Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири

 

Тема задания. Ознакомление студентов с методикой  экспериментального изучения межличностных отношенийТ. Лири. Отработка использованияметодики с целью изучения степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности, идеального образа и оценки, данной другими людьми.

 Введение.

Методика была создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в ма­лых группах. С помощью данной методики выявляется преобла­дающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее ча­сто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дру­желюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при ана­лизе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Ocгyдa: оценка и сила.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секто­ры. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозна­чены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелю­бие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответствующих более частным отношениям. Для еще бо­лее тонкого описания круг делится на 16 секторов, но чаще исполь­зуются октанты, определенным образом ориентированные отно­сительно двух главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каж­дой ориентации переводится в индекс. Расстояние полученных показателей от цент­ра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений. Методика построена так, что суж­дения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработ­ке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Методика используется для оценки наблю­даемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

 

Цель работы: исследования представлений о себе и идеальном "Я", выявление преобла­дающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке  (на основе методикидиагностики межличностных  отношений Т. Лири).

 

Оборудование: Список из 128 оценочных суждений (Приложение 2), протокол для регистрации результатов исследования.

Выполнение задания. Методика может быть представлена респонденту либо спис­ком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать:

1. Те утверждения, которые со­ответствуют его представлению о себе.

2. Утверждения, соответствующие его  идеалу.

3. Оценка личностных качеств испытуемого 3-4 студентами группы.       Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

 

0-4 балла - низкая  
5-8 баллов - умеренная адаптивное поведение
   
9-12 баллов - высокая экстремальное
13-16 баллов -           до патологии поведение
экстремальная  
   
   

Инструкция испытуемому: «Поставьте знак "+" против тех определений, которые соот­ветствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уве­ренности, знак "+" не ставьте)».

   Обработка результатов.

При обработке результатов производится подсчет баллов по каждой октан­те с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от цент­ра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный про­филь.

По специальным формулам определяются показатели по ос­новным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VШ + II - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

 

Обсуждение результатов.

С помощью полученных баллов составляется характеристика преобла­дающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

 

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах группо­вой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, автори­тетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.    

II. Эгоистичный

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в сторо­не от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружаю­щим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоци­ального поведения.

9-12 -требовательный, прямолинейный, oткpoвeнный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обви­нять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злоб­ному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недово­лен (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, по­дозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм про­являет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явле­ниям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабоволь­ный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пас­сивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен под­чиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдер­жанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 – очень неуверенный в себе, имеет навязчивые стра­хи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет про­явить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

 0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, до­верчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требо­вания всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и по­давления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и ком­промиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хо­рошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить, признание и любовь, общитель­ный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: