Причины возникновения конфликтов между родителями и педагогами
(Контрольная работа по дисциплине «Педагогическая конфликтология»)
Научный руководитель
ст. преподаватель Лазарева Ю.В.
Автор работы
студент 4 курса, гр.
Кузьмичева А.А.
Дата _______________________
Оценка _____________________
Тюмень, 2017
План работы
Введение 4
1. Понятие педагогического конфликта, его причины 7
2. Педагогический конфликт в системе «учитель-родитель» 7
3. Причины возникновения конфликтов между учителем и родителем. 12
4. Анализ психолого-педагогической ситуации 19
Заключение 32
Литература 34
Введение
Школа, как и любое другое образовательное учреждение - это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности, к которым относятся учебная, процесс воспитания, управление коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения. В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, которые его участники и образовательное учреждение в целом стремятся разными путями разрешать.
Педагогический конфликт как феномен образовательно-воспитательного пространства - распространенное явление, которое неизбежно вызывает напряжение у всех участников. Одним из распространенных является конфликт в системе взаимоотношений «учитель – родитель». Этот конфликт можно считать, пожалуй, самым опасным для ребенка, т.к. он оказывает влияние на его психическое и физическое, даже если он является его пассивным участником.
Цель данной работы – изучение разнообразия причин конфликтов между педагогами и родителями.
Задачи:
1. Теоретический анализ литературы, для изучения особенностей конфликтов между учителями и родителями.
2. Дать общую характеристику педагогическим конфликтам.
3. Анализ психолого-педагогической ситуации, связанной с конфликтом в системе взаимоотношений «учитель-родитель».
1. Понятие педагогического конфликта, его причины
Педагогический конфликт – форма проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и предполагающая конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин, способствующее целям образования, понимаемым в определенном социокультурном контексте [3].
В данном толковании педагогического конфликта важна сфера его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и ученики, родители и дети), эмоциональный фон протекания.
Существенным в идентификации конфликта как педагогического является то влияние, которое он оказывает на формирование тех или иных качеств личности, на развитие личности. Именно это значение конфликта придает ему статус педагогического.
Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебно-воспитательной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон:
· ответственность педагога за разрешение проблемных ситуаций (педагог отвечает за последствия своей деятельности перед обществом);
· профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;
· всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие субъекты образования;
· участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель–ученик, родитель–ребенок, воспитатель–воспитанник, специалист– стажер), чем и определяется их поведение в конфликте;
· различное понимание событий и их причин педагогом и подопечным;
· присутствие других учеников–воспитанников–стажеров–студентов делает их из свидетелей конфликта участниками, а конфликт приобретает учебно-воспитательный смысл и для них.
В структуре любого конфликта принято выделять следующие компоненты, которые имеют свою специфику в педагогическом конфликте [3]:
1) субъекты (стороны конфликта),
2) предмет и объект конфликта,
3) динамика конфликта,
4) социальный контекст.
Субъектами педагогического конфликта считаются те участники, стороны, чьи интересы, будучи противоречивыми, при взаимодействии в сфере образования реализуются через столкновение и оказывают влияние на развитие личности, - педагоги, учащиеся, воспитанники, администрация образовательных учреждений, родители, чиновники сферы образования, и т.д. Они характеризуются социальным статусом, возрастом, жизненным опытом, отношением к конфликту, моделью поведения в конфликте, а также пониманием целей конфликта или ожиданием определенного результата. В любом случае, один из субъектов играет роль влияющего на процесс развития другого субъекта, роль педагога или родителя.
Предмет и объект конфликта.
Объект конфликта - это конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся субъекты конфликта [3].
Предмет же определить сложнее, он выявляет сущность конфликта, его причину. Предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами, основное противоречие, из-за которого возник конфликт [3].
Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее в силу объективных и субъективных (личностных) причин. Объективные причины возникновения педагогических конфликтов достаточно разнообразны, к ним можно отнести собственно объективные, организационно-управленческие, а также социально-психологические. Субъективные, или личностные причины возникновения педагогических конфликтов связаны в основном с индивидуально-психологическими особенностями субъектов образования. С. Ю. Темина конкретизирует объективные и субъективные причины педагогических конфликтов [2].
К объективным причинам относятся:
• Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка;
• Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика;
• Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.).;
• Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»);
• Зависимость ученика от учителя;
• Необходимость оценивания учащихся учителем;
• Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах;
• Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми;
• Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни;
• Социальная нестабильность и др.
К субъективным причинам относятся:
• Психологическая несовместимость учителя и ученика;
• Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность»;
• Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика;
• Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика;
• Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;
• Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей);
• Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;
• Чрезмерная загруженность учителя или ученика;
• Вынужденная бездеятельность ученика;
• Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе;
• Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
Педагог, как профессионал, менее всего должен быть источником конфликтов в силу профессиональной компетентности, включающей не только социально-педагогическую подготовленность, но и достаточный уровень эмпатийности. Однако профессиональные деформации педагогов, их эмоциональное выгорание увеличивает риск педагогических конфликтов, так как снижает эмпатийность и конфликтоустойчивость.
2. Педагогический конфликт в системе «учитель - родитель».
Конфликты между учителем и родителем – конфликт двух взрослых, занимающих педагогическую позицию относительно ребенка – учащегося – воспитанника. Эти конфликты могут возникать и не по причине образования, а, например, из-за личной неприязни. Педагогическими они становятся при условии, что они ориентированы на образование, изменение личностных качеств или друг друга, или воспитанников. Так, конфликт между учителем и родителем выражается во взаимных претензиях учителей и родителей по поводу образования. Родители считают, что «учителя всех детей делят на любимчиков и остальных»; «учителя думают: раз плохо учится, значит, хулиган»; «необъективны и постоянно несправедливо занижают оценки»; «часто унижают детей, оскорбляют их»; «плохо высказываются о родителях при детях». В свою очередь учителя считают, что родители «слишком высокого мнения о своем ребенке»; «опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой»; «ни во что глубоко не вникают»; «поверхностно судят об учителях»; «совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к педагогу»; «считают, что только учителя обязаны их детей учить и воспитывать»; «часто вмешиваются в учебный процесс: то классный руководитель им не подходит, то учитель не такой».
В основе конфликтов между учителем и родителем лежат разногласия относительно моделей воспитания и обучения школьника. Они могут касаться целей, методов, средств, используемых учителями и родителями. При этом конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. В процессе конфликта недовольство обычно становится обоюдным.
Претензии родителей связаны с различными сторонами организации образовательного процесса в школе и педагогической деятельностью конкретных учителей. Чаще всего они недовольны отношением педагогов к учащимся и качеством образования.
Со стороны родителей конфликтная ситуация может быть спровоцирована в связи с выражением ими недовольства методами обучения, используемыми педагогом; необъективной оценкой знаний учащихся, необоснованным занижении оценок конкретным ученикам; отсутствием у педагога интереса к личностям учеников; использованием учителем внутришкольной информации во вред отдельным ученикам; игнорированием педагогом интересов учеников; унижением, оскорблением детей; навешиванием ярлыков и т. п.
Конфликтную ситуацию при взаимодействии с родителями может создавать и учитель. В этом случае его претензии к родителям бывают связаны с проявлением агрессии или антипатии родителей к учителю; их постоянным недовольством построения образовательного процесса в классе; придирками к учителю, отрицательной оценкой его профессиональной деятельности; активным навязыванием своей точки зрения; втягиванием учеников и других родителей в назревающий конфликт.
По мнению учителей, «родители слишком высокого мнения о своем ребенке»; «опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой. Ни во что глубоко не вникают. Поверхностно судят о педагогах»; «сами совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к педагогу»; «считают, что только мы, педагоги, обязаны их детей учить и воспитывать»; «часто вмешиваются в учебный процесс. То классный руководитель им не подходит, то учитель не такой, как надо» [1].
Оценивая роль родителей в школьном педагогическом процессе, учителя отмечают дефицит родительского внимания к школьным проблемам, родитель еще не стал в полной мере субъектом образовательной среды школы [2].
Имея общую цель - воспитание ребенка - родители и учителя в педагогическом процессе занимают разные позиции. Позиция родителей, как правило, связана с родительскими чувствами, стремлением защитить своего ребенка. Позиция учителя обусловлена целями и задачами учебного и воспитательного процесса, достижение которых невозможно без соблюдения системы норм и правил. Труд учителя включает в себя оценочную деятельность, применение системы санкций, что может сопровождаться несогласием как учеников, так и их родителей.
Общаясь с родителями, учитель дает оценку поступкам ребенка, его удачам и неудачам в учебе, его отношению к своим обязанностям и к окружающим людям. При этом оцениваться должен конкретный поступок, а не личность ребенка в целом. Негативная оценка учителем личности школьника может лежать в основе формирования предвзятого отношения к нему. Недопустимо публично (например, на родительских собраниях) вести разговор о недостатках и слабых сторонах тех или иных детей. Оценивая ребенка, учитель тем самым дает оценку и родителям. Защищая ребенка, они защищают и самих себя [2].
Пожалуй, самыми тяжелыми и несправедливыми для ребенка являются конфликты, в которых он становится виноватым пассивным участником. Учитель и родители должны быть союзниками, и только в этом случае они будут «на стороне» ребенка.
3. Причины возникновения конфликтов между учителем и родителем.
Конфликт - выражение противоречий между людьми, столкновение противоположных стремлений, интересов, представлений, ценностей. Правильное поведение в конфликте может сделать его конструктивным, привести даже к личностному росту его участников [5].
Конфликтные ситуации между учителями и родителями возникают в тех случаях, когда их представления о целях и средствах обучения и воспитания не совпадают. Конфликтные действия исходят либо от родителя, либо от учителя, либо от обоих - в зависимости от того, кто раньше осознает ситуацию как конфликтную.
Корнем конфликта между педагогом и родителем является не конкретная сложность в обучении ребенка, а психологические проблемы самих взрослых. Жертвой педагогического конфликта в любом случае является ребенок, что, несомненно, сказывается на его психическом и физическом здоровье.
Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, выявляются наиболее актуальные специфические причины конфликтов родителей и учителей [3]:
• разные уровни общей и педагогической культуры (особенно опасна профессиональная некомпетентность учителя);
• разные цели взаимодействия, зачастую далекие от идеи образования (лидерское соперничество, стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя – не только защитить своего ребенка, сколько утвердить свой статус получателя образовательных услуг);
• несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
• непонимание родителями, а зачастую и педагогами сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
• различия в отношении к ребенку как к личности;
• безответственность сторон (иждивенческая позиция семьи или педагогического коллектива, перекладывание ответственности за воспитание друг на друга, взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «школа, а не семья обязана...»).
• отрицательное отношение родителей к школе;
• неуважение друг к другу, личная неприязнь;
Входя в родительское сообщество, каждый родитель подвергается потенциальной опасности быть втянутым в конфликтную ситуацию. Поэтому необходимо знать, какие действия могут к ним привести. Приведем примерный перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации [4]:
· проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;
· проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;
· постоянные придирки к деятельности учителя;
· отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;
· истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;
· активное навязывание своей точки зрения;
· отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;
· создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;
· втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;
· навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.
Конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:
· использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;
· отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
· использование внутришкольной информации во вред отдельным ученикам и родителям;
· игнорирование интересов учеников и родителей;
· неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;
· создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.
Если ситуация складывается зримо и появление конфликта возможно, то можно воспользоваться примерной программой предупреждения конфликта в школе, которая может иметь следующий вид:
1) Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.
2) Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.
3) Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.
4) Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.
5) Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.
6) Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.
7) Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.
8) Четко и логично строить образовательный процесс в классе.
Но если все-таки время предупреждения конфликта пропущено, то встает необходимость его разрешить. В противном случае динамичный, развивающийся по спирали конфликт может затормозить процесс творческой работы не только одного класса, но и всей школы и навредить главному ее предназначению — образованию подрастающего поколения.
4. Анализ психолого-педагогической ситуации
Ситуация
Марина - ученица восьмого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает матери обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе курят, ругаются, мальчики хулиганят, девочки ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.
Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителя. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это три года. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.
Участники конфликта
Марина - ученица восьмого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует.
Мама – доверяет дочери, борется за справедливость, конфликтная, не разбирается в ситуациях, вспыльчивая, агрессивная.
Учитель – работник школы, ведущие уроки у восьмого класса.
Директор – директор школы, в которой учится Марина.
Конфликт
Марина – ученица восьмого класса – дома рассказывает матери обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителя, требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе, но школа не может донести до родителя правду.
Предмет конфликта
Предметом конфликта является проблема разногласия точек зрения на ситуацию.
Механизм возникновения конфликта
КФГ1 → КФГ2 → КФГ3…→КФ
Причины конфликта
1) Искажение фактов ученицей в рассказах о школе.
2) Обвинение матерью без выяснения реальной ситуации.
3) Желание каждого участника добиться своего.