор относит не только к Северному царству и его населению, но так же обозначает жителей Южного царства, которых автор называет «сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных» (3 Цар. XII, 17). Также в пользу того, что автор считал Израиль и Иудею двумя частями единого государства, говорит его манера изложения древнееврейской истории: автор в одинаковой степени освящает события в обоих царствах, причем часто Израилю уделяется даже большее внимание (деятельность пророков Илии и Елисея происходила в Северном Царстве), хотя несомненно, что сам автор книги Царств был иудеем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: