Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.
В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 20 детей составили экспериментальную группу и 20 детей – контрольную группу. Исследование проводилось в начале учебного года до проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года. Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что:
В начале года дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) показали одинаковый уровень развития творческих способностей:
ü никто из детей не показал высокий уровень;
ü только 20 % детей показали выше среднего уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 14 до 18 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины;
|
|
ü 50 % детей показали средний уровень, т.е. превратили от 10 до 14 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии;
ü 25 % детей показали ниже среднего уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия;
ü 5 % детей показали низкий уровень, т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.
В конце года произошли изменения:
ü 15 % детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития творческих способностей, т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии; в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено;
ü выше среднего уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей;
ü средний уровень - в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей;
ü ниже среднего уровень - в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей;
ü низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%. (приложение 3)
|
|
Заключение
Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, проведя исследования по теме, мы пришли к следующим выводам:
1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование нетрадиционных техник рисования.
2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения организованной образовательной деятельности по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.
3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно
Список литературы:
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для детей и родителей / Белова Е.С. - М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.- 146с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
4. Выготский Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М.Просвещение.1991)
5. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателя детского сада.М.:Просвещение, 1992. - 143с.,ил.
6. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1961.-223с.
7. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П.Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991г. - 186с.
8. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). - М., «Просвещение», 1971.- 96с.
9. Казанова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., 1983. - 144с.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для сред. проф. образования. - 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 416с.
11. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. // Дошкольное воспитание. 1998, № 10. - с.65-67
12. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания.- М.: Изд. Дом “Зимородок”, 2006. - 418с.
13. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 2000. - 218с.
14. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. - М.:, 1965. - 184с.
15. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. /под редакцией Н.П. Саккулиной. - Изд. 5-е.- М., Просвещение, 1971г.- 256с.,
16. Поддьяков И.И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.// Вопросы психологии. 1990, № 1., с. 5-7
17. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
18. Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов). / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: «Просвещение», 1964. - 184с.
19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве - М.: «Просвещение», 1965. - 124с.
Приложения
Приложение 1
«Осенние листья» Техника: набрызг Вакуленко Настя 6 лет |
«Летняя ночь» Техника: чёрно - белый граттаж Щербина Саша 6 лет |
«Золотая рыбка» Техника: восковые мелки и акварель Храброва Настя 6 лет |
«Я шагаю по ковру из осенних листьев» Техника: отпечатки листьев Трубина Соня 5 лет |
|
|
«Осенние деревья» Техника: по сырому фону Никифорова Варя 6 лет |
«Веточка рябины» Техника: рисование пальчиками Барбашов Арсений 4 года |
Коллективная работа «Весёлые осьминожки» Техника: рисование ладошкой старший возраст |
Коллективная работа «Осенние деревья» Техника: Оттиск пенопластом (штампы) средний возраст |
Выставка детских работ «Весёлый зоопарк» Техника: пластилинография средний возраст |
Коллективная работа «Деревья в инее» Техника: Оттиск пенопластом (штампы),тычок жёсткой полусухой кистью старший возраст |
«Деревья смотрятся в озеро» Техника: монотипия пейзажная Бутузов Ваня 6 лет |
«Бабочка» Техника: монотипия предметная Степанова Алина 6 лет |
Выставка детских работ «Разноцветный дождик» Техника: по сырому фону старший возраст |
«Цыплёнок в одуванчиках» Техника: тычок жёсткой полусухой кистью Солодский Даниил 5 лет |
«Цыплёнок в одуванчиках» Техника: тычок жёсткой полусухой кистью Рюмина Маша 5 лет |
«Белые лебеди» Техника: тычок жёсткой полусухой кистью Вакуленко Настя 5 лет |
«Веточка мимозы» Техника: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, ватной палочкой Максимова Даша 4 года |
Выставка детских работ «Нарядные мухоморы» Техника: рисование пальчиками II младшая группа |
Выставка детских работ «Зайчики» Техника: по сырому фону старший возраст |
Приложение 2
Перспективное планирование деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования в младшей группе
Месяц | Тема | Программное содержание | ||
Сентябрь | «Мой любимый дождик» (рисование пальчиками) | Знакомить с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание синего цвета. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату. | ||
«Весёлые мухоморы» (рисование кистью и пальчиками) | Продолжать знакомить с творческим процессом – рисование кисть и пальчиками. Закреплять знание красного и белого цветов. Учить равномерно закрашивать шляпку гриба кистью, наносить ритмично точки пальчиком. | |||
Октябрь | «Ягоды и яблочки» (оттиск пробкой, рисование пальчиками) | Познакомить с техникой печатания пробкой. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке. Развивать чувство композиции. | ||
«Веточка рябины» (рисование тычком, ватой палочкой, пальчиком) | Познакомить с техникой рисования тычком или ватной палочкой. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать на ветке ягоды ватной палочкой или тычком, а листики – примакивая кисть всем ворсом. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | |||
Ноябрь | «Цыплёнок» (рисование жёсткой полусухой кистью) | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного. Закреплять названия домашних птиц и их детёнышей, место обитания. | ||
«Моя любимая чашка» (рисование пальчиком) | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, равномерно нанося рисунок. Украшать в технике печатания. Воспитывать аккуратность. | |||
Декабрь | «Украсим рукавичку» (ватные палочки и тычок) | Учить детей самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой и тычком. | ||
«Нарядная ёлочка» (рисование пальчиками и оттиск пробкой) | Закрепить умение рисовать пальчиками (бусы) и пробкой шары на ветках. Использовать в рисовании разные цвета красок. Учить радоваться полученному результату. | |||
Январь
| «Мы рисуем, что хотим» (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техник. | ||
«Снегопад» (рисование пальчиками, ватными палочками, тычок) | Закреплять умение рисовать пальчиками, ватной палочкой, тычком. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Воспитывать аккуратность. | |||
Февраль | «Ёлочка» (рисование жёсткой полусухой кистью) | Упражнять в технике рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство, как фактура. Воспитывать аккуратность. | ||
«Весёлый снеговик» (рисование жёсткой полусухой кистью) | Упражнять в технике рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство, как фактура. Воспитывать аккуратность. | |||
Март | «Мимоза для мамы» (рисование пальчиками, ватными палочками или тычком) | Упражнять в рисовании пальчиками, ватной палочкой или тычком. Учить ритмично наносит отпечатки на веточку. Воспитывать аккуратность. | ||
«Мы рисуем, что хотим» (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техник. | |||
Апрель | «Солнышко» (рисование ладошками) | Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | ||
«Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками) | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков. | |||
Май | «Травка» (рисование ладошкой) | Упражнять в технике рисования ладошкой. Закреплять умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | ||
«Мы рисуем, что хотим» (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техник. | |||
Выставка детских работ | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. |
Перспективное планирование деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования в средней группе
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Украсим платочек для матрёшки» (рисование пальчиками и оттиск пробкой) | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и приём примакивания. Развивать чувство композиции. |
«Осеннее дерево» (рисование штампами из плитки) | Познакомить с техникой рисования штампами. Учить смешивать красную и жёлтую краски получая оранжевый цвет на штампе. | |
Октябрь | «Нарисуй воздушные шарики и укрась их» (оттиск пробкой, рисование пальчиками) | Учить рисовать предметы овальной формы. Закреплять умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатками. |
«Осенние листья» (отпечатки листьев) | Учить детей делать отпечатки листьями. Продолжать учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. | |
Ноябрь | «Мои любимые рыбки» (восковые мелки и акварель) | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. |
«Первый снег» (рисование пальчиками, ватными палочками, тычком) | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью ватной палочки, тычка или пальчика. Развивать чувство ритма, композиции. | |
Декабрь | «Укрась шарфик» (печать по трафарету, рисование пальчиками) | Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма и композиции. |
«Укрась ёлочку бусами» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) | Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувства ритма. | |
Январь | «Ёлочные игрушки» (восковые мелки и акварель, оттиск пробкой) | Упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой. |
«Зимний лес» (печать по трафарету, рисование пальчиками) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
Февраль | По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение творчество. |
«Снежная баба» (оттиск смятой бумагой) | Учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. | |
Март | «Ваза с цветами» (рисование ладошкой) | Продолжать учить детей рисовать ладошкой, прикладывая, её к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур. |
«Весеннее солнышко» (рисование ладошками) | Закреплять умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (жёлтую, красную, оранжевую) прямо на ладошке. | |
Апрель | «Ракеты в космосе» (печать по трафарету) | Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты. |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение творчество. | |
Май | «Укрась медвежонку рубаху» (рисование ватными палочками) | Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка. |
«Бабочка» (ватная палочка, оттиск пробкой) | Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение. | |
Выставка детских работ | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. |
Перспективное планирование деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования в старшей группе
Месяц | Тема | Программное содержание | |
Сентябрь | «Бабочки, которых я видел летом» (монотипия) | Познакомить детей с техникой монотипии, симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | |
«Укрась вазу для цветов» (печать по трафарету «знакомая форма – новый образ») | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | ||
«Ёжики» (тычок жёсткой полусухой кистью) | Закрепить умение техники тычок жёсткой полусухой кистью. Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять рисунок подходящими деталями. | ||
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | ||
Октябрь | «Ветка рябины» (с натуры) (рисование пальчиками) | Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. | |
«Разноцветный дождь» (рисование по сырому фону акварелью) | Продолжать знакомить с техникой рисования по мокрой бумаге. Учить отображать состояние погоды (дождь). Развивать чувство цвета, передавать цвета и оттенки осени. | ||
«Я шагаю по ковру из осенних листьев» (печатание листьями или набрызг по трафарету) | Познакомить с техникой печатания листьями. Закреплять умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | ||
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | ||
Ноябрь | «Осьминог» (раздувание краски) | Познакомить с техникой раздуваня краски при помощи соломинки. Развивать восприятие, чувство формы, ритма. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
«Мой маленький друг» (тычок жёсткой полусухой кистью) | Совершенствовать умение в технике сухая кисть. Учить отображать в рисунке облик животных, наиболее выразительно. | ||
Ноябрь | «Чудесные превращения кляксы» (техника кляксография) | Создать условия для экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. | |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | ||
Декабрь | «Первый снег» (монотипия, техника рисования пальчиками) | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
«Снежинки» (восковые мелки + акварель) | Учить рисовать восковыми мелками снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закруглёнными), тонировать лист бумаги. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус. | ||
«Ёлочка нарядная» (техника рисования пальчиками, восковые мелки + акварель) | Учить изготовлять ёлочные плоскостные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа). Закрепить умение украшать геометрические формы узорами. Учить украшать ёлочку бусами используя рисование пальчиками. | ||
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | ||
Январь | «Снежная семья» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Учить рисовать снеговиков разных размеров; закреплять приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования тычком. Развивать воображение, творческие способности. | |
«Зимняя ночь» (техника чёрно – белый граттаж) | Познакомить с техникой граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности как линия, штрих. | ||
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | ||
Февраль | «Шишки на ветке» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. | |
«Аквариум» (акварель, гуашь, эффект соли) | Учить рисовать рыб простым карандашом, закрашивать гуашью, посыпать солью для имитации чешуи. Продолжать учить тонировать лист акварелью. Закреплять умение сочетать в рисовании гуашевые и акварельные краски, соль. | ||
«Я в подводном мире» (техника рисование ладошкой, восковые мелки + акварель) | Совершенствовать умение рисовать восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции. | ||
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | ||
Март | «Открытка для мамы» (техника печать по трафарету, рисование пальчиками) | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по – разному. | |
«Подснежники» (техника восковые мелки + акварель) | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовоспиятие. | ||
«Солнечный цвет» (рисование - экспериментирование) | Расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий). Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, инициативность. | ||
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | ||
Апрель | «Космос» (техника восковые мелки + акварель, набрызг) 1 ч. | Беседа с детьми о космосе, космонавтах, рассматривание космической ракеты. Учить рисовать ракету восковыми мелками. | |
«Космос» (техника восковые мелки + акварель, набрызг)2 ч. | Познакомить с техникой – набрызг. Учить набирать краску на зубную щётку и проводить ею вперёд – назад по расчёске, разбрызгивая краску на бумагу. | ||
Апрель | «Я рисую море» (рисование экспериментирование) | Вызвать интерес к созданию образа моря различными техниками. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. | |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | ||
Май | «Цыплята» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Закреплять умение рисовать птиц в движении, технику рисования тычок жёсткой полусухой кистью. | |
«Вишня в цвету» (с натуры) (техника рисования пальчиками, тычками) | Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка. | ||
«Одуванчики» (техника восковые мелки + акварель) | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать разные материалы для создания выразительного образа. | ||
Выставка детских работ | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. | ||
Перспективное планирование деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования в подготовительной к школе группе
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Вот и осень вновь пришла» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Закреплять умение рисовать методом тычка. Расширять представления о приметах осени. Воспитывать любовь к природе и всему живому. |
«Гроздь винограда» (техника рисования пальчиками, ватной палочкой, тычком) | Закреплять умение рисовать пальцем, ватной палочкой, тычком. Развивать чувство цвета и ритма,композиции. | |
«Узор в круге» (техника рисования пальчиками, ватной палочкой, тычком, пробкой, печатками) | Учить самостоятельно находить и использовать в рисовании разные нетрадиционные техники, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской. | |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |
Октябрь | «Берёза» (рисование угольным карандашом) | Познакомить с угольным карандашом, его особенностями. Учить изображать силуэт берёзы, передавая её характерные особенности. Воспитывать любовь к природе. |
«Лягушки» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Расширять знания о животном мире (земноводные). Закреплять умение рисовать методом тычка. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | |
«Деревья смотрят в озеро» (монотипия пейзажная) | Совершенствовать технику рисования акварелью. Учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Воспитывать любовь к природе. | |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |
Ноябрь | «Моё любимое платье или свитер» (оттиск печатками, рисование пальчиками) | Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение, а по вороту – мелкий узор в полосе. |
«Золотая рыбка» (техника восковые мелки + акварель) | Учить использовать различные средства выразительности – линии, цвета. Закреплять технику рисования восковые мелки + акварель. Развивать художественные способности. | |
Ноябрь | «Семейка змеек» (рисование ватными палочками) | Учить рисовать простым карандашом, вписывая изображение в лист. Продолжать учить самостоятельно, подбирать подходящие цвета и рисовать с помощью ватной палочки. Упражнять в украшении предметов точками. Развивать фантазию. |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |
Декабрь | «Волшебные снежинки» (техника свеча + акварель) | Учить рисовать снежинки свечой разнообразными линиями (короткими, длинными, закруглёнными), тонировать лист бумаги. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус. |
«Я в волшебном еловом лесу» (техника чёрно – белый граттаж) | Совершенствовать умение в технике чёрно – белый граттаж. Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | |
«Удивительная новогодняя история» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Углублять представления о временах года (зима), расширять знания о праздниках. Учить рисовать сюжет по предложенному произведению. Совершенствовать технику рисования жёсткой полусухой кистью. | |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |
Январь | «Растения в нашей группе, сансевьера» (рисование с натуры, техника угольный карандаш) | Учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев. Совершенствовать технику рисования угольным карандашом. |
«Узоры на окне» (рисование зубной пастой) | Познакомить с возможностью рисования зубной пастой. Учить украшать квадрат узорами. Развивать наблюдательность, фантазию, творчество, воображение. | |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |
Февраль | «Пингвины на льдине» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Познакомить с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов. Используя метод тычка. |
«Зимний лес» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. | |
«Снегири на ветках» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Формировать обобщённое представление о птицах, расширять знания о перелётных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. | |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |
Март | «Букет для мамы» (техника оттиск мятой бумагой) | Учить рисовать цветы мятой бумагой, используя разные цвета красок. Вписывать композицию в лист бумаги. Развивать воображение. |
«Нарисуй, какую хочешь чашку и укрась её» (оттиск печатками, печать по трафарету) | Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение – печать по трафарету, дополнительные – печать печатками). Развивать чувство композиции и ритма. | |
«Животные, которых я придумал сам» (техника кляксография, знакомая форма – новый образ) | Совершенствовать технику кляксография. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. | |
По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |
Апрель | «Совы» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Познакомить с особенностями строения и образа жизни совы. Расширять знания детей о живой природе. Закреплять технику рисования методом тычка. |
«Обои в моей комнате» (оттиск печатками, поролоном, рисование пальчиком) | Закреплять умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка). | |
«Звёздное небо» (техника цветной граттаж) | Познакомить с выразительными возможностями цветного граттажа. Учить рисовать звёздное небо, используя приём процарапывания. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета, самостоятельность. | |
Апрель | По замыслу (разные техники) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Май | «Черепахи» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Развивать внимание и интерес к животному миру, его многообразию, обогащать словарный запас. Учить рисовать черепах, используя метод тычка. |
«Белые лебеди» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) | Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц. | |
«Зелёная весна» (техника монотипия) | Закрепить технику рисования – монотипия. Учить рисовать весну, используя соответствующие цветовые сочетания. | |
Выставка детских работ | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. |
приложение 3