Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 20 детей составили экспериментальную группу и 20 детей – контрольную группу. Исследование проводилось в начале учебного года до проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года. Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

В начале года дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) показали одинаковый уровень развития творческих способностей:

ü никто из детей не показал высокий уровень;

ü только 20 % детей показали выше среднего уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 14 до 18 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины;

ü 50 % детей показали средний уровень, т.е. превратили от 10 до 14 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии;

ü 25 % детей показали ниже среднего уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия;

ü 5 % детей показали низкий уровень, т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

В конце года произошли изменения:

ü 15 % детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития творческих способностей, т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии; в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено;

ü выше среднего уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей;

ü средний уровень - в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей;

ü ниже среднего уровень - в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей;

ü низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%. (приложение 3)

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, проведя исследования по теме, мы пришли к следующим выводам:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование нетрадиционных техник рисования.

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения организованной образовательной деятельности по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно

 

Список литературы:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для детей и родителей / Белова Е.С. - М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.- 146с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.

4. Выготский Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М.Просвещение.1991)

5. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателя детского сада.М.:Просвещение, 1992. - 143с.,ил.

6. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1961.-223с.

7. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П.Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991г. - 186с.

8. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). - М., «Просвещение», 1971.- 96с.

9. Казанова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.  - М., 1983. - 144с.

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для сред. проф. образования. - 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 416с.

11. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. // Дошкольное воспитание. 1998, № 10. - с.65-67

12. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания.- М.: Изд. Дом “Зимородок”, 2006. - 418с.

13. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.  - М.: Педагогика, 2000. - 218с.

14. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. - М.:, 1965. - 184с.

15. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. /под редакцией Н.П. Саккулиной. - Изд. 5-е.- М., Просвещение, 1971г.- 256с.,

16. Поддьяков И.И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.// Вопросы психологии. 1990, № 1., с. 5-7

17. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

18. Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов). / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: «Просвещение», 1964. - 184с.

19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве - М.: «Просвещение», 1965. - 124с.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

«Осенние листья» Техника: набрызг Вакуленко Настя 6 лет

 

«Летняя ночь» Техника: чёрно - белый граттаж Щербина Саша 6 лет  

 

 


 

«Золотая рыбка» Техника: восковые мелки и акварель Храброва Настя 6 лет  

 

 


«Я шагаю по ковру из осенних листьев» Техника: отпечатки листьев Трубина Соня 5 лет  

 

 

«Осенние деревья» Техника: по сырому фону Никифорова Варя 6 лет  

 

 


 

 

«Веточка рябины» Техника: рисование пальчиками Барбашов Арсений 4 года  

 


 

Коллективная работа «Весёлые осьминожки» Техника: рисование ладошкой старший возраст  

 


 

Коллективная работа «Осенние деревья» Техника: Оттиск пенопластом (штампы) средний возраст  

 

 


 

 

Выставка детских работ «Весёлый зоопарк» Техника: пластилинография средний возраст  
Коллективная работа «Деревья в инее» Техника: Оттиск пенопластом (штампы),тычок жёсткой полусухой кистью старший возраст  

 


 

 

 «Деревья смотрятся в озеро» Техника: монотипия пейзажная Бутузов Ваня 6 лет  

 

 

 «Бабочка» Техника: монотипия предметная Степанова Алина 6 лет  

 

 

Выставка детских работ «Разноцветный дождик» Техника: по сырому фону старший возраст  

 

 


 

 

 

 

 «Цыплёнок в одуванчиках» Техника: тычок жёсткой полусухой кистью Солодский Даниил 5 лет  

 


 

 

 «Цыплёнок в одуванчиках» Техника: тычок жёсткой полусухой кистью Рюмина Маша 5 лет  

 

 


 

 «Белые лебеди» Техника: тычок жёсткой полусухой кистью Вакуленко Настя 5 лет  

 

 


 

 «Веточка мимозы» Техника: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, ватной палочкой Максимова Даша 4 года  

 

Выставка детских работ «Нарядные мухоморы» Техника: рисование пальчиками II младшая группа
Выставка детских работ «Зайчики» Техника: по сырому фону старший возраст

 

 


Приложение 2

 













Перспективное планирование деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования в младшей группе

Месяц Тема Программное содержание

 

Сентябрь

«Мой любимый дождик» (рисование пальчиками)   Знакомить с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание синего цвета. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату.
«Весёлые мухоморы» (рисование кистью и пальчиками) Продолжать знакомить с творческим процессом – рисование кисть и пальчиками. Закреплять знание красного и белого цветов. Учить равномерно закрашивать шляпку гриба кистью, наносить ритмично точки пальчиком.

 

 

Октябрь

«Ягоды и яблочки» (оттиск пробкой, рисование пальчиками) Познакомить с техникой печатания пробкой. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке. Развивать чувство композиции.
«Веточка рябины» (рисование тычком, ватой палочкой, пальчиком) Познакомить с техникой рисования тычком или ватной палочкой. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать на ветке ягоды ватной палочкой или тычком, а листики – примакивая кисть всем ворсом. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

 

 

Ноябрь

«Цыплёнок» (рисование жёсткой полусухой кистью) Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного. Закреплять названия домашних птиц и их детёнышей, место обитания.
«Моя любимая чашка» (рисование пальчиком) Закрепить умение украшать простые по форме предметы, равномерно нанося рисунок. Украшать в технике печатания. Воспитывать аккуратность. 

 

 

Декабрь

«Украсим рукавичку» (ватные палочки и тычок) Учить детей самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой и тычком.
«Нарядная ёлочка» (рисование пальчиками и оттиск пробкой) Закрепить умение рисовать пальчиками (бусы) и пробкой шары на ветках. Использовать в рисовании разные цвета красок. Учить радоваться полученному результату.

 

 

Январь

 

«Мы рисуем, что хотим» (разные техники)   Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техник.
«Снегопад» (рисование пальчиками, ватными палочками, тычок) Закреплять умение рисовать пальчиками, ватной палочкой, тычком. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Воспитывать аккуратность.

 

Февраль

«Ёлочка» (рисование жёсткой полусухой кистью) Упражнять в технике рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство, как фактура. Воспитывать аккуратность.
«Весёлый снеговик» (рисование жёсткой полусухой кистью) Упражнять в технике рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство, как фактура. Воспитывать аккуратность.

 

 

Март

«Мимоза для мамы» (рисование пальчиками, ватными палочками или тычком) Упражнять в рисовании пальчиками, ватной палочкой или тычком. Учить ритмично наносит отпечатки на веточку. Воспитывать аккуратность.
«Мы рисуем, что хотим» (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техник.

 

 

Апрель

«Солнышко» (рисование ладошками) Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.
«Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками) Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков.

 

 

Май

«Травка» (рисование ладошкой) Упражнять в технике рисования ладошкой. Закреплять умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.
«Мы рисуем, что хотим» (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техник.
Выставка детских работ Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания.

 

Перспективное планирование деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования в средней группе

 

Месяц Тема Программное содержание

 

Сентябрь

«Украсим платочек для матрёшки» (рисование пальчиками и оттиск пробкой) Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и приём примакивания. Развивать чувство композиции.
«Осеннее дерево» (рисование штампами из плитки) Познакомить с техникой рисования штампами. Учить смешивать красную и жёлтую краски получая оранжевый цвет на штампе.

 

 

Октябрь

«Нарисуй воздушные шарики и укрась их» (оттиск пробкой, рисование пальчиками) Учить рисовать предметы овальной формы. Закреплять умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатками.
«Осенние листья» (отпечатки листьев) Учить детей делать отпечатки листьями. Продолжать учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.

 

 

Ноябрь

«Мои любимые рыбки» (восковые мелки и акварель) Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.
«Первый снег» (рисование пальчиками, ватными палочками, тычком) Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью ватной палочки, тычка или пальчика. Развивать чувство ритма, композиции.

 

Декабрь

«Укрась шарфик» (печать по трафарету, рисование пальчиками) Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма и композиции.
«Укрась ёлочку бусами» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувства ритма.

 

Январь

«Ёлочные игрушки» (восковые мелки и акварель, оттиск пробкой) Упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой.
«Зимний лес» (печать по трафарету, рисование пальчиками) Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

        

 

Февраль

По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение творчество.
«Снежная баба» (оттиск смятой бумагой)  Учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

 

 

Март

«Ваза с цветами» (рисование ладошкой) Продолжать учить детей рисовать ладошкой, прикладывая, её к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур.
«Весеннее солнышко» (рисование ладошками) Закреплять умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (жёлтую, красную, оранжевую) прямо на ладошке.

 

 

Апрель

«Ракеты в космосе» (печать по трафарету) Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты.
По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение творчество.

 

 

Май

«Укрась медвежонку рубаху» (рисование ватными палочками) Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка.
«Бабочка» (ватная палочка, оттиск пробкой) Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение.
Выставка детских работ Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания.  

 

 

Перспективное планирование деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования в старшей группе

Месяц Тема

Программное содержание

 

Сентябрь

«Бабочки, которых я видел летом» (монотипия)

Познакомить детей с техникой монотипии, симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

«Укрась вазу для цветов» (печать по трафарету «знакомая форма – новый образ»)

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

«Ёжики» (тычок жёсткой полусухой кистью)

Закрепить умение техники тычок жёсткой полусухой кистью. Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять рисунок подходящими деталями.

По замыслу (разные техники)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Октябрь

«Ветка рябины» (с натуры) (рисование пальчиками)

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

«Разноцветный дождь» (рисование по сырому фону акварелью)

Продолжать знакомить с техникой рисования по мокрой бумаге. Учить отображать состояние погоды (дождь). Развивать чувство цвета, передавать цвета и оттенки осени.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев» (печатание листьями или набрызг по трафарету)

Познакомить с техникой печатания листьями. Закреплять умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

По замыслу (разные техники)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Ноябрь

«Осьминог» (раздувание краски)

Познакомить с техникой раздуваня краски при помощи соломинки. Развивать восприятие, чувство формы, ритма. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

«Мой маленький друг» (тычок жёсткой полусухой кистью)

Совершенствовать умение в технике сухая кисть. Учить отображать в рисунке облик животных, наиболее выразительно.

 

 

Ноябрь

«Чудесные превращения кляксы» (техника кляксография)

Создать условия для экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

По замыслу (разные техники)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Декабрь

«Первый снег» (монотипия, техника рисования пальчиками)

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

 «Снежинки» (восковые мелки + акварель)

 Учить рисовать восковыми мелками снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закруглёнными), тонировать лист бумаги. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус.

«Ёлочка нарядная» (техника рисования пальчиками, восковые мелки + акварель)

Учить изготовлять ёлочные плоскостные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа). Закрепить умение украшать геометрические формы узорами. Учить украшать ёлочку бусами используя рисование пальчиками.

По замыслу (разные техники)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Январь

«Снежная семья» (техника тычок жёсткой полусухой кистью)

Учить рисовать снеговиков разных размеров; закреплять приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования тычком. Развивать воображение, творческие способности.

«Зимняя ночь» (техника чёрно – белый граттаж)

Познакомить с техникой граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности как линия, штрих.

По замыслу (разные техники)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Февраль

«Шишки на ветке» (техника тычок жёсткой полусухой кистью)

Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях.

«Аквариум» (акварель, гуашь, эффект соли)

Учить рисовать рыб простым карандашом, закрашивать гуашью, посыпать солью для имитации чешуи. Продолжать учить тонировать лист акварелью. Закреплять умение сочетать в рисовании гуашевые и акварельные краски, соль.

«Я в подводном мире» (техника рисование ладошкой, восковые мелки + акварель)

Совершенствовать умение рисовать восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

По замыслу (разные техники)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Март

«Открытка для мамы» (техника печать по трафарету, рисование пальчиками)

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по – разному.

«Подснежники» (техника восковые мелки + акварель)

 Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовоспиятие.

«Солнечный цвет» (рисование - экспериментирование)

Расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий). Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

По замыслу (разные техники)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Апрель

«Космос» (техника восковые мелки + акварель, набрызг) 1 ч.

Беседа с детьми о космосе, космонавтах, рассматривание космической ракеты. Учить рисовать ракету восковыми мелками.

«Космос» (техника восковые мелки + акварель, набрызг)2 ч.

Познакомить с техникой – набрызг. Учить набирать краску на зубную щётку и проводить ею вперёд – назад по расчёске, разбрызгивая краску на бумагу.

 

Апрель

«Я рисую море» (рисование экспериментирование)

Вызвать интерес к созданию образа моря различными техниками. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции.

По замыслу (разные техники)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Май

«Цыплята» (техника тычок жёсткой полусухой кистью)

Закреплять умение рисовать птиц в движении, технику рисования тычок жёсткой полусухой кистью.

«Вишня в цвету» (с натуры) (техника рисования пальчиками, тычками)

Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

«Одуванчики» (техника восковые мелки + акварель)

Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать разные материалы для создания выразительного образа.

Выставка детских работ

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания.
       

 

 

Перспективное планирование деятельности с детьми по развитию творческих способностей дошкольников на основе использования нетрадиционных техник рисования в подготовительной к школе группе

 

Месяц Тема Программное содержание

 

Сентябрь

«Вот и осень вновь пришла» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) Закреплять умение рисовать методом тычка. Расширять представления о приметах осени. Воспитывать любовь к природе и всему живому.
«Гроздь винограда» (техника рисования пальчиками, ватной палочкой, тычком)  Закреплять умение рисовать пальцем, ватной палочкой, тычком. Развивать чувство цвета и ритма,композиции.
«Узор в круге» (техника рисования пальчиками, ватной палочкой, тычком, пробкой, печатками) Учить самостоятельно находить и использовать в рисовании разные нетрадиционные техники, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской.
По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Октябрь

«Берёза» (рисование угольным карандашом) Познакомить с угольным карандашом, его особенностями. Учить изображать силуэт берёзы, передавая её характерные особенности. Воспитывать любовь к природе.
«Лягушки» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) Расширять знания о животном мире (земноводные). Закреплять умение рисовать методом тычка. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
«Деревья смотрят в озеро» (монотипия пейзажная) Совершенствовать технику рисования акварелью. Учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Воспитывать любовь к природе.
По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Ноябрь

«Моё любимое платье или свитер» (оттиск печатками, рисование пальчиками) Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение, а по вороту – мелкий узор в полосе.
«Золотая рыбка» (техника восковые мелки + акварель) Учить использовать различные средства выразительности – линии, цвета. Закреплять технику рисования восковые мелки + акварель. Развивать художественные способности.

 

Ноябрь

«Семейка змеек» (рисование ватными палочками) Учить рисовать простым карандашом, вписывая изображение в лист. Продолжать учить самостоятельно, подбирать подходящие цвета и рисовать с помощью ватной палочки. Упражнять в украшении предметов точками. Развивать фантазию.
По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Декабрь

«Волшебные снежинки» (техника свеча + акварель) Учить рисовать снежинки свечой разнообразными линиями (короткими, длинными, закруглёнными), тонировать лист бумаги. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус.
«Я в волшебном еловом лесу» (техника чёрно – белый граттаж) Совершенствовать умение в технике чёрно – белый граттаж. Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.
«Удивительная новогодняя история» (техника тычок жёсткой полусухой кистью)  Углублять представления о временах года (зима), расширять знания о праздниках. Учить рисовать сюжет по предложенному произведению. Совершенствовать технику рисования жёсткой полусухой кистью.
По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Январь

«Растения в нашей группе, сансевьера» (рисование с натуры, техника угольный карандаш) Учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев. Совершенствовать технику рисования угольным карандашом.
«Узоры на окне» (рисование зубной пастой) Познакомить с возможностью рисования зубной пастой. Учить украшать квадрат узорами. Развивать наблюдательность, фантазию, творчество, воображение.
По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Февраль

«Пингвины на льдине» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) Познакомить с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов. Используя метод тычка.
«Зимний лес» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.
«Снегири на ветках» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) Формировать обобщённое представление о птицах, расширять знания о перелётных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.
По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Март

«Букет для мамы» (техника оттиск мятой бумагой) Учить рисовать цветы мятой бумагой, используя разные цвета красок. Вписывать композицию в лист бумаги. Развивать воображение.
«Нарисуй, какую хочешь чашку и укрась её» (оттиск печатками, печать по трафарету) Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение – печать по трафарету, дополнительные – печать печатками). Развивать чувство композиции и ритма.
«Животные, которых я придумал сам» (техника кляксография, знакомая форма – новый образ) Совершенствовать технику кляксография. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.  
По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Апрель

«Совы» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) Познакомить с особенностями строения и образа жизни совы. Расширять знания детей о живой природе. Закреплять технику рисования методом тычка.
«Обои в моей комнате» (оттиск печатками, поролоном, рисование пальчиком) Закреплять умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка).
«Звёздное небо» (техника цветной граттаж) Познакомить с выразительными возможностями цветного граттажа. Учить рисовать звёздное небо, используя приём процарапывания. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета, самостоятельность.
Апрель По замыслу (разные техники) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

 

Май

«Черепахи» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) Развивать внимание и интерес к животному миру, его многообразию, обогащать словарный запас. Учить рисовать черепах, используя метод тычка.
«Белые лебеди» (техника тычок жёсткой полусухой кистью) Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц.
«Зелёная весна» (техника монотипия) Закрепить технику рисования – монотипия. Учить рисовать весну, используя соответствующие цветовые сочетания.
Выставка детских работ Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания.

 

приложение 3

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: