Интерпретация индивидуального выполнения ЛД начинается с исследования самооценки. При этом данные по конкретным параметрам объединяются в комплексные признаки ("ключ" на левой стороне бланка).
1. Результаты фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, удовлетворён собой, приписывает себе позитивные, социально одобряемые характеристики. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, на недостаточный уровень принятия себя, на неудовлетворенность собственным поведением и особенностями личности. Особо низкие значения этого фактора рассматриваются как возможные свидетельства наличия неврологических или иных проблем, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
2. Данные по фактору Силы (С) определяют самооценку развития волевых качеств. Высокие значения показывают уверенность в себе, независимость, склонность собственными силами преодолевать трудности, низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности придерживаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств. Особо низкие оценки указывают на возможную астенизацию и тревожность.
3. Показатели фактора Активности (А) соотносимы с понятиями экстраверсии и интроверсии. Так, положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Отрицательные (-) на замкнутость, пассивность, преобладание спокойных эмоциональных реакций.
Далее, в предлагаемом варианте ЛД изучаются представления о личностных качествах психолога-профессионала и о степени соответствия собственных черт свойствам этого своеобразного "эталона". Здесь представленные на бланке параметры личности рассматриваются уже вне названных факторов, т. е. взятыми сами но себе.
Обсуждение результатов.
В выводе необходимо охарактеризовать имеющийся в настоящий момент образ собственной личности и оценить степень его соответствия
идеальному образу квалифицированного психолога (конкретизировать представления о направлениях саморазвития). С этой целью необходимо проанализировать следующие показатели:
1. Черты, выделенные как доминирующие в структуре референтной личности (соответствуют отметке "3" на первом этапе заполнения бланка).
2. Черты, выделенные как второстепенные для психолога-профессионала (по другим отметкам первого этапа в порядке убывания).
3. Черты, в отношении которых существует полное соответствие между "реальным" и "идеальным" образами личности (по совпадению отметок на первом и втором этапе заполнения бланка).
4. Черты, по которым испытуемым отмечается значительное несоответствие (в два балла и более) между желаемым уровнем и выделенным при самооценке.
Следует иметь в виду, что на бланке ЛД отражаются субъективные представления человека, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел. Поэтому данную методику целесообразно на практике использовать в сочетании с более достоверными способами получения информации
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Исследование самооценки с помощью методики
Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн
Тема задания. Ознакомление студентов с методикой исследования самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн. Определение с помощью процедур ранговой корреляции типов самооценок у испытуемых.
Введение.
Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других является, как известно, важным регулятором ее поведения. От самооценки вомногом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Обычно выделяют три типа самооценки: адекватную, заниженную и завышенную.
Заниженная самооценка, как правило, уменьшает социальную активность человека, его инициативность, готовность к конкуренции. Реальные успехи и положительное отношение окружающих воспринимаются при этом как нечто случайное, временное. Завышение самооценки приводит к тому, что человек самонадеянно берется за работу, не проанализировав реальности поставленных целей и условий их достижений. В том и в другом случае возникают внутренняя неуверенность в себе, повышенная впечатлительность, конфликтность.
Цель работы: ознакомление с процедурами выявления самооценки (на основе варианта методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн).
Оборудование: список личностных качеств, протокол для регистрации результатов.
Выполнение задания. Применение методики начинается с ознакомления испытуемых со списком разнообразных личностных качеств, представленных на бланке.