Название и место в каноне

Книги Ездры и Неемии первоначально составляли единое целое, и в еврейской Библии книга Эзры находилась в разделе «Кетувим» перед книгами Паралипоменон. Единство двух книг выразилось также в том, что в МТ пометка о количестве стихов в книге стоит только в конце книги Неемии, при этом срединным стихом назван Неем. 3, 32. В еврейскую Библию разделение было введено только в середине XV века под влиянием христианства. В LХХ обе вместе названы «Ездра Б», в отличие от неканонической «Ездра А» (в православной Библии – “Вторая книга Ездры”). В христианской церкви постепенно стали различать две книги, о чём впервые сообщает Ориген. Блаженный Иероним признавал это деление и осуществил его в Вульгате, где книга Ездры получила название “1-я Ездры”, а книга Неемии – “2-я Ездры”. В современном богословии обе книги, как неразрывно взаимосвязанные, нередко рассматриваются совместно под общим названием "Ездра-Неемия".

Источники.

Книга "Ездры-Неемии" составлена на основе разнообразных письменных источников, большая часть из которых легко выделяется. По содержанию их можно классифицировать следующим образом:

I. Личные воспоминания (или "мемуары"):

1) Воспоминания Ездры (Ездр.7.27-8.34; 9.1-15).

2) Воспоминания Неемии (Неем.1.1-7.5; 12.(27 или)31-43; 13.4-31).

II. Иудейские списки:

1) Инвентарные списки (Ездр.1.9-11; 8.24-34)

2) Списки возвратившихся из плена с Зоровавелем (Ездр.2.1-70 = Неем.7.6-73) и Ездрой (Ездр.8.1-14).

3) Перечень взявших жён язычниц (Ездр.10.2-44).

4) Имена поставивших печати под заветом (Неем.10.1-27).

5) Перепись новых жителей Иерусалима (Неем.11.1-19) и др. городов и селений (Неем.11.20-36).

6) Священники и левиты (Неем.12.1-20).

III. Имперские указы и корреспонденция:

1) Рескрипт Кира (Ездр.1.2-4; 6.2-5).

2) Письмо Артаксеркса (Ездр.7.12-26).

3) Переписка местных властей с царём (Ездр.4.7-22; 5.7-6.12).

Содержание.

Тематически книга делится на 3 части:

I. История Шешбацара и (или) Зоровавеля (Езд. 1, 1-6, 22, за исключением экскурса 4, 6-23). Этот материал покрывает 538-516 гг. до Р.Х.: от издания указа Кира до освящения Второго храма.

II.  История Ездры (Ездр.7.1-10.44; Неем.7.73б-10.39). Главным образом, это воспоминания самого Ездры.

III. История Неемии (Неем.1.1-7.73а; 11.1-13.31). В основном, это личные воспоминания Неемии.

Немедленно привлекает к себе внимание любопытное переплетение второго и третьего тематических блоков: вторая часть блока II (Неем.7.73-10.39) расположена в обрамлении блока III.

Язык. Два отрывка (Ездр.4.8-6.18; 7.12-26) написаны на арамейском, вся остальная часть – на древнееврейском языке.

Автор и время написания.

Вопрос об авторстве книги "Ездра–Неемия" проблематичен. Как одно произведение, принадлежащее перу Ездры и написанное в середине V века, они рассматриваются в Талмуде, Иосифом Флавием, Мелитоном епископом Сардийским. Однако многие современные исследователи считают, что данная книга была написана в конце V или в IV веке неизвестным автором (вероятно, в 1-й половине IV века). Во-первых, компилятивный характер книги говорит о том, что окончательная редакция была сделана намного позже описанных в ней событий (обратим внимание на Неем. 12). Во-вторых, в данной книге не используется имя Божие Яхве, что указывает на поздний послепленный период, когда вводится запрет на произнесение и употребление Имени Божия. С другой стороны, отсутствие греческих слов позволяет сделать вывод, что книга написана ранее завоеваний Александра Македонского.

Кроме того, многие исследователи поддерживают мнение, что книги Ездры-Неемии и 1-2 Паралипоменон написаны одним и тем же автором, т. н. "Летописцем" или "Хронистом". Как мы уже указывали, в пользу данной точки зрения приводятся аргументы, однако они не бесспорны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: