Выбор нетрадиционных техник рисования

Для развития творческих способностей в изобразительной деятельности используются различные нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, тычки, трубочки для коктейля, пробки, зубные щётки, штампы из потолочной плитки, свечи, соль пищевая или морская, деревянные палочки, поролон; листья деревьев, овощные штампы и печати и т.д. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий процесс. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.На основе анализа методической литературы мы выявили, что педагоги рекомендуют использовать в работе с детьми дошкольного возраста следующие виды нетрадиционных техник изображения:

Тычок жёсткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикаль­но. При работе кисть в воду не опускается. Таким об­разом, заполняется весь лист, контур или шаблон. По­лучается имитация фактурности пушистой или колю­чей поверхности.

Рисование пальчиками. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на листе бумаги. Рисует и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой. Ребенок прижима­ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля. Ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном. Ребенок прижима­ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом (штампы). Ребенок прижима­ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой. Ребенок прижима­ет смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки и акварель. Ребенок рисует вос­ковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча и акварель. Ребенок рисует све­чой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету. Ребенок прижима­ет печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помо­щью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбира­ются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист пос­ле рисования нескольких украшений.

«Знакомая форма – новый образ». Ребенок обводит ка­рандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист). Ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем вос­ка. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается ту­шью без добавок. После высыхания палочкой проца­рапывается рисунок.

Кляксография обычная. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном поряд­ке. Затем лист накрывается другим листом и прижи­мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Да­лее верхний лист снимается, изображение рассматри­вается: определяется, на что оно похоже. Недостаю­щие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, де­лая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура по­вторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бу­магу.

Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикла­дывает его к бумаге окрашенной стороной для получе­ния отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Цветной граттаж. Ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем вос­ка. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процара­пывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная. Ребенок складыва­ет лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж; выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, пред­назначенная для отпечатка, протирается влажной губ­кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно ис­пользовать лист бумаги и кафельную плитку. На по­следнюю наносится рисунок краской, затем она накры­вается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование мыльной пеной. 1-ый способ. Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. 2-ой способ. В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Опускаем лист бумаги, затем слегка надавливаем и поднимаем вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

Рисование солью. Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем.

Пластилинография - это создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе.Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, полуобъемными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов

«Размытый рисунок» или «по сырому фону». Оказывается, плавать любят не только дети, но и красочки тоже не прочь поиграть на воде (влажном листе бумаги). Некоторые краски могут быстро плавать, превращаться в другие цвета. И при этом никаких четких очертаний, все словно в дымке(приложение 1).

Разработка планирования деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования

При подборе тем и разработке планирования деятельности с детьми мы опирались на следующие принципы:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка.

2. Принцип воспитывающего обучения. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.

3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке полноправного партнера.

5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

При планировании я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала (приложение 2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: