Иудеи в вавилонском плену

В Библии говорится, что вавилонский плен иудеев длился 70 лет (2 Пар. 36, 21; Иер. 25, 11-12). В книге Паралипоменон говорится, что 70 лет – символическое число, которое связано с нарушением заповеди о субботнем годе. На протяжении всего периода монархии (70•7=490) евреи игнорировали запрещение обрабатывать землю в субботние годы (через каждые семь лет), так что теперь Господь устроил так, что земля в качестве компенсации получила отдых. Но библеисты также пытаются дать историческое объяснение числу 70 лет плена. Одни считают от 605 г. (битва при Кархемише и 1-е переселение в Вавилон) до 538 г. (указ Кира). Другие видят период от разрушения храма (586 г.) до его восстановления (515 г.).

Переселение евреев в Месопотамию коренным образом повлияло на их национальный характер. Именно в Вавилоне были заложены основные черты последующего еврейства, которые с течением времени превратились в устойчивые национальные особенности, не утраченные этим народом и по сей день.

Вавилон того времени являлся для всей Передней Азии средоточием культурной, экономической и деловой жизни, а вавилонские товары служили своего рода эталоном качества и моды для древнего мира. В VI веке до н. э. в Вавилоне жило большое количество ремесленников различных отраслей, что, в свою очередь, было связано с развитием торговли и товарно-денежных отношений. В отличие от земледельца, ремесленник производит товар, заведомо предназначенный для продажи. Если земледелец может его производить для прокорма собственной семьи, то ремесленник не будет носить 30 пар башмаков, а изготавливает их на продажу и живет за счёт этого. К VI веку за Вавилоном закрепилась слава торгового центра всего Древнего Востока, и в Вавилоне можно было купить любой товар, известный древнему миру.

Наряду с торговлей товарами, в Вавилоне процветала и торговля деньгами, т.е. ростовщичество. Этот аспект проник во все сферы деловой жизни вавилонского общества и наложил сильный отпечаток. Эту важнейшую черту вавилонского общества эпохи плена следует особенно отметить, т.к. она впоследствии стала одной из особенностей еврейского национального характера.

Попав в Вавилонию, иудеи оказались совершенно в ином положении, чем то, в котором они находились на своей исторической родине, где они занимались примитивным земледельческим трудом. Пленники были, в основном, размещены в центральных частях Вавилонского царства, а не на периферии, и, притом, в крупнейших городских центрах среди богатого населения, преимущественно занятого торговлей.

Помимо этого, сами условия существования иудейских пленников вынуждали их, прежде всего, обращаться именно к торговой деятельности. Заниматься земледелием они в Вавилоне не могли, т.к. при очень ограниченной территории вся земля давно была поделена между коренным населением, кроме того, была очень сложная система орошения полей. Но и другие виды деятельности были малодоступны или недоступны для пленников (напр., военная карьера или государственная служба).

В результате фактически начался коренной поворот во всей жизни иудеев, и они из сельских жителей стали превращаться в горожан по своему образу жизни и привычкам и притом в исключительно торговую нацию. Более того, часть иудеев настолько привыкла к условиям жизни в Месопотамии, что впоследствии они отказались вернуться в Палестину.

Период персидского господства на Ближнем Востоке.

ПЕРВАЯ и ВТОРАЯ КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН.

Название и место в каноне.

В древнееврейской Библии книги Паралипоменон составляли одну книгу, которая называлась "Дибре-хаййамим", то есть слова дней, или летописи. Разделение на две книги впервые сде­лано в греческом переводе 70-ти, где они получили наименование Паралипоменон, удержанное в наших славянском и русском переводах,. Название это буквально означает: "об оставленном" или "о пропущенном". Это заглавие подразумевает, что книги Паралипоменон повествуют о событиях, опущенных в книгах Царств. В Вульгате эти книги называются Libri Chronicorum = книги хроник, и это название, более соответствующее еврейскому "Дибре-гаййамим", принято во всех католических и протестантских изданиях Библии.

В греческой Библии и у нас эти книги помещаются в отделе исто­рических книг после Царств, перед книгами Ездры и Неемии. В еврейской Библии книги Паралипоменон, Ездры и Неемии входят в третью часть еврейского ка­нона – Кетувим (Писания) и занимают в нем последние места, распо­лагаясь в следующем порядке: Ездра, Неемия, Паралипоменон. Такой порядок объясняется временем канонизации этих книг вследствие осо­бенности их содержания. Книги 1 Ездры и Неемии, описывающие начало послепленного периода и являющиеся продолжением 1, 2, 3 и 4 Царств, были приняты в канон раньше, чем 1 и 2 Паралипоменон, во многом повторяющие повествование книг Царств. Когда же в результате более глубокого изучения была выявлена особая ценность содержания 1-2 Паралипоменон, они также вошли в еврейский канон, заняв в нем послед­нее место.

Состав и содержание книги Паралипоменон.

Следует заметить, что данная книга не является простым дополнением книги Царств, так что ее греческое название «Паралипоменон» неоправданно. Напротив, книга Паралипоменон является целостным произведением и содержит историю еврейского народа, начиная от Адама и заканчивая указом Кира II о возвращении иудеев из плена.

Содержание разделяется на четыре части: 1 Пар. 19; 1 Пар. 1029; 2 Пар. 19; 2 Пар. 1036. В первой части (l Пар 1 – 9) приводятся генеалогические таблицы израильтян, начиная с Адама – родоначаль­ника всего человечества, до Давида; во второй части (1 Пар. 10 – 29) излагается история царствования Давида (от смерти Саула до вступления на престол Соломона); в третьей части (2 Пар. 1 – 9) описывает­ся история царствования Соломона и в четвертой части (2 Пар. 10 – 36) история преемников Соломона и царства иудейского до возвращения иудеев из плена вавилонского, по указу Кира 538 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: