Структура курсовой работы

Методические указания

Курсовая работа посвящается исследованию  методических проблем обучения русскому языку в школе. Одновременно курсовая работа показывает степень овладения студентом базовыми теоретическими знаниями по теоретическим основам и технологиям начального языкового образования, педагогике и психологии, демонстрирует его умение добывать и обрабатывать научную информацию, самостоятельно решать поставленную проблему.

Курсовая работапредставляет собой законченное достаточно самостоятельное исследование, в котором решается конкретная задача, актуальная для методики обучения русскому языку. В курсовой работестудент должен показать умение анализировать научную и научно-методическуюлитературу по проблеме исследования,  данные проведенных методических экспериментов, делать необходимые обобщения и выводы; продемонстрировать знание основных педагогических методов исследования и навыки их применения, а также владение научным стилем речи.

 

Требования к курсовой работе по теории и методике обучения русскому языку

 

  1. Умение четко определить цели и задачи курсовой работы, предмет и объект исследования и методы исследования.
  2. Знание литературы по теме курсовой работы и умение органически включить основные положения изученной литературы в содержание работы с указанием источника.
  3. Умение провести анализ федерального стандарта, школьных программ, учебников по русскому языку с учетом целей и задач курсовой работы.
  4. Проведение и описание элементарного методического эксперимента в соответствии с поставленными в курсовой работе задачами.
  5. Четкое формулирование выводов, основанных не только на сведениях, полученных из литературы, но и на результатах методического эксперимента.
  6. Правильное оформление курсовой работы.
  7. Наличие приложения к курсовой работе.

Организация выполнения курсовой работы

Тематика курсовых работ по теории и методике обучения русскому языку

Темы курсовых работ утверждаются на заседании кафедры русского языка и методики обучения. Темы курсовых работ предлагаются, как правило, преподавателем, назначенным научным руководителем курсовой работы. При этом учитываются индивидуальные качества студента, уровень его общей, лингвистической и методической подготовки, научные интересы, доступность необходимой для раскрытия темы научной и справочной литературы и т.д. Студент имеет право сам предложить или скорректировать тему в соответствии со своими интересами и желаниями. В этом случае тема курсовой работы утверждается отдельным решением на заседании кафедры русского языка и методики обучения. Тема курсовой работы должна быть выбрана студентом до начала педагогической практики.

Последовательность подготовки курсовой работы

После утверждения темы курсовой работы вся дальнейшая деятельность по ее написанию направляется и контролируется научным руководителем. Он составляет и выдает студенту задание на выполнение курсовой работы, являющееся основанием для разработки темы, рекомендует основную литературу по теме исследования, проводит консультации, контролирует проведение студентом экспериментальной работы во время педагогической практики, проверяет первый вариант курсовой работы.

Порядок выполнения студентом курсовой работы следующий.

  1. Выбор темы курсовой работы. Уточнение с научным руководителем плана работы и списка литературы.
  2. Изучение литературы по теме курсовой работы, подбор материала, фиксация отобранного материала.
  3. Написание реферативной части курсовой работы. Представление научному руководителю первого варианта реферативной части курсовой работы.
  4. Сбор материала по теме курсовой работы – зависит от темы курсовой работы. Как правило, сбор материала предполагает проведение методического эксперимента в школе (подготовка и проведение уроков, специальных заданий для исследования изучаемой проблемы).
  5. Анализ собранного материала, обобщение полученных результатов и их описание в экспериментальной части курсовой работы. Представление научному руководителю первого варианта экспериментальной части курсовой работы.
  6. Подготовка и написание вступления и заключения, списка литературы, приложений.
  7. Подготовка и представление научному руководителю окончательного варианта курсовой работы.
  8. Защита курсовой работы

 

Структура курсовой работы

 

Курсовая работа по теоретическим основам и технологиям начального языкового образования состоит из следующих элементов: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованнойлитературы, приложение. 

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– основной текст работы (распределяется по главам и параграфам);

– заключение;

– список использованной литературы (библиография);

– приложение.

Введение

Цель введения – подготовить читателя к восприятию основной части работы. Во введении должны быть освещены следующие вопросы:

обоснование темы, её актуальности;

цель исследования;

объект и предмет исследования;

формулировка гипотезы;

задачи исследования;

формулировка методов исследования.

       Актуальность темы исследования определяется на основании:

- степени ее разработанности в науке;

- состояния практики и ее потребности в разрешении вопросов, составляющих тему.

       Объект исследования – это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство – это теория или концепция, определяющие характер исследования. Практическое пространство – это конкретные образовательные или учебные системы, процессы или ситуации. Объект исследования определяет условия, в которых будет достигнута цель. Например, если темой исследования является «Методика формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе», то объектом будет «Процесс обучения орфографии в начальной школе».

       Предмет исследования - это та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению. Например: «Методы и приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

Объем введения может колебаться в пределах 3-5 страниц. Основное требование к этому разделу –краткость, ясность и четкость формулировок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: